Многоконтурные тормозные приводы

Многоконтурные тормозные приводы обеспечивают современные требования безопасности движения автомобиля.
Многоконтурный привод с независимой работой каждого контура применяется на современных автомобилях марки «КамАЗ», современных моделях автомобилей марки «ЗиЛ», «МАЗ» и различных автобусах.
В тормозных системах этих автомобилей много общего, как в назначении отдельных контуров, так и в используемых приборах. Более того — многие приборы пневмопривода отечественных грузовых автомобилей разных марок имеют одинаковую конструкцию и взаимозаменяемы.

Общее устройство многоконтурного пневматического привода рассмотрим на примере автомобиля марки «КамАЗ». Аналогичную конструкцию пневматического привода тормозов имеют тормозные системы автомобилей «МАЗ» и «ЗиЛ».

Многоконтурный привод тормозов автомобиля «КамАЗ»

Тормозная система автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 1) включает в себя следующие элементы:

  • рабочую тормозную систему;
  • стояночную тормозную систему;
  • запасную тормозную систему;
  • вспомогательную тормозную систему;
  • систему аварийного растормаживания;
  • выводы для питания сжатым воздухом тормозных систем прицепов и полуприцепов.

Тормозная система состоит из пяти независимых контуров:

  • контур привода рабочей тормозной системы передних колес;
  • контур привода тормозной системы колес задней тележки;
  • контур привода стояночной и запасной тормозной системы;
  • контур привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей сжатого воздуха;
  • контур аварийного растормаживания тормозного механизма стояночной тормозной системы.

Независимость действия каждого контура обеспечивается специальными двух- и трехсекционными клапанами, позволяющими поддерживать работоспособность исправных контуров при потере герметичности одним из них. Выдерживается и пропорциональность между интенсивностью торможения и величиной усилия, прикладываемого к тормозной педали.

Световая и звуковая сигнализация предупреждают водителя о выходе из строя приборов (контуров) тормозной системы и понижения давления сжатого воздуха ниже 65% от номинального, которое составляет 0,7…0,75 МПа. Каждая тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов.
Пневматический тормозной привод состоит из общего участка питания контуров сжатым воздухом и пяти перечисленных выше независимых контуров.

Для просмотра схемы в увеличенном виде щелкните мышкой по рисунку.
Схема откроется в отдельном окне браузера.

Общий участок питания контуров состоит из компрессора, регулятора давления, предохранителя от замерзания конденсата и конденсационного ресивера. Воздух по воздухопроводу подходит к двух- и трехсекционным защитным клапанам, а затем расходится по пяти независимым контурам.

Первый контур

Привод тормозных механизмов колес переднего моста включает в себя часть тройного защитного клапана, ресивер объемом 20 литров с краном слива конденсата, часть двухстрелочного манометра, нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана, клапан ограничения давления, клапан контрольного вывода, тормозные камеры передних колес, трубопроводы от нижней секции двухсекционного тормозного крана к нижней секции клапана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом и от него к клапану управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом, к разобщительным кранам и соединительным головкам, предназначенным для присоединения пневмопривода тягача к пневматическому приводу прицепа или полуприцепа.

Второй контур

Привод тормозных механизмов колес задней тележки и прицепа включает в себя часть тройного защитного клапана, два ресивера общим объемом 40 литров, часть двухстрелочного манометра, верхнюю секцию двухсекционного тормозного крана, автоматический регулятор тормозных сил, четыре тормозных камеры колес задней тележки, клапан контрольного вывода, верхнюю секцию клапана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, те же узлы привода, что были перечислены в первом контуре, воздухопроводы и шланги между перечисленными элементами и приборами.

Третий контур

Привод тормозных механизмов стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа, а также питания комбинированного привода тормозных механизмов прицепа включает часть двойного защитного клапана, два ресивера общим объемом 40 литров, клапан контрольного вывода, кран управления стояночной и запасной тормозными системами, ускорительный клапан, часть двухмагистрального перепускного клапана, четыре пружинных энергоаккумулятора, трубопроводы и шланги между вышеназванными узлами.
Кроме перечисленного в третий контур входят трубопровод от крана стояночной и запасной тормозных систем к средней секции клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, ресивер к одинарному защитному клапану управления тормозными механизмами однопроводным приводом и разобщительным клапаном, соединительные головки (головки типа «А» однопроводного привода тормозных механизмов прицепа, головка типа «Палм» двухпроводного привода).

Четвертый контур

Привод вспомогательной тормозной системы и питания потребителей сжатого воздуха включает в себя конденсационный ресивер, часть двойного защитного клапана, два цилиндра привода заслонок вспомогательной тормозной системы, один цилиндр выключения подачи топлива ТНВД, трубопроводы и шланги между вышеперечисленными приборами. От этого же контура сжатый воздух поступает к потребителям (стеклоочистители, пневмогидравлический усилитель сцепления и др.).

Пятый контур

Привод системы аварийного растормаживания тормозных механизмов стояночной тормозной системы включает в себя часть тройного защитного клапана, кран системы аварийного растормаживания, часть перепускного клапана, воздушные ресиверы, воздухопроводы и шланги между перечисленными приборами.

На приведенной ниже схеме изображены основные приборы I, II и III контуров тормозных систем автомобиля «КамАЗ» и соединение их в приводе (изображение можно увеличить, щелкнув по нему мышкой).

Все приборы тормозного привода по основному назначению можно отнести к следующим группам:

Особенности конструкции и принцип действия этих приборов рассмотрен на отдельных страничках сайта, которые можно открыть по соответствующим ссылкам.
Работа и взаимодействие многоконтурных тормозных систем, а также особенности управления тормозами автомобиля с пневматическим приводом подробно рассмотрены здесь.

Для повышения эффективности и надежности действия тормозной системы в соответствии с современными требованиями безопасности движения грузовые автомобили с дизелями оборудуют многоконтурным пневматическим тормозным приводом, который служит также для привода и некоторых других приборов.

Расчленение тормозного привода на несколько самостоятельных контуров обеспечивает сохранение работоспособности привода в целом при отказе отдельных его приборов или повреждении трубопроводов какого-либо одного контура.

Пневматический привод тормозов автомобиля-тягача КамАЗ-5320 имеет следующее устройство. Компрессор подает сжатый воздух к регулятору давления, выполняющему роль разгрузочного устройства, и далее в предохранитель против замерзания конденсата, в котором воздух насыщается парами спирта, препятствующими замерзанию влаги. Двойной и тройной защитные клапаны распределяют воздух по трубопроводам независимых контуров.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Контур привода тормозов рабочей тормозной системы передних колес и прицепа состоит из нижней части тройного защитного клапана, воздушного ресивера, верхней секции двухсекционного тормозного крана, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, двух передних тормозных камер, трубопроводов и шлангов, соединяющих этот контур, а также трубопровода от нижней секции тормозного крана к нижней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем и прицепа, а также контур питания комбинированного привода тормозов прицепа (полуприцепа) включает нижнюю часть двойного защитного клапана, воздушный баллон, клапан контрольного вывода, тормозной кран обратного действия с ручным управлением, ускорительный клапан, верхнюю часть двух-магистрального перепускного клапана, четыре тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами, трубопроводы и шланги между ними, а также трубопровод от тормозного крана с ручным управлением к средней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом и трубопровод от воздушного баллона к защитному одинарному клапану для питания воздухом привода тормозов прицепа.

Контур привода вспомогательной системы и питания потребителей состоит из части двойного защитного клапана, воздушного ресивера, клапана контрольного вывода, пневматического крана 6 включения вспомогательного тормоза, пневматического цилиндра привода вспомогательного тормоза, пневматического цилиндра выключения подачи топлива, а также трубопроводов и шлангов между отдельными приборами контура.

От контура привода вспомогательной тормозной системы воздух поступает к дополнительным потребителям: стеклоочистителям, пнев-мосигналу, пневмогидравлическому усилителю сцепления и другим приборам.

Контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы состоит из части тройного защитного клапана, крана аварийного растормаживания, части двухмаги-стрального перепускного клапана, трубопроводов и шлангов, соединяющих приборы контура. Питание привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы осуществляется от воздушных ресиверов контуров рабочей тормозной системы. Этот контур обеспечивает трехкратное растормаживание стояночного тормоза при неработающем двигателе после применения аварийного торможения, чтобы можно было буксировать автомобиль с места аварии.

Рис. 1. Схема пневматического привода тормозов автомобиля-тягача КамАЭ-5320

Привод тормозов прицепа автомобилей-тягачей комбинированный (одно- и двухпроводный) включает в себя клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, защитный одинарный клапан, клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, три разобщительных крана и три соединительные головки (две головки для двухпроводного привода тормозов прицепа и одна — для однопроводного). Питание привода тормозов прицепа осуществляется от воздушного баллона контура привода стояночной и запасной систем. Давление в системе пневмопривода контролируется манометром.

Рассмотрим назначение остальных приборов многоконтурного пневматического тормозного привода.

Защитные клапаны двойной и тройной распределяют сжатый воздух от компрессора соответственно по двум и трем контурам. При повреждении одного из контуров клапаны отключают контур, отказавший в работе, и сохраняют давление воздуха в оставшихся контурах.

Регулятор тормозных сил с упругим элементом автоматически регулирует давление воздуха в тормозных камерах колес среднего и заднего мостов автомобиля в зависимости от осевой нагрузки, приходящейся на эти мосты.

Регулятор устанавливают на лонжероне рамы автомобиля. Его рычаг тягой через упругий элемент, штангу и компенсатор соединен с балками мостов задней подвески так, что перекосы их во время торможения на неровных поверхностях дорог и скручивание от действия тормозного момента не отражаются на процессе регулирования тормозных сил. Упругий элемент защищает регулятор от повреждения при вертикальных перемещениях мостов задней подвески, а также поглощает толчки и уменьшает вибрацию, когда они превышают допустимые пределы.

Клапан ограничения давления уменьшает давление в тормозных камерах передних колес при частичном торможении, что исключает занос автомобиля и улучшает его управляемость. При таком торможении клапан увеличивает интенсивность торможения и ускоряет выпуск воздуха при растормаживании.

Ускорительный клапан служит для увеличения скорости срабатывания тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами при аварийном торможении.

Двухмагистральный перепускной клапан позволяет осуществлять управление пружинными энергоаккумуляторами либо от ускорительного клапана, т. е. от ручного крана управления, либо от крана аварийного растормаживания.

Контроль за исправностью приборов и механизмов тормозной системы осуществляется световой и звуковой сигнализацией при помощи датчиков пневматического действия, а также непосредственно манометром, установленным в кабине водителя.

Для отбора сжатого воздуха из пневмопривода или замера давления в контуре предусмотрены клапаны 9 контрольного вывода, установленные во всех контурах схемы. При работе автомобилей с прицепом или полуприцепом пневмопривод автомобиля-тягача соединяют с приводом тормозной системы прицепного звена при помощи разобщительных и соединительных головок по одно- или двухпроводной схеме.

Рис. 2. Схема установки регулятора тормозных сил автомобилей КамАЗ

На грузовых автомобилях средней и большой массы широко применяются пневматические приводы к тормозным механизмам колес. Они обеспечивают также эффективное торможение прице­пов и полуприцепов автопоездов.

В пневматических приводах для приведения тормозных меха­низмов в действие используется энергия предварительно сжатого воздуха, которая позволяет получить практически любые усилия, необходимые для торможения автомобиля при незначительных усилиях на тормозной педали. Наряду с этим в системе пневмати­ческого привода устанавливается следящее устройство, обеспе­чивающее пропорциональность между усилием нажатия на тор­мозную педаль и усилием, создаваемым воздухом на разжимном устройстве тормозных механизмов.

Принципиальная схема одноконтурного пневмопривода рабо­чей тормозной системы автомобиля-тягача и прицепа показана на рис. 17.14. Компрессор /, установленный на двигателе и приво­димый в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, накачивает воздух в воздушные баллоны 8. Давление сжатого воздуха, поддерживаемое в диапазоне 0,б. 0,77 МПа, ограничи­вается регулятором давления 2. Предохранительный клапан 9 ис­ключает возможность повышения давления сжатого воздуха в си­стеме более 0,9. 1,0 МПа. Подвод сжатого воздуха к тормозным механизмам осуществляется через тормозной кран 6 со встроен-

Рис. 17.14. Схема одноконтурного пневмопривода авгтомобиля-тягача ЗИЛ-431410: а— пневмопривод тягача; б— пневмопривод прицепа; / — компрессор; 2 — регулятор давления; 3— тормозные камеры передних колес; 4— двухстрслочный манометр; 3 — педаль; б — тормозной кран; 7 — сливные краны для удаления конденсата; 8— воздушные баллоны; 9— предохранительный клапан; 10 — тормозные камеры задних колес автомобиля и прицепа; //. 14— разобщитель­ные краны; 12— соединительная головка; 13— гибкий шланг, 13— воздухорас­пределительный клапан

ным в него следящим устройством. При нажатии на педаль 5тор* мозной кран подает сжатый воздух из баллона 8 в тормозные ка­меры 3 и 10 соответственно передних и задних колес. Давление воздуха через мембраны 14 (см. рис. 17.1) тормозных камер пере* дается на разжимные кулаки тормозных механизмов.

При возвращении педали 5 (см. рис. 17.14) в исходное положе­ние тормозной кран 6 разобщает воздушные баллоны с тормоз­ными камерами, из которых сжатый возпух выходит наружу, вслед* ствие чего тормозные механизмы растормаживаются. Для выпуска 1 конденсата баллоны снабжены сливными кранами 7. Двухстрслоч­ный манометр 4, установленный в кабине, дает возможность кон­тролировать давление в баллонах и в магистралях, подводящих воздух к тормозным камерам.

Для связи привода тормозов прицепа и полуприцепа с тор­мозной системой автомобиля применяются гибкий шланг 13 и соединительная головка /2, состоящая из двух половин, одна из которых связана с автомобилем, а другая — с прицепом. С обеих сторон соединительной головки установлены разобщительные кра­ны 11 и 14, служащие для отключения или включения магистралей тягача или прицепа (полуприцепа).

В пневматическом приводе прицепного состава используется воздухораспределительный клапан /5, который управляет снаб­жением тормозных камер и баллона сжатым воздухом из системы тягача. При снижении давления воздуха в соединительной магист­рали клапан соединяет тормозные камеры 10 прицепного состава с воздушным баллоном £ прицепа или полуприцепа, а при нормаль­ном давлении соединяет пневмосистему тягача с баллоном прице­па или полуприцепа и тормозные камеры — с атмосферой через комбинированный тормозной кран 6 (показано стрелками).

Рассмотренная схема одноконтурного пневмопривода автопо­езда длительное время применялась на автомобилях семейства ЗИЛ-130 и в настоящее время сохранилась на ряде модификаций автомобиля семейства ЗИЛ-431410. Однако одновременно осуще­ствляется выпуск автомобилей этой модели с многоконтурным приводом. Наряду с этим на отдельных моделях грузовых автомо­билей для повышения их активной безопасности применяют двух- контурный пневматический привод, включающий в себя две раз­дельные ветви трубопроводов для питания тормозных камер пере­дних и задних колес.

Типичным примером применения двухконтурного привода яв­ляются автомобили МАЗ-5335. Они оборудованы раздельным пнев­матическим приводом передних и задних тормозных механизмов. В этом приводе воздух, нагнетаемый компрессором 1 (рис. 17.15), поступает через влагомаслоотделитель 2 к регулятору давления 3. При этом сброс конденсата во влагомаслоотделителе производит­ся автоматически, и из регулятора давления воздух проходит в конденсационный баллон 4% из которого через двойной защит­ный клапан 5 подается в контуры привода передних и задних тор­мозных механизмов. Контур привода задних тормозов включает в

Рис. 17.15. Схема двухконтурного пневмопривода автомобиля МАЗ-5335: I— компрессор; 2— влагомаслоотделитель; 3— регулятор давления; 4— кон­денсационный баллон; 5 — двойной защитный клапан; б. 7— воздушные балло­ны; 8 —клапан управления пневмосистемой прицепа; 9— трубопровод; 10, 14 — тормозные камеры; // — соединительная готовка; 12— разобщительный кран;13— тормозной кран

себя верхнюю секцию тормозного крана 13 с трубопроводом 9, воздушный баллон (рессивер) 6 и тормозные камеры 10 задних тормозных механизмов. Контур привода передних тормозов состо­ит из нижней секции тормозного крана 13, воздушного баллона 7 и тормозных камер 14 передних тормозных механизмов. При по­вреждении контура привода передних или задних тормозных меха­низмов двойной защитный клапан 5 перекрывает неисправный кон­тур и обеспечивает подачу сжатого воздуха только в один исправ­ный контур.

Из баллона б сжатый воздух подводится к клапану 8 управления пневмосистемой прицепа, который связан с разобщительным кра­ном 12 и головкой 11, присоединяемой к тормозной системе при­цепа. К баллону 7дополнительно подключены потребители возду­ха (пнсвмоусилитель сцепления и др.). В общей системе пневмо­привода установлены две сигнальные лампы и два манометра для контроля за давлением воздуха в контурах рабочей тормозной си­стемы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы