Для чего нужен датчик скорости.

Электронный датчик скорости (ЭДС) ВАЗ-2110 (2111, 2112 или 2115) представляет собой небольшое электронно-механическое устройство, устанавливаемое на коробку передач. Он предназначен для определения текущих параметров вращения ведущих колес с последующим преобразованием их значения в пропорциональные электрические импульсы.

На что влияет датчик скорости движения

Теперь, когда устройство и принципы работы скоростных определителей подробно освещены, не лишним будет ответить на часто задаваемый вопрос, а именно «На что влияет датчик скорости?» Чтобы ответить на него, в первую очередь стоит рассмотреть основное назначение этого устройства. В наше время он имеет несколько назначений, а точнее 2 основных:

  • Первое — это, конечно же, информирование водителя о скорости движения транспортного средства, чтобы он мог полностью соблюдать правила дорожного движения. Здесь, пожалуй, не требуется пояснений;
  • Второй также информирует, но не водителя, а другие части автомобиля о текущей скорости автомобиля. Эта информация наиболее важна для узлов топливораспределения машины: инжектора, карбюратора или редуктора ГБО. Именно на основе работы датчика скорости электроника этих деталей организует работу двигателя на холостом ходу или при его движении по инерции. Отсюда можно сделать вполне закономерный вывод: от исправности скоростного идентификатора зависит правильная работа двигателя. То есть при перерасходе топлива вполне можно ошибиться из-за неисправности датчика скорости. Такова странная причина известной многим проблемы, но когда она появляется.

Отвечая на вопрос о том, на что влияет датчик скорости, можно дать два совершенно точных ответа:

  1. О безопасности дорожного движения;
  2. О правильности и устойчивости автомобиля.

Зная это, наверное, все водители перестанут пренебрегать ситуациями, когда неисправен датчик скорости, и постараются вовремя принять соответствующие меры.

Принцип работы датчика скорости

  • Принцип действия, как и назначение, аналогичны датчикам Холла.
  • Электрические импульсы отправляются на контроллер (ЭБУ), который регулирует режим работы двигателя в зависимости от динамики автомобиля.
  • В зависимости от того, движется автомобиль или стоит, контроллер изменяет скорость ХХ, регулируя подачу воздуха в обход заслонки.

Датчик скорости на автомобиле: где стоит

Датчик скорости расположен на коробке передач, в районе механизма привода спидометра. Основной задачей датчика скорости автомобиля (ДСА) является измерение скорости, после чего эта информация передается в компьютер.

Читайте также: Жиклеры карбюратора Солекс 21073 для нивы

Получив сигнал от ДСА, электронный блок регулирует обороты холостого хода, контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель, а также изменяет ряд других параметров. Чем быстрее движется автомобиль, тем выше частота сигналов, которые передаются от датчика скорости.


Вышел из строя датчик скорости: признаки неисправности

Очевидным признаком проблем с DSA является неработающий спидометр. Если инжекторный двигатель глохнет на холостом ходу или в переходных режимах, причиной также может быть датчик скорости автомобиля.

В случаях, когда датчик скорости (датчик спидометра) полностью вышел из строя или передает неверные данные, силовой агрегат работает крайне нестабильно.

При возникновении таких неисправностей в работе двигателя нужно обратить внимание на признаки выхода из строя датчика скорости, а также необходимо проверить датчик скорости (это можно сделать своими руками).

На начальном этапе важно определить, что не работает датчик скорости, а причиной неисправности двигателя является выход из строя ДСА. Следует обратить внимание на следующие признаки неисправности датчика спидометра:

  • в режиме ХХ двигатель работает нестабильно;
  • при движении автомобиля спидометр не работает или показания неверны;
  • теряется тяга, сильно снижается мощность двигателя;
  • машина резко разгоняется, при разгоне заметны перебои;
  • при отпускании педали акселератора после разгона автомобиля заметны рывки;
  • расход топлива значительно возрастает

Также на панели приборов обычно должен загореться «чек», при этом ошибка записывается в память компьютера в виде соответствующего кода. Обратите внимание, что на некоторых автомобилях может не гореть «чек». Также были случаи, когда БК автомобиля проводил самодиагностику и выдавал ошибку «нет сигнала DSA».



Неисправность датчика скорости

Если вы подозреваете, что датчик скорости, установленный в автомобиле, работает некорректно, не спешите с выводами. Сначала необходимо обеспечить одно из следующего:

  • Есть проблемы с холостым ходом (машина периодически глохнет, даже накатом);
  • Перестал работать спидометр
  • Спидометр работает неправильно;
  • Значительно увеличился расход топлива;
  • Двигатель теряет мощность при резком ускорении.

Как было сказано выше, датчик нуждается в проверке. В разных автомобилях датчик скорости расположен по-разному, но в целом все автопроизводители стараются разместить его ближе к коробке передач. В большинстве случаев для доступа к датчику необходимо снять корпус воздушного фильтра; аппарат примерно соответствует ему. Он часто располагается непосредственно над главной передачей. Обычно датчик крепится гайкой. При снятии датчика сделайте следующее:

  1. Определитесь с клеммами: земля, импульсный сигнал и напряжение;
  2. Подсоедините контакт вольтметра к клемме импульсного сигнала, а второй контакт заземлите на корпус автомобиля или любую металлическую часть двигателя внутреннего сгорания;
  3. Сместите вал датчика с помощью куска пластика. Показатели частоты и вращения на вольтметре должны увеличиваться по мере увеличения скорости вращения вала датчика.

Такая проверка актуальна только для датчиков, использующих эффект Холла. Нечто подобное можно сделать и без разборки датчика. Для этого нужно подвесить ведущее колесо на домкрат, таким же образом подключить вольтметр или другой измерительный прибор, затем повернуть подвесное колесо и проверить показания напряжения и частоты.

Признаки поломки

  • нарушается устойчивость на холостом ходу;
  • спидометр работает с ошибками или вовсе выходит из строя;
  • резкое увеличение расхода топлива;
  • тяга двигателя снижается;

Если в вашем автомобиле есть бортовой компьютер, он выдаст сообщение о неисправности датчика.

Не работает датчик спидометра: причины

Неисправности DSA обычно вызваны обрывом цепи, поврежденными или окисленными контактами.

Конструктивно сам датчик скорости автомобиля достаточно надежен (относительно датчика скорости схема устройства достаточно проста).

Также важно учитывать факт того, где находится датчик скорости. Расположение в моторном отсеке на КПП не позволяет исключить смазывание, попадание технических жидкостей, воды и грязи и т.п

  • На начальном этапе необходимо проверить целостность проводки и контактов. Что касается контактов, то их необходимо зачистить и смазать (подойдет смазка типа Литол);
  • Провода датчика скорости обычно рвутся возле штекера на изгибе, так как перетирается проводка и трескается изоляция;
  • Параллельно рекомендуется проверить сопротивление в цепи заземления. Норма 1 Ом.

Если дефектов в проводке и контактах не обнаружено, или рассмотренные выше способы не решают проблему, необходимо проверить работу датчика скорости.

Перед началом проверки

Прежде чем приступить к проверке датчика скорости, необходимо выполнить некоторые обязательные действия.

  1. В большинстве случаев причиной неисправности является обрыв цепи. Чтобы исключить такую ​​возможность, проверьте, цел ли он. Для этого отключите питание и осмотрите цепь на наличие загрязнений, окислений и других нежелательных элементов. При обнаружении зачистите контакты и нанесите на них защитное средство, например Литол».
  2. Часто повреждаются провода, расположенные рядом с вилкой. На это место приходится самая серьезная нагрузка – в результате постоянного изгиба нарушается целостность линий. Взгляните на это место.
  3. В качестве дополнительной меры рекомендуется измерить сопротивление в цепи заземления. Оно должно быть 1 Ом, остальные показатели указывают на неисправность этой части системы.

Описание работы датчика скорости на автомобилях ВАЗ
Не можете придраться? Так что дело в самом датчике. Для его анализа необходимо провести комплекс диагностических мероприятий.

Как проверить датчик скорости своими руками

Среди основных способов проверки DSA можно выделить:

  • проверка вольтметром;
  • диагностика с помощью контрольной лампы;

Во многих автомобилях установлен датчик, работа которого основана на эффекте Холла. Проверить DSA этого типа несложно. Однако существуют и другие типы датчиков скорости: герконовый датчик, а также индуктивный датчик скорости. Метод тестирования таких датчиков несколько отличается.

Проверка датчика скорости мультиметром

Самый распространенный тип датчика скорости имеет 3 вывода: импульс, земля и напряжение. В первую очередь нужно определить наличие заземления и напряжения 12 В на контактах.

Указанные контакты проверяют мультиметром, а «импульсный» контакт проверяют вращением. Обычно напряжение между клеммой и землей должно составлять от 0,5 до 10 В.

Для проверки датчика скорости вольтметром потребуются:

  • снимите датчик скорости;
  • определить цель контактов;
  • перевести мультиметр в режим вольтметра;
  • соединить входящий контакт с выходным;
  • заземлить второй контакт на двигатель (можно на кузов автомобиля);

Затем датчик скорости необходимо вращать, определяя наличие или отсутствие сигналов в рабочем цикле. Также измеряется выходное напряжение датчика. Для этого рекомендуется надеть на вал датчика кусок трубы и вращать его с малой скоростью до 5 км/ч. Чем быстрее вращается датчик, тем выше должно быть напряжение на вольтметре.

Как проверить датчик спидометра без снятия

Если владелец не знает, как снять датчик скорости автомобиля, или собирается сделать быструю проверку, то без датчика можно обойтись. Для этой проверки потребуются:

  • поддомкратьте автомобиль так, чтобы одно из ведущих колес отрывалось от земли и свободно вращалось;
  • затем контакты датчика подключаются к вольтметру. После этого нужно повернуть колесо и определить, есть ли напряжение, а также есть ли изменение частоты;

Если напряжение фиксировано, а частота меняется, датчик скорости работает. В случае отсутствия напряжения велика вероятность выхода из строя этого элемента.

Быстрая проверка датчика спидометра контрольной лампочкой

Проверка датчика скорости также может производиться контрольной лампочкой (или так называемой контрольной). В рамках этой проверки:

  • от датчика отсоединяется импульсный провод;
  • автомобиль поднят на домкрате;
  • вывешивается колесо и включается зажигание;
  • затем кабель управления питается от аккумулятора;
  • второй провод будет подключаться к «сигнальному» разъему;

Если индикатор мигает при вращении колеса, датчик скорости работает. Отсутствие мигания лампы будет свидетельствовать о том, что датчик неисправен и нуждается в замене.

Проверка работоспособности

Существует несколько вариантов диагностики СД.

Первый способ проверки, с помощью мультиметра:

  1. Сначала нужно размонтировать DS.
  2. Затем с помощью тестера нужно определить, за что отвечает каждый контакт в разъеме, нужно найти именно импульс.
  3. После этого к этому контакту следует подключить плюсовой щуп тестера, а минусовой — к силовому агрегату или кузову автомобиля.
  4. Далее нужно установить кусок трубки на приводной вал и начать крутить его на малой скорости. При этом следите за показаниями контроллера: чем быстрее скорость вращения трубки ДС, тем выше значения на экране тестера и параметра напряжения (автор видео — канал REMONTYCA).

Второй способ, не снимая контроллер:

  1. С помощью домкрата вам нужно будет поднять переднее колесо автомобиля. Какая, левая или правая, не имеет значения.
  2. Затем тестер нужно подключить к проводке постоянного тока.
  3. После этого начинайте крутить руками колесо автомобиля и следите за показаниями на экране тестера. Если есть импульсы, это говорит о том, что ДС работает в штатном режиме.

Если у вас нет мультиметра, вы можете диагностировать постоянный ток с помощью контрольной лампы или любой другой 12-вольтовой лампы.

Процедура проверки аналогична предыдущему способу:

  1. Во-первых, вам нужно отключить провод бустера от постоянного тока.
  2. При включенном зажигании с помощью контроля нужно найти плюсовой и минусовой контакты.
  3. Затем переднее колесо автомобиля поднимают на домкрате.
  4. Далее управление необходимо подключить к сигнальному кабелю. Колесо должно быть повернуто; если в этот момент на панели управления загорелся минус, это говорит о том, что ДС работает (автор видео — канал ПивоваровНиколай).

Что касается обычной лампочки на 12 вольт, то ее необходимо подключить к аккумулятору, а также к сигнальному контакту. Если используется работающий DS, источник света будет мигать. В том случае, если диагностика покажет, что ДС работает, то необходимо проверить работоспособность вашего агрегата. Для этого поднимите переднее колесо, пощупайте передачу DS, затем ногой поверните подвесное колесо и рукой проконтролируйте, крутится ли устройство или нет.

Как проверить привод датчика скорости

В некоторых случаях причиной неисправности может быть и не сам датчик, а его привод. По этой причине также рекомендуется проверить привод датчика спидометра. Для этой проверки потребуются:

  • поднять автомобиль на домкрате и вывесить колесо;
  • обнаружить срабатывание датчика, выходящего из коробки передач;
  • крутить руль (можно одной ногой или привлечь помощника);

Пока руль крутится, необходимо тактильно оценить ходовые качества (пальцевые касания). Важно не только убедиться в том, что агрегат работает, но и насколько он стабилен в целом в работе.

Также рекомендуем прочитать статью о том, какие признаки неисправности регулятора холостого хода. В этой статье вы узнаете о способах проверки регулятора холостого хода.

Как правило, любое отклонение от нормы является основанием для разборки агрегата. Часто повреждаются зубья шестерни привода датчика скорости.

Другие виды датчиков скорости: с язычковым переключателем и датчик индукционного типа

Хотя такие датчики используются гораздо реже, чем ДС на эффекте Холла, такие решения встречаются в некоторых автомобилях. По этой причине необходимо учитывать некоторые характеристики.

  1. Герконовый датчик выдает сигналы в виде прямоугольных импульсов с периодом 40-60%, при этом переключение происходит от 0 до 5В или от 0 до 12В напряжения батареи.
  2. Применительно к индуктивному датчику сигнал от вращения колес подобен волновому колебанию (импульсу волны). В результате напряжение меняется в зависимости от скорости вращения. Сам принцип аналогичен тому, как работает датчик угла поворота коленчатого вала.

Тонкости проверки для разных моделей авто

В зависимости от автомобиля место, неисправность и тонкости проверки могут различаться.

ВАЗ-2110

Распространенной неисправностью «десятки» является некорректная работа одометра, выражающаяся в неверных данных скорости. Причина может заключаться в неисправности датчика скорости или привода.

Иногда неисправность связана с окислением разъемов или повреждением проводки.

Датчик расположен близко к коллектору, поэтому причиной неисправности может быть повреждение проводки из-за высокой температуры.

Для проверки работоспособности продукта вы можете воспользоваться одним из трех указанных выше способов.

При неисправности прибора для замены потребуется ключ на 21 или 22. При покупке нового датчика скорости рекомендуется выбирать изделие с металлическим стержнем. Он служит дольше и надежнее.

Приора

Есть ряд особенностей при проверке датчика скорости Лада Приора. Часто о проблеме с ним свидетельствует ошибка P0501.

Алгоритм действий:

  1. Проверка контроллера.
  2. Проверка качества заземления в контактном соединении.
  3. Измерение опорного напряжения. Провода разного цвета подходят для датчика скорости Priora. Это за коллектором.
    Коричневый имеет знак минус, а розовый — знак плюс. Сигнальный кабель серый. С помощью мультиметра, установленного в режим измерения напряжения, следует проверить опорное значение U. Оптимальное значение – 12 В. Если напряжения нет или оно ниже установленного параметра, следует зарядить аккумулятор и искать неисправность в другом месте (ЭБУ или цепь питания).
  4. Проверка качества соединения коннектора иглой или тонкой пластиной. Важно, чтобы контактные группы не выпадали из разъема.
  5. Проверка датчика скорости с помощью осциллографа (колесо должно вращаться со скоростью более 5 км/ч).

Перед обслуживанием ДС его необходимо снять с автомобиля, но не отсоединять кабели.

Далее включается зажигание и проверяется выходное напряжение. Для этого нужно медленно менять скорость вращения оси. Кривая должна иметь напряжение от пяти до одного вольта в обратном направлении.

Если напряжение остается неизменным, это указывает на неисправность. Дополнительным признаком неисправности является глохание двигателя при переключении передач, выход из строя электроусилителя руля.

Для проверки датчика скорости можно использовать тренажер — устройство, меняющее частоту пульса нажатием плюса или минуса. С помощью продукта вы также можете проверить компьютер машины.

Газель

Для проверки датчика скорости Газели необходимо выполнить следующие действия:

  1. Открутите винты, которые крепят лючок возле рычага переключения передач.
  2. Достаньте и открутите чип DS.
  3. Проверить работу устройства, начиная с проверки заземления на третьем контакте. Первый контакт должен иметь напряжение +12 В. Черный провод — «минус», желтый — «плюс». Зеленый идет на СС и приборную панель.

Стоит учесть, что на ДС подается «плюс», а сигнал обратный. Если фонари заднего хода включаются после того, как рычаг переключения передач находится в правильном положении, нет необходимости проверять предохранители.

Ниссан

Nissan использует два входных сигнала от блока управления АКПП: от датчика скорости и от датчика скорости автомобиля.

Первый определяет скорость второстепенной оси и отправляет информацию на привод, а второй используется как дополнительный контроллер. Он отправляет данные, когда главный узел выходит из строя.

Датчик скорости Ниссан встроен в узел спидометра и выступает в роли дополнительного устройства. Симптомами неисправности являются пробуксовка или нелогичное переключение передач.

Сам датчик находится за обшивкой левого крыла, и для его замены нужно снять левую пластиковую защиту (например, Nissan Liberty).

При появлении ошибки «2» нужно проверить цепь ДС, целостность кабелей и разъемов. Исследование работы самого контроллера проводится по стандартной схеме:

  • снятие датчика скорости (ДСС) с картера трансмиссии;
  • подключить к клеммам вольтметр и перевести мультиметр в режим переменного U;
  • вращение ведущей шестерни (должно быть напряжение с амплитудой около 0,5 В);
  • при отсутствии U датчик необходимо заменить.

Если есть напряжение, нужно искать другую причину.

Для замены ДС нужно:

  • поставить машину на домкрат;
  • откажитесь от проводки датчика;
  • отвернуть стяжной болт, ослабить хомут и снять устройство с трансмиссии;
  • проверьте состояние уплотнительного кольца (при необходимости замените его);
  • положить продукт в обратном порядке.

Нива

Датчик скорости Нивы находится в раздаточной коробке. Он выполнен в пластиковом корпусе и внутри находится электронная часть.

Устройство хрупкое, поэтому будьте осторожны.

Проверка заказа:

  • отключить датчик;
  • подключить красный («плюсовой») щуп к контакту изделия;
  • соединение «минуса» с землей;
  • фиксация трубки на оси для вращения;
  • перевод прибора в режим измерения напряжения;
  • вращение оси и управление U (этот параметр необходимо изменить).

Для замены нужно отсоединить клеммы аккумулятора, нажать на пластиковую защелку и ключом открутить датчик (для упрощения работы можно использовать WD-40.

ВАЗ 21093 инжектор

Форсунка датчика скорости ВАЗ 21093 находится в механизме привода спидометра (в коробке передач). Чтобы его найти, достаточно открыть капот и вынуть адсорбент https://autotopik.ru/obuchenie/1086-chto-takoe-adsorber.html.

Последнее действие не обязательно, но добраться до нужной точки проще другим способом. Со стороны правого ШРУСа идет трос, который идет на коробку передач. Подключается к разъему нужного датчика.

В случае с инжекторным ВАЗ-2109 основным признаком неисправности датчика скорости является глохнет двигатель на холостом ходу или при выжатом сцеплении.

Также на приборной панели загорается лампа с требованием проверить двигатель (код 24). Для контроля используется один из трех рассмотренных выше способов.

Лада Гранта

Датчик скорости на Lada Granta можно увидеть, если снять трубку воздухозаборника, идущую от воздушного фильтра к дроссельной заслонке. При выходе из строя на панели приборов появится ошибка 1-P0500.

С нижней стороны картера легко увидеть ДС с подключенной проводкой и вилкой.

Чтобы его снять, нужно отсоединить шнур питания, отогнуть пластиковую защелку и разобрать устройство. Далее откручивается болт крепления, зацепляется корпус и снимается датчик.

Для проверки ДС манометром нужно снять его с автомобиля, подключить к плюсовому импульсному контакту, а минусовой к кузову автомобиля.

При вращении вала выходное напряжение должно изменяться. Можно использовать и другие способы: поддомкратив колесо или подключив сигнальную лампу. Эти методы уже обсуждались выше.

Ремонт или замена?

К сожалению, покупка нового датчика скорости может обойтись во внушительную сумму. В некоторых случаях его можно отремонтировать своими руками. Это требует удаления продукта и определения того, что не работает.

  1. Если какая-то часть сломана, заклейте ее герметиком.
  2. При наличии серьезных загрязнений просто снимите их; в некоторых случаях этого достаточно.
  3. Частой причиной выхода из строя является стирание нижних дорожек на вертикальной доске. Припаяйте их. Если у вас нет большого опыта в пайке, лучше обратиться к мастеру, так как неловкое движение может привести к серьезной поломке ДС.

Проверка работоспособности датчика скорости – дело нехитрое, не требующее каких-то специфических навыков. Не забывайте об уходе, и эта деталь автомобиля прослужит вам долго.

Привет! Меня зовут Дмитрий, по образованию я журналист. Я специализируюсь на автомобилестроении — свою карьеру я начал в интернет-магазине автозапчастей и сам являюсь автолюбителем.

Подведем итоги

Датчик скорости (датчик спидометра) является важным элементом в устройстве электронной системы управления двигателем. Если признаки неисправности двигателя, рассмотренные в статье, замечены водителем, следует обратить особое внимание на датчик скорости автомобиля.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое фазовый датчик. В этой статье вы узнаете о признаках неисправности датчика фаз и способах ее проверки.

Помимо проверки других датчиков (ДМРВ, РХХ, ДПДЗ и т д.), требуется также диагностика датчика скорости. Причина в том, что выход из строя того или иного датчика не всегда будет сопровождаться лампочкой «check engine» на панели приборов. В связи с этим требуется углубленная диагностика.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://autoadvisor.ru/kak-proverit-datchik-skorosti.html
  • https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/datchik-skorosti.html
  • https://ilifia-club.ru/to/proverka-datchika-skorosti-multimetrom.html
  • https://auto-gl.ru/sposoby-proverki-datchika-skorosti/
  • https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/1628-proverit-datchik-skorosti-multimetrom.html

[/spoiler]