Все наверное слышали, как у автобусов, фур и прочих больших грузовиков, при движении назад включается звуковая сигнализация — такое негромкое "пиии. пиии. пиии." Поскольку мне несколько раз в день приходится сдавать задом в пешеходных зонах, решил сделать такую штуку, чтобы обращать на себя внимание пешеходов без подачи звукового сигнала.

Итак, нам понадобится.

1. Звуковой повторитель указателя поворотов (50 руб). Маленький пищащий цилиндрик, предназначенный для установки в салон. Но в салоне он пищит просто душераздирающе и его приходится заклеивать квадратиком скотча, а вот для улицы его громкости будет в самый раз.

2. Реле указателя поворотов РАЛД.07.3747 (аналог 495.3747) для ВАЗ 2108, 09, 10, 15, М2141, Таврия, УАЗ 3160. (70 руб). У него всего 3 вывода: 31 ("минус", земля); 49 ("плюс" +12В) и 49а (выход +12В на лампы поворотников).

3. Прочее — пара клемм, кусок провода в двойной изоляции, кусочек термоусадочной трубки, паяльник, зажигалка и прочие мелочи по ходу дела.

Слева реле, справа звуковой сигнализатор:

Поскольку реле, да еще и без положенной нагрузки в виде ламп поворотников переключается слишком часто, придется перепаять в нем одну деталь, а именно — конденсатор на 2.2 мкФ, который задает частоту переключения. Реле необходимо разобрать, поддев отверткой пружинные фиксаторы со стороны выводов. Вот конденсатор:

Чтобы понизить частоту переключения, опытным путем была подобрана емкость в 10 мкФ, при которой реле срабатывало с периодичностью, похожей на таковую в сигнализаторах грузовиков. Лучше всего взять конденсатор на напряжение 50 или 25 вольт, но у меня нашелся только древний К50-6 на 16 вольт, думаю, этого тоже будет достаточно. Кроме того, он хорошо влез на место родного кондера. Такую деталь можно купить на рынке, спросить у знакомого радиолюбителя или в мастерской по ремонту техники (кстати туда же можно отдать и на перепайку, если нет паяльника), или выпаять из неисправного прибора. Дефицитом она не является, стоит копейки, думаю, максимум рублей 10.

Перепаиваем конденсатор, соблюдая полярность:

На пищалку тоже припаиваем нормальные проводки, а не сопли, которые на нее налеплены:

Делал эту штуку два года назад. Работает отлично до сих пор, всем советую. Дел всего то ничего, а штука полезная, тем более, что сделать в принципе может любой автолюбитель своими руками. Итак, что нам для этого понадобится:

1. Звуковой повторитель указателя поворотов (40 руб).

2. Реле указателя поворотов РАЛД.07.3747 (аналог 495.3747) для ВАЗ 2108, 09, 10, 15, М2141, Таврия, УАЗ 3160. (100 руб). У него всего 3 вывода: 31 (“минус”, земля); 49 (“плюс” +12В) и 49а (выход +12В на лампы поворотников).

Купить это добро можно в любом магазине запчастей ВАЗ

Реле нужно разобрать

Провода на пищалке перепаять

Впаять пищалку в реле, плюс пищалки на контакт выхода на лампу поворота, минус к минусовой клемме

В корпусе сделать отверстие, загерметизировать

Подключить к лампе заднего хода, вставить в фонарь

Работает больше двух лет и в жару и в мороз! Люди шарахаются, звучит достаточно убедительно! Советую.

Маневрирование в условиях города требует отточенных навыков и опыта. Далеко не каждый автолюбитель может уверенно себя чувствовать при движении задним ходом, особенно когда есть некоторые ограничения видимости, связанные с особенностями автомобиля. Это если говорить о легковой машине, а на грузовиках, особенно с прицепом, движение задним ходом — вообще маневр высшего пилотажа.

Зачем нужен звуковой сигнал заднего хода

Большинство грузовиков, как на фото, имеют встроенные звуковые сигнализаторы заднего хода

В стандартную комплектацию большинства грузовиков импортного производства, Рено, Ман, Скания, Даф, уже входят звуковые сигнализаторы заднего хода, также ими комплектуются практически все складские и строительные погрузчики Комацу. Необходимость в таких устройствах возникает при парковке на переполненных стоянках, в оживленных местах, где пешеход не ожидает появление автомобиля. Понятно, что в таких условиях нужно быть крайне осторожным, но зеркала заднего вида и обзор через заднее стекло не всегда дают полную картину для уверенного завершения маневра. Поэтому, потолкавшись задним ходом по междомовым проездам и парковкам у супермаркетов, многие задумываются о том, как установить звуковой сигнал заднего хода, своеобразный парктроник для пешехода.

Какой зуммер лучше

Во многих магазинах есть возможность купить подобный прибор, причем за небольшие деньги. Самые продвинутые модели могут монтироваться прямо в патрон лампы заднего хода. Тогда отпадает вообще вопрос об их монтаже. Однако, громкость зуммера таких устройств, судя даже по техническим характеристикам, может быть недостаточной в условиях шумной улицы. На этот случай есть несколько решений выносных звуковых сигналов заднего хода. Компания Hella разработала серию устройств на 12 и на 24 вольта, которые имеют универсальное крепление и клеммный стандартный разъем. В линейке зуммеров Хелла есть приборы со звуковым давлением от 70 до 110 дБ. Зуммер выполнен во влагостойком корпусе, а источником звука служит твердотельная электронная схема. Правда, и стоят такие приборы недешево. Самый простой зуммер на 70 дБ стоит около 700 рублей. Самый дорогой прибор может автоматически подстраиваться под общий уровень шума среды, постоянно превышая его на 5 дБ. Сигнализатор с автоматической регулировкой уровня сигнала стоит 3100 рублей.

Видеоролик по установке самодельного звукового указателя заднего хода

Есть некоторые отечественные конторы, продающие устройства подобных конфигураций, но среди них найти сигнализатор с простым зуммером довольно проблематично. В основном в микросхемах зашиты остроумные послания, надиктованные хорошо поставленным нечеловеческим голосом «Осторожно, моя машина едет назад», а также наборы звуков, которые мало ассоциируются у пешеходов с опасностью, а больше с рекламой бродячих цирков — мелодии ламбады, плач ребенка, звуки из животного мира. Поэтому найти простой сигнализатор довольно проблематично, но можно. Среди остроумных россыпей конторы FK-PREMIER можно рублей за 300 найти обычный зуммер. Эти приборы также могут быть адаптированы как на 12-вольтовую схему, так и на 24 V. К тому же фирма предложит купить не только звуковые, но и световые сигнализаторы, которые работают синхронно со звуком.

Звуковой сигнал заднего хода своими руками

Если подходить к вопросу принципиально и собирать устройство своими руками, то здесь вариантов очень много. Поскольку не все автолюбители сильны в радиотехнике, то схемы и печатные платы мы публиковать не станем. Да в этом и смысла особого нет, поскольку можно собрать такой зуммер буквально за копейки из того, что есть под рукой. Самый простой вариант — реле поворотов от Калины или любого автомобиля ВАЗ, которое с 12-вольтовым звуковым повторителем указателя поворотов дает тот же эффект. Звуковое давление будет отличаться от прибора Hella, зато и цена всего комплекта не превысит 180 рублей.

Собрать зуммер заднего хода можно буквально за копейки из подручных материалов

Единственная сложность в этой операции — легкая доработка реле. Дело в том, что частота его срабатываний зависит от нагрузки, а поскольку небольшой зуммер нагрузки фактически не дает, то и реле не работает при подаче +12 В. Поэтому нужно заменить родной конденсатор 2,2 мкФ на конденсатор в 10 мкФ и 16 вольт. В этом случае частота срабатывания реле будет примерно такой, как у автобусов и грузовых автомобилей. Осталось припаять зуммер к выходу реле, соблюдая полярность, и герметизировать корпус. Разместить устройство можно в любой доступной нише сзади начиная от люка бензобака, и заканчивая полостями между бампером и кузовом со стороны улицы. Также было бы неплохо оборудовать устройство кнопкой отключения, поскольку движение задним ходом в шесть утра в густонаселенном квартале может вызвать непонимание публики. Попутно с установкой зуммера можно заняться установкой парктроника, если это входит в планы по оборудованию автомобиля.