На мотоцикле Иж Планета 4 замок зажигания (центральный переключатель) установлен в щитке приборов. Более ранних моделях установлен в фаре. Замок зажигания является посредником между потребителями электрической энергии (лампочками освещения, сигнализации и звуковым сигналом) и источниками электрической энергии (генератором, аккумулятором и блоком выпрямитель-регулятором).
Центральный переключатель состоит:
из замка с ключом, ключ у каждого мотоцикла свой;
из клемм для подключения проводов, они обозначены цифрами от 1 до 6.
Замок имеет три положения. Первое приборы выключены, второе приборы включены и третье включен стояночный свет.
Крепится замок зажигания в щитке приборов в специальном гнезде при помощи двух болтов.
Особенного ухода не требует в основном чистка от пыли и проверка надежности контакта в соединительных проводах.
При выходе из строя замка зажигания рекомендуется заменить на новый.
Замена замка зажигания на мотоциклах ИЖ особых трудов не составит, единственное и основное это не перепутать соединительные провода. На фото видно на какие клеммы какого цвета подсоединить провода.
На клемму 1 подсоединяется провод розового цвета другой конец этого провода идет на катушку зажигания, а ответвление от его идет на звуковой сигнал.
На клемму 2 крепится двойной провод красного цвета: один конец идет на сигнальную лампу; другой на блок выпрямитель-регулятор и выключатели стоп сигнала (задний и передний тормоз).
На клемму 3 подходит провод голубого цвета который идет с клеммы плюс аккумулятора через предохранитель.
На клемму 5 надевается провод зеленого цвета стояночный и габаритный свет.
На клемму 6 крепится двойной черный провод провод: один конец идет на подсветку спидометра; другой на левый переключатель а затем на правый.
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Дорожная версия мотоцикла ИЖ Планета 5 выгодно отличалась от других отечественных аналогов применением масляного насоса, что позволило отказаться от схемы предварительного смешивания топлива с маслом.
Кроме того, последующие модификации отличались своей бесконтактной системой зажигания, независимой от аккумуляторной батареи и измененной кинематикой.
- Приводить в движение мотоцикл «с толкача» – включив зажигание, владелец включал вторую передачу и собственными усилиями, толкая вперед мотоцикл, запускал двигатель;
- Эксплуатация без АКБ была возможной в светлое время суток (для работы габаритных огней и света фары все же требовался аккумулятор).
Особенности мотоцикла
Согласно отраслевой нормали, мотоцикл имел буквенно-цифровой индекс:
- ИЖ 7.107-010 – базовая модель;
- ИЖ 7.107-020 уже оснащался новой системой смазки и улучшенной подвеской передней оси. Кроме того, схема электропроводки мотоцикла ИЖ Планета 5 имела бесконтактную систему зажигания, независимую от аккумуляторной батареи;
- ИЖ 7.107-030 оснащался пружинно-гидравлическим амортизатором и переработанным тормозным приводом заднего колеса;
- ИЖ 7.107-040 выпускался с измененной кинематикой и доработанным передним колесным тормозом. Схема электропроводки на ИЖ Планета 5 вплоть до 2008 года оставалась бесконтактной.
Кроме того, к мотоциклу можно были прицеплять боковой прицеп (коляску) или универсальную грузовую платформу (без посадочного места).
Электрооборудование ИЖ Планета 5
На мотоцикле применяется 12-ти вольтовое электрооборудование. Электропроводка мотоцикла ИЖ Планета 5 однопроводная, роль минусового провода выполняет металлическая рама.
Среди основных компонентов можно выделить:
- Источники питания;
- Систему зажигания;
- Головной свет;
- Габаритное освещение и повороты.
Справочно: как принято в авто и мото строении, модификация узлов и агрегатов позволяет уменьшить себестоимость изделий.
Для потребителей плюс в том, что цена невысока и ряд деталей взаимозаменяемы.
Генератор
На мотоцикле устанавливается трехфазный генератор переменного тока, имеющий схему электромагнитного возбуждения.
Принцип его работы заключается в следующем:
- Электрический ток с обмоток, расположенных на статоре, подается на выпрямитель;
- Тот преобразует его в постоянный ток;
- И подает через замок зажигания потребителям.
На представленной инструкции указаны следующие элементы:
- Регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10;
- Ротор генератора;
- Статор генератора с обмотками;
- Щетки токоснимателя;
- Кулачок системы зажигания (батарейной);
- Контактный узел системы зажигания
Справочно: на трехфазных генераторах мотоцикла ИЖ Планета 5 обмотки соединяются по схеме «звезда» либо «треугольник».
Выпрямитель устанавливается в виде отдельного блока, и уже к нему подключается электропроводка ИЖ Планета 5.
Головной свет
В отличие от европейских стран, где существует требование обязательной комплектации аккумуляторной батареей мототехники с генераторами с постоянными магнитами – поскольку мотоцикл с неработающим двигателем должен иметь габаритные огни, в России подобных ограничений нет (см. также о схеме проводки мотоцикла Урал).
Справочно: с подобным генератором ИЖ Планета 5 не нуждался во внешнем источнике тока при запуске двигателя.
Поэтому, в состав электрооборудования аккумуляторная батарея не входила.
В цепь головного света входит:
- лампа головного света фары (35Вт);
- контрольная лампа синего цвета включения (2Вт);
- лампа стояночного света фары (4Вт);
- лампа заднего стоп-сигнала (15Вт).
Контрольные приборы
На мотоцикле установлены следующие контрольные приборы:
- спидометр со счетчиками суточного и общего пробегов;
- тахометр с контрольными лампами указателей поворотов и головного света;
- указатель температуры двигателя;
- вольтметр.
Особенности технического обслуживания
Нередко в процессе эксплуатации требуется правильно выставить зазор между контактами прерывателя. Для этого необходимы инструменты и схема, чтобы видеть какие элементы требуется демонтировать.
Совет: хорошим подспорьем в наши дни служит видео по обслуживанию того или иного узла мотоцикла.
Например, на нашем сайте есть материалы по обслуживанию нескольких марок и моделей, и вы сможете почерпнуть из них нужные вам сведения (см., например, статью о электропроводке Ява 350).
Алгоритм действий следующий:
- устанавливаем мотоцикл на подножку;
- включаем нейтраль;
- выкручиваем свечу зажигания из цилиндра;
- снимаем крышку картера двигателя;
- проворачиваем коленвал до тех пор, пока контакты не окажутся максимально разомкнутыми;
- с помощью отвертки ослабляем затяжку стопорного винта;
- используя специальный щуп, выставляем зазор 0,35-0,45 мм и фиксируем его винтом;
- собираем все обратной последовательности;
- включаем зажигание и запускаем двигатель. Его устойчивая работа на холостом ходу свидетельствует о правильно выполненной регулировке.
Вообще вся проводка ИЖ Планета 5 своими руками перебирается очень легко.
Необходимость в такой работе часто возникает при эксплуатации мотоцикла:
- в сырую погоду двигаясь под дождем длительное время (окисление или отсыревание электрических контактов);
- при поездках по пересеченной местности, изобилующей растительностью и кустарниками (механические повреждения проводки);
- при эксплуатации в зимнее время (снег и слякоть налипают на провода и могут их повредить).
Нередко при эксплуатации страдает и звуковой сигнал. Его неисправности проявляются сами в виде ухудшения качества звучания.
Чтобы восстановить его работоспособность необходимо выполнить следующую процедуру:
- ослабляем с помощью рожкового ключа контргайку;
- включаем зажигание;
- нажимаем на кнопку включения звукового сигнала;
- с помощью отвертки регулируем тональность;
- повторяем процедуру до тех пор, пока не получим чистого и громкого звучания;
- затягиваем контрольную гайку.
Выводы: выражаем уверенность, что данная статья поможет вам в обслуживании мотоциклов семейства ИЖ (см. также статью о схеме проводки ИЖ Юпитер 5). И прилагаемые схемы, и описание позволят не совершить ошибок по время работы.
Находится снизу топливного бака. Рычажок (флажок) крана может быть установлен в одно из трех положений: "О" — рычажок повернут вперед, кран открыт. Рычажок опущен вниз, кран закрыт. "Р" — рычажок повернут назад, кран открыт на расход резерва топлива в количестве 0,75 л (примерно на 15-20 км пробега в экономичном режиме, при скорости 50-70 км/ч). Вместо рычажка может быть литой барашек, но функции сохраняются.
РЫЧАГ ПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА
Установлен на шарнире соосно с валом рычага переключения передач на левой стороне силового агрегата. Для запуска двигателя рычаг откидывается вбок (при включенной нейтральной передаче). Двигатель запускается энергичным нажатием на рычаг правой ногой. После запуска рычаг поворачивается на шарнире в исходное вертикальное положение для обеспечения переключения передач.
РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Установлен на валу с левой стороны силового агрегата. Рычаг может быть выполнен двуплечим или одноплечим. Первая передача включается из нейтрального положения нажатием до упора на переднюю педаль рычага. Вторая, третья и четвертая передачи последовательно включаются нажатием также до упора на заднюю педаль рычага или подъемом передней педали носком ноги (при одноплечем рычаге). Выключаются передачи так же последовательно, нажатием до упора на переднюю педаль. После каждого переключения рычаг самостоятельно возвращается в исходное положение. Нейтральная передача "расположена" между первой и второй передачами, при ее включении на щитке приборов загорается контрольная лампа зеленого цвета.
При работающем двигателе передачи следует переключать, только полностью выжав рычаг сцепления.
1 — пусковой рычаг; 2 — рычаг переключения передач
РЫЧАГ (ПЕДАЛЬ) ТОРМОЗА ЗАДНЕГО КОЛЕСА
Расположен с правой стороны мотоцикла. При нажатии ногой на рычаг приводится в действие тормоз заднего колеса и загорается лампа сигнала торможения в заднем фонаре.
ПРАВАЯ СТОРОНА РУЛЯ
Здесь размещены: рычаг тормоза переднего колеса, рукоятка управления дроссельной заслонкой (ручка "газа"), рычаг управления топливным корректором, выключатель света и аварийный выключатель зажигания.
1 — рычаг тормоза; 2 — рукоятка управления дроссельной заслонкой; 3 — рычаг управления топливным корректором; 4 — выключатель света; 5 — аварийный выключатель зажигания
РЫЧАГ ТОРМОЗА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА
При нажатии на рычаг приводится в действие тормоз переднего колеса и загорается лампа сигнала торможения в заднем фонаре.
РУКОЯТКА УПРАВЛЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКОЙ
При повороте рукоятки на себя мощность двигателя увеличивается с ростом частоты вращения коленчатого вала. При отпускании рукоятки, она под действием пружины возвращается в положение, обеспечивающее работу двигателя на режиме холостого хода.
РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНЫМ КОРРЕКТОРОМ (ПУСКОВЫМ УСТРОЙСТВОМ)
Служит для обогащения топливовоздушной смеси при запуске холодного двигателя. При повороте рычага вправо плунжер топливного корректора карбюратора утапливается, обеспечивая поступление в смесительную камеру дополнительного количества топлива.
Имеет три фиксированных положения: правое — все осветительные приборы выключены, среднее — движение с габаритными огнями, левое — движение с включенной фарой.
АВАРИЙНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ
Обеспечивает быстрое выключение двигателя в аварийной ситуации (например, при обрыве троса сцепления).
ЛЕВАЯ СТОРОНА РУЛЯ
Здесь размещены: рычаг сцепления, рычаг декомпрессора, переключатель дальнего и ближнего света, переключатель указателей поворота и кнопка звукового сигнала.
1 — рычаг сцепления; 2 — рычаг декомпрессора; 3 — переключатель дальнего и ближнего света; 4 — переключатель указателей поворота; 5 — кнопка звукового сигнала
При нажатии на него происходит выключение сцепления, и крутящий момент от двигателя на коробку передач не передается.
При его повороте открывается клапан декомпрессора в головке цилиндра, и камера сгорания сообщается с атмосферой. Это позволяет "продуть" двигатель в случае скопления в его цилиндре и кривошипной камере конденсата топлива, который является причиной переобогащения горючей смеси и затрудненного запуска. Кроме того, с помощью декомпрессора можно осуществить аварийное отключение двигателя.
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО СВЕТА
Обеспечивает два соответствующих режима работы фары.
КНОПКА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА
При ее нажатии включается звуковой сигнал вибрационного типа, установленный на переднем подкосе рамы, слева.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РУЛЯ ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ
Установлен перед трубой руля по оси симметрии мотоцикла. Имеет три положения. Ключ вынимается из замка и вставляется в замок в положении "вык.", в этом случае все потребители выключены. При повороте ключа в положение "1" включается зажигание, а также активируются цепи индикатора нейтральной передачи и других ламп щитка приборов, указателей поворота, сигнала торможения и звукового сигнала. Когда ключ повернут в положение "2", электрическая цепь мотоцикла переходит в режим стоянки, включаются только габаритные огни.
Нельзя оставлять ключ в положении "1" при неработающем двигателе. В этом случае перегревается и может выйти из строя катушка зажигания, а также быстро разряжается аккумуляторная батарея.