Установку динамиков показываем на автомобиле ВАЗ-2115, так как в автомобилях семейства «Самара» динамики устанавливаются под облицовками панели приборов, и такая работа проста. В автомобилях «Самара-2» передние динамики устанавливаются в окна внутренних панелей передних дверей. Диаметр окон — 130 мм. Для крепления динамика саморезами к внутренней панели двери предусмотрены четыре отверстия.

При установке важным моментом является способ прокладки проводов от головного устройства к динамикам. В связи с тем, что двери открываются и закрываются, участки проводов между дверью и стойкой кузова будут постоянно подвергаться изгибу. Поэтому в этих местах провода следует надежно защитить.

Провод можно проложить иначе — вывести его из-под панели приборов и пропустить под обивку двери. При этом провод в салоне будет постоянно на виду, что не слишком эстетично. Кроме того, такой провод нетрудно повредить, а в том месте, где он входит под обивку, обивка не будет прилегать к двери. Это, в свою очередь, приведет к ослаблению крепления обивки и, соответственно, дребезжанию и скрипам при движении, которые непременно появятся через непродолжительное время. Ко всему прочему, обивка, постоянно воздействуя на провод, будет перетирать его. Таким образом, подобный способ прокладки проводов можно считать лишь временным.

Для того чтобы установить провода более основательно, в передних стойках кузова и передних боковых торцах дверей предусмотрены специальные отверстия. Однако просто пропустить провода в отверстия — это только половина дела, так как от вибрации изоляция проводов быстро перетрется о кромки отверстий. Поэтому для защиты проводов необходимо установить между дверью и стойкой гофрированный кожух. Такие кожухи имеются в продаже и недорого стоят.

Если для соединения с выводами динамиков провода не имеют наконечников, их нужно установить самостоятельно.

Снимаем с конца провода изоляцию.

Вставляем оголенную часть провода в наконечник на достаточную глубину.

При этом необходимо следить, чтобы в место обжима не попала изолированная часть провода.

Так как установленный наконечник не изолирован, изолируем его кембриком.

Так выглядит гофрированный кожух для прокладки проводов. Обратите внимание: концы кожуха выполнены таким образом, что их можно надежно зафиксировать в отверстиях стойки и торца двери.

Диаметр кожуха позволяет также проложить в нем провода других потребителей электроэнергии, которые могут быть установлены в двери (электропривода блокировки дверного замка, электроприводов стеклоподъемника и зеркала).

Выводим в отверстие в торце двери жгуты проводов динамика, электропривода замка и электростеклоподъем-ника и скрепляем их концы изоляционной лентой,…

…что позволяет легче продеть единый жгут проводов сквозь гофрированный кожух.

Выводим жгут проводов в салон через отверстие в стойке передней двери и закрепляем концы гофрированного кожуха в отверстиях стойки и двери.

Теперь жгут проводов надежно защищен.

Место для установки динамика на внутренней панели передней двери с отверстиями для крепления.

В случае если подвес магнитной системы динамика (динамик номинального диаметра 130 мм) не помещается в отверстии,…

…края отверстия необходимо отогнуть.

Передняя кромка отверстия в отличие от трех других сварена из двух листов металла и имеет достаточно высокую жесткость.

Для облегчения гибки делаем в ней несколько надрезов.

…или отрезной машинкой (болгаркой).

Подгибаем «лепестки» передней кромки молотком,…

…а верхнюю, заднюю и нижнюю кромки — раздвижными пассатижами.

Теперь динамик размещается в отверстии.

Устанавливаем скобы для крепления динамика саморезами, при этом отверстия в скобах должны совпадать с отверстиями в панели двери. Таких скоб четыре — по числу крепежных отверстий.

Устанавливаем на место обивку двери и выводим провода через отверстие в обивке, предназначеное для установки динамика.

Длина проводов должна быть выбрана с запасом для удобства подсоединения их наконечников к выводам динамика.

Если установлен электростеклоподъемник, выводим колодку переключателя в отверстие в обивке двери.

Подсоединив провода к динамику, устанавливаем его в отверстие в обивке двери.

Вворачиваем три самореза крепления динамика, как показано на фото.

Нижний передний саморез крепит карман обивки двери, поэтому вворачиваем его при установке кармана.

Аналогично устанавливаем динамик в левую дверь.

Для чего знать о разных способах? Для того, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальный с финансовой точки зрения, а также с точки зрения сложности техпроцесса вариант.

  1. Для того, чтобы изготовить подиумы под твиттеры, можно использовать трубу ПВХ, которая по диаметру и форме идеально подходит под ВЧ-динамики.
  2. Второй вариант предусматривает изготовление подиумов под пищалки из фанеры, в которой собственно и будут крепиться пищалки.

Однако следует отметить, что и первый и второй варианты предусматривают наличие "эпоксидки" и шпатлевки, которыми придается форма будущим пищалкам. Различия между двумя способами лишь в том, что с ПВХ трубой вам не понадобиться ДСП, из которого лобзиком придется вырезать кольцо необходимого диаметра.

В общем думаю понятно. Выберите для себя наиболее оптимальный и приступайте к работе. Я выбрал второй вариант, поскольку для меня он является более подходящим.

Итак, для работы вам необходимо иметь:

  1. Капроновый чулок или колготки. Не пугайтесь, капрон будет использоваться в качестве материала, который задаст форму;
  2. Эпоксидная смола ("эпоксидка"), а также стекломат или стекловолокно;
  3. ПВХ-труба или кусок тонкого ДСП, в зависимости от того какой из вариантов вы выбрали;
  4. Шпатлевка (авто), много "наждачки" от мелкой до крупной;
  5. Малярские кисти, резиновые перчатки, шпатели для работы со шаптлевкой;
  6. Краска, кожа или какой-нибудь "Пластидип" для финишной обработки подиумов;
  7. Саморезы, крепежи и прочие элементы крепления. В этом вопросе каждому придется выкручиваться, исходя из собственных возможностей и конструктивных особенностей самих подиумов.

В зависимости от конфигурации и особенностей (машины, подиумов и самих твиттеров) список может отличаться. Думаю это понятно.

Пошаговая инструкция как изготовить подиумы под пищалки в домашних условиях:

1. Первым делом необходимо демонтировать пластиковые накладки, для этого достаточно открутить несколько саморезов.

2. Далее приступаем к разметке. Для этого необходимо обозначить будущее место расположения подиумов.

3. Исходя из размеров пищалок, делаем из ДСП кольца по диаметру пищалок. Забегая наперед, скажу, что данные кольца будут служить в качестве основы для установки твиттеров.

4. Используя саморезы, или другие удобные способы крепления (я, к примеру, использовал зубочистки), необходимо закрепить полученные кольца на пластиковой накладке там где вы сделали разметку. Здесь важно все как следует просчитать, чтобы оба твиттера смотрели в одинаковом направлении и были расположены на одном уровне.

5. Теперь берем колготки и натягиваем их на образовавшиеся каркасы. Затем, используя эпоксидку, начинаем пропитывать получившуюся форму. Когда все немного отвердеет берем стекловолокно и клеим поверх образовавшейся формы. Стекловолокно выступит в качестве армирующего (связующего) материала. Каждый новый слой необходимо пропитывать эпоксидкой и наносить лишь после высыхания предыдущего. Всех слоев должно быть примерно 3-4, после пропитки последнего даем всему "бутерброду" высохнуть. Должно получиться что-то типа этого, см. фото ниже.

6. Когда каркас создан, можно приступать к его шлифовке и шпатлевке. Перед тем как шпатлевать, возьмите крупную наждачку и обработайте "свежие" подиумы, так сказать подготовьте их к шпаклеванию.

7. Когда поверхность более-менее ровная, наносим первый, тонкий слой шпатлевки. После чего даем высохнуть и шлифуем наждачкой, убирая все лишнее, и формируя будущие подиумы под пищалки. Здесь, как говорится — полный полет фантазии, лепите, ваяйте такую форму, какая на ваш взгляд является наиболее привлекательной. У меня получилось вот так, см. фото ниже.

8. После первого слоя все как следует шкурим несколькими наждачками от крупной до мелкой, убирая все неровности, доводя поверхность до идеала. Затем снова берем шпатлевку и выравниваем поверхность под покраску, заделывая малейшие поры в "шпатле".

Примечание! Если вы не собираетесь красить ваши подиумы, а, к примеру, хотите обтянуть их кожей, то сильно "вылизывать" поверхность шпатлевки не стоит, кожа все скроет.

9. Второй слой шпатлевки отшлифован и готов к покраске. Красил я матовой краской из баллончика, предварительно погрунтовав подиумы базовой грунтовкой. Грунтовка бывает разной, поэтому что-то посоветовать сложно, единственное пожелание, чтобы она была быстросохнущей и более менее густой. Грунтовку следует наносить в 2-3 слоя, дав каждому из них высохнуть.

10. Подиумы готовы к покраске. Берем баллончик и наносим краску на расстоянии 15-20 см ровным слоем. Всех слоев должно быть 3-4, каждый новый слой должен подсохнуть от часа до нескольких часов, в зависимости от качества краски, толщины слоя и температуры окружающей среды.

11. Все готово к установке. Крепим твиттер в подиум, после чего готовую накладку с пищалкой устанавливаем на стойку кузова.

12. А вот так выглядит конечный результат. Как видите, вышло довольно пристойно и честно признаться сходу вряд ли кто поймет, что эти подиумы изготовлены не производителем, а своим руками.

Как видите получилось довольно неплохо, поэтому есть смысл "мучиться". После завершения всех работ все собираем и приступаем к эксплуатации обновленного, тюнингованного автомобиля. Надеюсь, эта статья поможет вам сделать подиумы под пищалки своими руками, и они получаться не менее привлекательными чем мои. Спасибо за внимание и за то, что дочитали до конца. В знак благодарности воспользуйтесь кнопками соцсетей (Поделиться с друзьями), расположенными чуть ниже. Берегите себя и до новых встреч на ВАЗ Ремонт.

Всё началось с того, что, встретившись компанией, завели обычный разговор о том, о сём. Сергей недавно взял ВАЗ-2114 и, отъездив на нём около 2000 км, как раз прошел ТО. Эта машина у него не первая, и захотелось ему чего-нибудь особенного в своём автомобиле. Мы, конечно же, его поддержали и не моргнув глазом предло­жили, мол, давай в двери тебе сделаем по­диумы под 20-сантиметровые динамики! Бу­дут нормальные басы впереди, а для сере­дины с верхом возьмём двухкомпонентную акустику. Поставим штуки четыре усилите­лей, да и два сабвуфера «стеле» в багажни­ке не помешают. Вариантов предлагали много, все разные, один другого необыч­нее, но всё вроде как в шутку. Сергей слу­шал наш трёп очень серьезно и в конце концов на полном «серьёзе» сообщил, что один из вариантов ему показался интерес­ным. Пошутить-то пошутили, теперь надо было всё это реализовать.

Бросить Сергея одного, тем более что он не очень сильно разбирается во всех тонкостях авто­звука, было не по-товарищески, и мы предложи­ли ему свою помощь. Многое пришлось делать мне самому, как самому незанятому студенту Оренбургского государственного университета. Володя и Алексей, которые работают на авторын­ке в тонировочном боксе, и Дмитрий, продавец-консультант магазина «12 Вольт», очень помогли не только словом, но и делом, за что им огром­ное спасибо. Благодаря их стараниям за пару дней удалось арендовать бокс на территории оренбургского авторынка. Сергея предупредили, что ему придется расстаться со своим автомоби­лем примерно на две недели (получилось все три). После этого с помощью Дмитрия приобрели все компоненты для создания системы. Володя и Алексей плотно подключились к работе и всю до­рогу щеголяли в фирменных комбинезонах Pioneer, уж где они их оторвали на халяву, ума не приложу, долго пытался выпросить хотя бы один для себя — не дали.

CD-ресивер Pioneer Сергей купил сам, ещё до то­го, как наша «шуточная» система была собрана даже на словах. Самое главное в «Пионере» — это его технические возможности за уплаченные деньги. Богатые настройки эквалайзера, времен­ные задержки, переключение линейных выходов в режим поканального усиления, да и просто от­личное качество воспроизведения. Поэтому, «до­рисовав» систему под Pioneer, мы выставили фильтры на сабвуфере до 40 Гц, впереди двад­цать сантиметров баса играют от 50 Гц до 2 кГц, а серединки с пищалками работают от 1,6 кГц. Все кроссоверы на усилителях отключены.

Фронт решили собрать на акустике Pioneer серии TS. Коаксиальные TS-E2096 взяли за их восхити­тельный мидбасовый размер, а для остального диапазона подошёл компонентный двухполосный набор TS-E136 — твитеры на пробных прослуши­ваниях сыграли очень недурно. В коаксиальных «тарелках» пищалки и серединки оставили до по­ры до времени, хотя долго думали, отрезать их или не отрезать. Хотим замерить АЧХ системы, одно плохо, что для этого нужно ехать в Самару. Пассивный кроссовер решили подключить только для компонентной пищалки, её сосед по комплек­ту заведён напрямую на акустические клеммы.

Усилителями для фронтальной акустики стали два двухканальных Oris, их удалось послушать, и от­зываются о них неплохо в разных Интернет-фору­мах. Для сабвуферов выбрали моноблок Oris Armada, за такие деньги да такая мощность — как раз то, что нужно для двух популярных сабов той же фирмы. Решив не мелочиться с «десятками», взяли «двенадцатый» размер сабов, хотя при этом ящики получились очень даже немаленькие, по размеру как никак 44 литра. Питание установ­ки укрепили парой буферов по 0,5 Ф. Работу по шумке и подиумам для акустики начали одновременно, пока одно сохнет, можно с успе­хом клеить другое. Салон машины разобрали полностью — обшивки всех дверей, сиденья, штатная теплоизоляция пола, а вся «пластмасса» из багажника была заменена классической фане­рой.

Шумо- и виброизоляция салона проходила в пе­рерывах между изготовлением подиумов, для ра­боты мы применили материалы «Стандартпласт». Двери заклеены очень сильно, ушло по 1,5 листа «Вибропласта» на каждую. Все технологические отверстия были усилены стяжками и затем сверху заклеены бутербродом «Вибропласт» + «Сплен», проводка специально утяжелена «Битопластом». Багажнику, колёсным аркам и полу тоже сильно досталось, те же материалы, что и на дверях, лег­ли практически без стыков по всей поверхности. Пол я клеил впервые и немного переборщил, по­том пришлось потрудиться, чтобы поставить на место сиденья. Кромки дверных обшивок и вся мелкая «пластмасса» проклеены «Битопластом» против скрипа и побрякиванья.

Дверные подиумы, куда мы хотели поставить «двадцатые» мидбасы и сере­динки, делались по той же классической технологии «фанера + монтажная пена». Прикрутив к обшивке длинными саморезами кольца грилей, вчерне наметили, где поставить акустику, чтобы она сильно не мешала ни водителю, ни пассажиру. Карман решили сохранить «родной». Потом обшивку тщатель­но завернули в упаковочную пленку, дабы не испачкать её в монтажной пе­не, а кольца заменили фанерными. И здесь началось самое трудное — запе­нить всё это дело, ведь чтобы получилось жёстко, пену приходится тщатель­но уминать и обильно поливать мыльной водой.

Когда подиумы высохли, лишнюю пену я срезал ножовкой, твёрдость полу­чилась такая, что нож её уже не брал. Потом вышкуривание и один слой шпатлёвки. Это повторялось неоднократно на протяжении, наверное, дней трех.

Готовые подиумы обтянули винилом, идентичным «родному». Это дело пона­чалу казалось не самым сложным, но когда пришёл черёд тянуть винил, толь­ко с помощью Володи, Алексея, их промышленного фена и богатого лексико­на удалось одолеть винил.

Красноречия (но не правильной дикции) добавила оса, которая, видимо, то­же решила подшутить над нами единственным известным ей способом. Ми­шенью для шутки оказался я: когда вечером допивал банку «Пепси», злобное насекомое укусило меня прямо в язык. А ведь я предлагал напиток Дмитрию, но он почему-то отказался. В общем, весь оставшийся вечер я не мог гово­рить, хотя очень хотел.

В металле дверей штатные отверстия пришлось расширить, магниты «двадца­тых» динамиков иначе не влезали. Зато когда поставили обшивку на место, всё получилось впечатляюще. Очень хорошо смотрелся винил на подиумах, создавалось ощущение, что подиум и дверная обшивка это одно целое.

Монтаж пищалок прошёл с промежуточным про­слушиванием. Сначала я установил на стойки пис­тоны для пищалок, сориентировал их и послу­шал, как будет лучше. Затем всё это дело снял и залил пеной. Пену умял с водой, а после высыха­ния осталось пройти наждачной бумагой и под­ровнять стекловолоконной шпатлёвкой в не­сколько слоев.

После того как салон был собран, мы приступили к изготовлению сабвуферных корпусов, заглуб­лённых в крылья. Сначала решили изготовить ма­кет из пенопласта и оклеить его одним слоем тка­ни, пропитанной эпоксидной смолой. Для этой за­теи Сергей привез большие листы пенопласта, из которых мы послойно вырезали внешний контур правого и левого ящика. Каждый последующий слой клеился к предыдущему так, что в конце концов получились пенопластовые сабы в нату­ральную величину. Чтобы эпоксидка не впитыва­лась, пенопласт пришлось оклеить монтажным скотчем.

Поскольку опыта работы с эпоксидкой у меня бы­ло немного, я опять позвал на помощь Володю и Алексея. Клеили ткань следующим образом: сна­чала накладывали кусок ткани на корпус, затем в металлической банке разводили эпоксидную смо­лу и нагревали её феном для ускорения реакции. Потом кисточкой, смоченной в подогретой эпок­сидке, все куски ткани один за другим пропитыва­лись прямо на пенопластовом корпусе. Когда все пять стенок оказались облеплены мокрыми от эпоксидки лоскутами, всё сушилось феном до от­вердения.

Ткань со смолой ока­залась почему-то до­вольно мягкой, поэто­му стенки сабов уси­лили листами «шум­ки», а изнутри внедри­ли деревянные встав­ки из фанеры. Окон­чательная обработка была сделана утрам­бованной пеной, при­чём на каждый ящик ушло по два с полови­ной баллона. Перед­ние стенки мы выреза­ли из ДСП. После сборки жёсткость кор­пусов оказалась такой высокой, что они с легкостью выдержива­ли мой вес. Поверх­ность отделали серым карпетом.

Усилители помещены между сабвуферами в специально изготов­ленную крышку ниши для запасного колеса. Крышка сделана из двух листов фанеры, между которыми уло­жены все компоненты и буферные конденса­торы. Верхняя фане-рина, которая стала новым полом багаж­ника, оборудована окошками, закрытыми листами оргстекла, а нижняя оклеена плён­кой, напоминающей алюминиевый лист с рубчиками.

Один из двухканальных «Орисов» перед крепле­нием в крышку повернули внутри его собственно­го корпуса для того, чтобы силовые клеммы обо­их усилителей оказались рядом, а надпись на корпусе не была перевёрнутой. Готовая крышка с установленными лампами подсветки крепится к сабвуферным ящикам на петлях, что даёт воз­можность без проблем пользоваться запаской. Система придумывалась и делалась для Сергея, но нам всем очень хотелось бы узнать, как оценят профессионалы эту установку. В этом году мы не успели попасть ни на одни соревнования и очень надеемся, что в следующем году обязательно по участвуем хотя бы в одном этапе. Жалко, конеч­но, что в Оренбурге пока ещё никто не проводил официальных соревнований, ведь побороться за призовое место мы настроены не на шутку.

Источник: Автозвук №3 2006г. Своя игра. ВАЗ-2114. Василий МИШУКОВ, г.Оренбург.