Использование ремкомплекта ГТЦ

Ремкомплект главного тормозного цилиндра — основа для проведения ремонтных работ с ГТЦ. В свою очередь, ГТЦ — одна из самых важных частей тормозной системы автомобиля, которая всегда должна находиться в исправном состоянии. Это обеспечивает безопасность машины, водителя и пассажиров, а также предотвращение аварийной ситуации на дороге.

Ремкомплект на главный тормозной цилиндр позволяет устранить основные неисправности, и избавить автовладельца от необходимости покупать новый ГТЦ. Как правило, в него входят различные резинки и манжеты, цель которых заключается в обеспечении герметичности тормозной системы, ведь ее утрата — это основная причина неисправности автомобильных тормозов.

Состав ремкомплекта

Состав ремкомплекта главного тормозного цилиндра отличается в зависимости от нескольких факторов:

  • модели автомобиля, для которого предназначен набор;
  • производителя;
  • состава комплекта (полный или неполный).

Так, комплекты отличаются между собой не только наличием тех или иных расходников, но и их количеством. В полные комплекты входят перечисленные ниже элементы, а в неполные — лишь манжеты. Итак, в большинстве случаев в состав ремкомплекта входят следующие расходные материалы:

Ремкомплект ГТЦ к ВАЗ-2109

  • разделительная манжета камер;
  • главная манжета поршня цилиндра;
  • наружная манжета цилиндра;
  • уплотнительная манжета для ГТЦ;
  • защитный колпачок для ГТЦ;
  • уплотнитель для головки поршня;
  • колпачок для штуцера шланги прокачки от цилиндра выключения сцепления;
  • поршни (первичный и вторичный);
  • возвратные пружины для поршней;
  • уплотнительные кольца для поршней;
  • седло для поршней;
  • держатель пружины поршня и винт держателя.

Использовать ремкомплект главного тормозного цилиндра следует при появлении неисправностей в его работе. О них далее.

Признаки неисправности главного тормозного цилиндра

Существует ряд объективных признаков, указывающих на то, что ГТЦ неисправен. К ним относится:

  1. Появление тормозной жидкости на корпусе вакуумного усилителя тормозов в месте его стыка с главным тормозным цилиндром. Причина этого заключается в том, что вышел из строя воротничковый манжет низкого давления в ГТЦ, вследствие чего требуется его замена.
  2. Ощущение “мягкости” в педали. В данном случае самая вероятная причина состоит в том, что в систему попал воздух из-за разгерметизации тормозной гидросистемы. Еще один вариант — износ манжеты поршней главного тормозного цилиндра или износ “зеркала” ГТЦ.
  3. Подклинивание педали тормоза. Причиной неисправности такой проблемы заключается в том, что возникло засорение или перекрытие компенсационного отверстия в корпусе главного тормозного цилиндра.
  4. Заедание педали тормоза в момент процесса торможения. Данный признак может быть вызван подклиниванием поршней в главном цилиндре в случае попадания в систему грязи. Это, в свою очередь, может быть следствием того, что тормозная жидкость “потянула” влагу, поскольку она является гигроскопичной. Вместе с пылью в систему также могут проникнуть мелкие твердые частички. Именно поэтому автопроизводители рекомендуют периодически менять жидкость в тормозной системе.
  5. Не возвращение педали педали тормоза в исходное положение после нажатия. Причин проблеме может быть несколько. Например, выход из строя одной или двух возвратных пружин поршней ГТЦ либо неисправность в приводе педали тормоза.

Устройство главного тормозного цилиндра

Зная устройство тормозного цилиндра, вы сможете без проблем справиться с его ремонтом, применив нужные элементы из ремкомплекта. В большинстве современных автомобилей используют ГТЦ, состоящий из двух секций, каждая из которых отвечает за работу пары колес. В случае переднеприводного автомобиля один контур работает с передним левым и задним правым колесом, а другой — передним правым и задним левым. Если же мы говорим о заднеприводных машинах, то один контур отвечает за передние тормоза, второй — за задние. Использование двух контуров делает тормозную систему гораздо надежнее.

Главный тормозной цилиндр состоит из таких частей:

  • Корпус. В нем находятся все рабочие механизмы цилиндра.
  • Расширительный резервуар. Его задача — питание гидросистемы рабочей жидкостью.
  • Рабочие трубки, предназначенные для пропускания жидкости в схеме.
  • Поршни. Благодаря ему в системе обеспечивается необходимое давление.
  • Возвратные пружины. Работают как противовес поршням, поднимая их, и удерживая в начальном положении при условии отсутствия противодействия.
  • Манжеты и кольца для уплотнения. Их задача — обеспечение необходимого уровня герметичности как в цилиндре, так и в гидравлической тормозной системе в целом.
  • Датчики перепада давления. Они передают информацию ЭБУ, которая, в свою очередь, сообщает водителю о возникших неисправностях в гидравлической системе торможения (падении давления, низкому уровню жидкости и так далее).

Без знаний принципа работы вам едва получится проверить правильность его срабатывания. Так что далее предлагаем понять как работает ГТЦ и проверить его исправность.

Алгоритм работы главного тормозного цилиндра

Основная задача ГТЦ состоит в том, чтобы преобразовать давление, имеющееся на педали тормоза автомобиля, в гидравлическое давление тормозной системы с помощью рабочих цилиндров. То есть, он является главным распределяющим звеном, благодаря которому рабочая жидкость подается к исполнительным механизмам.

Во время нажатия на педаль тормоза в магистрали создается давление, из-за чего шток вакуумного усилителя толкает первый поршень цилиндра, который перекрывает компенсационное отверстие. Вследствие этого увеличивается давление в первом, а потом и во втором контуре. А пустоты, которые возникают во время движения поршней, заполняются рабочей жидкостью. При этом движение самих поршней будет проходить до тех пор, пока это позволит возвратная пружина.

При достижении максимального давления в контурах выполняется срабатывание тормозного механизма. После того, как водитель убрал ногу с педали тормоза, пружины возвращают поршни в исходное положение, а давление в системе нормализуется (становится атмосферным). В системе существует расширительный бачок, куда возвращается тормозная жидкость, препятствуя таким образом созданию разрежения в системе. При выходе из строя одного из контуров цилиндра другой будет продолжать работать, обеспечивая торможение, хотя и с меньшей эффективностью.

Проверка главного тормозного цилиндра

Устройство главного тормозного цилиндра подразумевает использование уплотнительных резиновых деталей, которые периодически выходят из строя и стают основной проблемой при проведении проверки. Поэтому, в случае, если в работе тормозной системы возникли неполадки, описанные выше, необходимо проверить ее работу. И начать необходимо именно с ГТЦ. Проверка выполняется в такой последовательности:

  • Необходимо проверить наличие потеков на корпусе, а также наличие трещин на нем.
  • Далее нужно проверить герметичность и состояние уплотнительных элементов цилиндра. При любом объеме проводимых ремонтных работ необходимо обязательно заменить все резиновые уплотнители, которые имеются в составе ремкомплекта главного тормозного цилиндра.

Если проверка показала появление изменений в работе ГТЦ, то не дожидаясь полного выхода его из строя, рекомендуем отремонтировать его, заменив некоторые элементы из ремкомплекта. Учтите, что с его помощью можно устранить лишь мелкие неисправности (например, течь тормозной жидкости).

В случае же, если было повреждено зеркало цилиндра, то есть, на нем появились царапины, раковины или другие повреждения, то он становится неремонтопригоден. Единственный выход в таком случае — его полная замена.

Ремонт и замена ремкомплекта главного тормозного цилиндра

После того, как вы выяснили причину поломки, вам необходимо купить ремкомплект главного тормозного цилиндра. Они делятся на два основных типа — полный и неполный. Для некоторых машин необходим дополнительно специальный ключ (например, для ВАЗ 2110). В комплект полного набора входят: пластиковые конуса для монтажа новых манжет на тело поршней, шайбы, пружины, пыльники, все необходимые манжеты. Если комплект неполный, то в него, как правило, входят лишь манжеты ГТЦ.

Как же поменять ремкомплект главного тормозного цилиндра? Алгоритм выполнения работ следующий:

Ремкомплект ГТЦ к ВАЗ 2108-2109

  1. Снять минусовую клемму с аккумулятора и клеммы с бачка тормозной жидкости. Это делается для того, чтобы электронный блок управления в дальнейшем не вывел сообщение об ошибке.
  2. Далее необходимо слить из системы рабочую жидкость. Делается это с помощью медицинского шприца и трубок. Некоторая жидкость все же останется в системе, поэтому приготовьте заранее ветошь для устранения потеков. Все отсоединенные трубопроводы необходимо “заглушить”.
  3. После этого нужно приступить к снятию непосредственно ГТЦ. Этот процесс буквально незначительно будет отличаться для каждой модели автомобиля, поэтому невозможно дать определенных рекомендаций в рамках одной статьи, но одно можно сказать с уверенностью, что прикручен к вакуумнику лишь двумя шпильками.

Дальнейший ремонт главного тормозного цилиндра необходимо проводить на рабочем столе (верстаке). Как показывает практика, капитальный ремонт ГТЦ в условиях гаража невозможен или не приносит желаемых результатов. Поэтому ограничимся рассмотрением случая замены резиновых уплотнителей из ремкомплекта тормозного цилиндра.

  • Для демонтажа необходимо открутить стопорные и крепежные болты механизма. После чего разобрать корпус. Делать это нужно аккуратно. чтобы имеющиеся внутри пружинки не разлетелись в стороны.
  • Все старые резиновые уплотнения и манжеты удалить из корпуса, после чего почистить их посадочные места от возможной грязи и пыли с маслом.
  • При сборке все новые резиновые уплотнения необходимо смазать используемой тормозной жидкостью (желательно новой). А медные кольца под стопорными болтами лучше заменить на новые. Крепежные и стопорные болты лучше покрыть медной смазкой (спреем или пастой) с тем, чтобы в дальнейшем при необходимости они не прикипели и их можно было без труда выкрутить.

Замена ремкомплекта главного тормозного цилиндра

Использование ремкомплекта для ГТЦ ВАЗ

Сборка и установка цилиндра на место выполняется в обратном порядке. Не забудьте накинуть клемму на аккумуляторную батарею. В систему обязательно заливать новую рабочую жидкость (ею же смазывают новые резиновые уплотнительные детали), после чего выполняется прокачка тормозной системы с тем, чтобы выгнать из нее воздух.

Производители ремкомплектов

Популярными производителями ремкомплектов главного тормозного цилиндра, используемые на территории нашей страны, являются следующие компании:

  • АОЗТ “Волжскрезинотехника”. Предприятие производит ремкомплекты для отечественных автомобилей — “Жигулей”, “Москвичей” и других популярных марок (на Москвич 2140 состоит из 3-х пар манжет каждая из которых имеет свой кат. ном. 412-3505045, 042 и 036).
  • FENOX Global Group (Беларусь). Компания производит широкий ассортимент ремкомплектов для отечественных и зарубежных автомобилей. В частности, для ВАЗ-2101, 2106, 2107 и ВАЗ-2121 каталожный номер ремкомплекта ГТЦ — KPT1963C3, цена ремкомплекта 1,3. 1,7$. А для Москвича 2140-3505032.
  • ПАО “Балаковорезинотехника”. Производитель резинотехнических изделий, выпускающий более 6000 наименований и обеспечивающий бесперебойную работу автоконвейеров ВАЗа, КамАЗа, ГАЗа (каталожный номер для ремкомплекта ГТЦ автомобилей ВАЗ 2108-09 — 21080350503300, ремкомплект от производителя, цена — около 1$).
  • Компания “Базальт”. Российский производитель, выпускающий ремкомплекты ГТЦ для отечественных автомобилей.
  • SEIKEN. Производитель из Японии, выпускающий ремкомплекты, в основном, для японских автомобилей (например, HONDA, каталожный номер комплекта — SK62811, цена ремкомплекта главного тормозного цилиндра — 16. 18$).
  • Aisin Seiki Co Ltd (или просто Aisin). Еще одна японская компания, производящая комплектующие для автосборочных производств. Много продукции производит для Toyota.
  • SEGURIDAD INDUSTRIAL, S.A (SEINSA), Испания. Производит продукцию, в том числе ремкомплекты ГТЦ под ТМ AUTOFREN. Используются во многих европейских автомобилях. (например, каталожный номер набора — D1298, цена — 2. 3$).
  • Компания DELPHI, США. Ее ремкомплекты используются как на американских, так и европейских машинах (например, Mercedes).
  • ATE, Германия. Производит ремкомплекты для европейских автомобилей (например, каталожный номер 03037030232, цена ремкомплекта ГТЦ — 20. 25$).

Хотелось бы напомнить что.

С помощью ремкомплекта ГТЦ можно устранить лишь незначительные неисправности в его работе — течь тормозной жидкости, плавность работы педали, регулировку тормозной системы. Если же цилиндр поврежден физически, то в большинстве случаев он подлежит полной замене, и к сожалению, заменой манжет тут не обойтись.

По окончанию проведения работ по замене ремкомплекта главного тормозного цилиндра не забудьте выполнить прокачку тормозной системы, чтобы обеспечить ее герметичность и отсутствие в ней воздуха. А перед выездом на дорогу попробуйте эффективность работы тормозной системы неподалеку от гаража, соблюдая при этом правила безопасности.

Возникающие изредка поломки тех или иных узлов устройства автомобиля заставляют нас все больше узнавать об устройстве наших машин, видах поломок, способов их устранения, что можно отремонтировать своими руками, а что — только в СТО. Но, сегодня рассмотрим главный тормозной цилиндр, вернее, его ремонт по замене ремкомплекта.

Устройство главного тормозного цилиндра (ГТЦ)

Одним из самых важных устройств в конструкции автомобиля является главный тормозной цилиндр, который является сердцем всей тормозной системы авто. Функция ГТЦ заключается в том, что сила, которая появляется при нажатии водителем на педаль тормоза преобразуется в гидравлическое давление, которое и приводит в действие конечные элементы тормозной системы.

Можно также сказать, что ГТЦ это есть гидронасос. Этот гидронасос должен правильно распределять подачу тормозной жидкости к колесам для обеспечения равномерного торможения.

Главный тормозной цилиндр состоит из двух секций:

  • для подачи жидкости в системы тормоза передних колес;
  • для подачи жидкости в системы тормоза задних колес.

Если герметичность какой-либо секции нарушена, вторая обеспечит подачу жидкости к узлам срабатывания тормозов. В случае с заднеприводными машинами, секции эти распределяются по осям.А1, А2 — компенсационные отверстия; Б1, Б2 — перепускные отверстия; В, Г, Д, Е — полости; 1 — корпус; 2 — трубка; 3 — соединительная втулка; 4 — бачок; 5 — защитные колпачок; 6 — датчик сигнализатора аварийного падения тормозной жидкости; 7 — упорное кольцо; 8 — наружная манжета; 9 — направляющая втулка; 10, 17 — поршни; 11 — стопорное кольцо; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — шайба поршня; 14, 16 — манжеты; 15, 18 — упорные шайбы; 19 — пружина; 20 — пробка; 21 — болт держателя пружины; 22 — держатель пружины; 23 — пружина.

Основные важные элементы в конструкции главного тормозного цилиндра — это корпус, два поршня, возвратные пружины, бачок, стопорная шайба, резиновые прокладки.

Принцип работы главного тормозного цилиндра

При нажатии на педаль тормоза, поршень движется по цилиндру и перекрывает компрессионное отверстие, в результате чего, в первом контуре образуется давление, которое начинает воздействовать на второй контур (перемещает второй контур). Пустота, которая появилась после перемещения поршня, заливается тормозной жидкость. Пружина возвращает поршни в исходные положения.

Симптомы поломки ГТЦ

Главный симптом или признак поломки тормозного цилиндра — это неравномерность подачи жидкости к колесам, из-за чего происходит нарушение в работе срабатывание тормозов.

Износ уплотнительных манжет влияет на давление. Если резиновые уплотнения стали не плотными, давление в системе уже меньше (подробнее ниже смотрите на видео).

Если в жидкости есть частички абразивных веществ (песок, камешки), то на поршне и цилиндре появятся задиры и быстро износятся резиновые уплотнительные манжеты. Как видите, некачественная тормозная жидкость, то есть не чистая, имеющая примеси, засорит отверстия и сделает царапины и задиры на соприкасаемых трущихся поверхностях.

При обнаружении симптомов, признаков неисправности тормозной системы, найти, отремонтировать или заменить нужно срочно, так как эта система безопасности и управления транспортом. Если педаль тормоза нажимается без усилий, или вообще проваливается, то причина в утечке жидкости, или в компрессионном отверстии. Если отверстие компрессии закупорится или закроется, то давление не будет создаваться. Также, может произойти заедание поршня. При заедании поршня, педаль тормоза будет нажиматься незначительно. Признаком заедания поршня может быть срабатывание тормозов даже, если педаль не нажата.

Как заменить ремкомплект главного тормозного цилиндра

Обнаружение поломки начинается с визуального осмотра, обнаружения утечки тормозной жидкости, наличие механических повреждений и т.д. А сам цилиндр можно проверить на герметичность только на специальном стенде, которые обычно есть в СТО.

Все детали цилиндра надо почистить спиртом и проверить зеркало (поверхность) цилиндра, чтобы не было задиров, царапин. Ремкомплект не ремонтируется.

Чтобы заменить ремкомплект главного тормозного цилиндра, надо:

  1. Слить тормозную жидкость.
  2. Поддеть отверткой зажимы и отсоединить патрубки.
  3. Выкрутить шпильки.
  4. Демонтировать устройство.
  5. Разобрать цилиндр. Ключом на 13 сбоку открутить болт. Выкручивать следует аккуратно, так как там есть пружина.
  6. Открутить болты соединения поршней.
  7. Снять пыльник.
  8. Разложить все детали и осмотреть. Не должно быть механические или коррозионные повреждения.

После разборки и осмотра, следует приступить к установке нового ремкомплекта и сборке:

  1. Сначала установить на свои посадочные места пружины. Не путать стороны пружин и не забыть про стопорные кольца.
  2. Установить поршни в цилиндр и закрепить болтами. Поршни при установке должны заходить плавно. Новые резиновые кольца на поршнях должны быть строго по центру, перекосов быть не должно.
  3. Далее надо закрутить винтовую пробку и установить сальники.

После замены ремкомплекта и сборки устройства, надо прокачать тормоза, чтобы выгнать воздух из системы. Прокачка сцепления аналогична прокачке тормозов.

Прокачивается следующим образом:

  • Один зажимает отверстие главного тормозного цилиндра пальцем.
  • Второй — медленно нажимает на тормозную педаль, отпускает ее и ждет, пока подкачается жидкость.
  • Подсоединить патрубки и прокачать все тормоза.
  • Чтобы знать, выходят ли пузырьки воздуха, советуют применять прозрачные шланги.
  • Далее, начинаем прокачивать с задних колес. Ослабляем штуцер и медленно производим нажатие на тормоз, держим пока штуцер обратно не будет закручен.

Видео

В этом видео очень хорошо и просто объясняется принцип действия тормозной системы авто

Кому приходится менять полностью тормозной цилиндр. В этом видео показывается как менять главный тормозной цилиндр на автомобилях Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112, Ваз 2113, Ваз 2114, Ваз 2115.

Это видео о ремонте главного тормозного цилиндра автомобилей ВАЗ

Пробег Чери Тигго — 44 000 км.

Вдруг замечаю, при стоянии на светофоре, как постепенно педаль тормоза уходит в пол. Первое, что делаю — открываю капот и вижу, что уровень тормозной жидкости в норме, подтёков жидкости ни в моторном отсеке, ни под машиной нет.

Напрашивается вывод — ГТЦ (главный тормозной цилиндр).

Нет предела для любопытного и неленивого. Стоимость ГТЦ в пределах 4 000 руб., поэтому попытка ремонта вполне оправдана. Оговорюсь сразу, что ремонту поддаётся не всё, даже с этой неисправностью. Из описания Вы поймёте — почему.

Для этого вида неисправности нам нужен ремкомплект главного тормозного цилиндра от УАЗ (резинки).

Т.к. в автосалоне его не оказалось, то был приобретён по совету продавца ремкомплект от ГАЗ 2410 (оказалось — подходит) за 21 руб. Естественно — нужен запас тормозной жидкости (у меня ушло примерно 1,2 литра без проливания на землю).

Для начала снимаем верхнюю часть воздушного фильтра. Большим шприцем выкачиваем содержимое из бачка. В этом месте хочу обратить Ваше внимание на то, что если жидкость похожа на чай или она мутная — то Вы на правильном пути.

Отсоединяем шланг, идущий в главный цилидр сцепления (см. рис.1). Если его задрать вверх, то из него ничего не выливается.

Снимаем бачок (1) — просто поддеваем его вверх. Если требуется его промывка, то надо отсоединить фишку датчика под жабо, Вы её нащупаете рукой.

Далее нам потребуется ключ на 11 для отсоединения трубок (2). При этом выливается небольшое кол-во жидкости из цилиндра, поэтому надо подложить тряпку.

Отворачиваем ключом (нужна головка) на 22 наружние болты (3).

Затем, слегка покачивая, вытягиваем на себя тормозной цилиндр. Выглядит он, как показано на рисунке №3. Проверяем целостность уплотнительного кольца, хотя его функция связана с работой вакуумного усилителя.

Внешний вид ГТЦ:

Вынимаем стопорное кольцо (4).

Рис.5. За шток вытягиваем толкатель с поршнем (а). Далее вынимаем уплотнители (b). Под первым вынимаем чёрную шайбу, а под ней штырь (с) — стопор второго поршня. Для того, чтобы его достать, надо надавить на поршень и постучать по деревянной поверхности (он сам вывалится). Далее вынимаем цилиндр (d). Из всего этого хозяйства нас интересуют манжеты (е).

Далее замену манжет рассмотрим на примере рисунка 6.

Я не нашёл другого способа снять, кроме как растянуть и перетащить через металлическое утолщение в противоположную от пружины сторону.

Толкатель с поршнем:

Манжеты без видимых дефектов. Насторожило, что резина слишком мягкая и свободно ходит по поршню. Внешний вид и номер оригинальной манжеты — на рисунках 7 и 8. Возможно есть замены, кроме тех, которые я указал.

Я ещё вначале писал, что ремонту поддаётся не всё. Поясню , что я имел ввиду. В металлической чёрной чашечке обнаружились отверстия (6). Подозреваю, что там находится клапан, для прохождения жидкости, попавшей за манжету при обратном ходе. Так вот, если этот клапан неисправен, то скорее всего сделать ничего не получится, а эффект перепускания, может зависеть и от него.

Для надевания новой манжеты воспользуйтесь моим опытом. Смажте тормозной жидкостью манжету и сам шток. Проденьте через манжету толсту леску (7) (см. рис. 9) и, потянув за неё, аккуратно перетащите через утолщение штока. Применить просто отвёртку не получилось. Проконтролируйте попадание внутреннего бортика манжеты под лепестки прижимной шайбы. Кстати эти лепестки легко отгибаются отвёрткой. Собираем всё в обратном порядке.

После присоединения всех трубок обязательно прокачиваем тормоза и сцепление.

Для тех, кто забыл — схема прокачки тормозов — правое заднее, левое переднее, левое заднее, правое переднее колесо.

Сцепление прокачивается так: нажимают и удерживают педаль — выпускают жидкость, закрывают штуцер и отпускают педаль (придётся вернуть её в первоначальное положение силой). И так до тех пор, пока не выйдет воздух.

На всякий случай публикую физические размеры манжеты в сальнике (рис.10). Она по внешнему виду очень похожа на манжету поршня, но в ремкомплекте к ГАЗ 2410 такой нет. Резиновое уплотнительное кольцо тоже надо покупать отдельно. От этого сальника зависит выдавливание тормозной жидкости во внутреннюю полость вакуумника, т.е. когда тормозуха уходит, а следов подтёка нигде не видно.

Итак: после проделанной процедуры, опять наслаждаюсь уверенными тормозами. Т.е. торопиться с покупкой ГТЦ в сборе пока рано.