Безопасность личного автомобиля может стать настоящей головной болью водителя. На помощь ему может прийти статистика угонов. Владельцам самых угоняемых машин в России стоит задуматься о повышении уровня защиты своего транспортного средства.
Факторы, влияющие на вероятность угона автомобиля
Рейтинг самых угоняемых машин говорит о том, какая модель популярна у угонщиков и какие автомобили наименее защищены от проникновения. Также из него можно сделать вывод о беспечности владельцев тех или иных машин. Предотвратить угон в большинстве случаев не так уж сложно – достаточно просто поставить противоугонную систему, которая стоит меньше, чем КАСКО на этот автомобиль.
Водители, пользующиеся стандартной защитой, находятся в группе риска. Большинство угонщиков прекращают попытки проникновения в транспортное средство, столкнувшись с противоугонным комплексом, даже если речь идет о привлекательной для преступника машине. Скорее всего злоумышленников заинтересуют более дешевые, но и более «угоняемые» машины.
Говоря о статистике угона автомобилей, надо учитывать, что единого метода сбора информации для неё нет. Существует 3 главных источника для составления рейтинга угонов:
- Статистика Государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД). Пожалуй, самый надежный из источников. Подавляющее большинство водителей так или иначе обращаются в полицию, если у них угнали машину.
- Статистика по угонам от компаний, оказывающих услуги по установке охранных комплексов. Они заинтересованы в информации о соотношении количества угнанных машин, оснащенных системами защиты, и числа неудачных попыток их угнать. Такие данные скорее дают представление о том, какие охранные комплексы наиболее эффективны.
- Рейтинг угона машин от страховых компаний, которые кровно заинтересованы в том, чтобы тратить как можно меньше на страховые выплаты. В связи с этим для самых угоняемых машин предусмотрена повышенная стоимость страховки и специальные условия в договоре страхования. Для страховщиков имеют значение различные обстоятельства преступления: был ли автомобиль оснащен системой защиты, где и когда он был взломан. Разумеется, наиболее репрезентативной будет статистика угонов самых крупных страховых компаний за счет большого числа клиентов.
Самые угоняемые марки автомобилей
Новые модели машин выходят нечасто, и предпочтения злоумышленников меняются постепенно, поэтому список самых угоняемых автомобилей образца 2016 года может помочь понять тенденцию 2018 года или даже 2019 года.
Топ самых угоняемых автомобилей в России за 2016 год выглядит следующим образом:
- Лада – 31% от общего числа угонов, всего около 8,5 тысяч машин этой марки было угнано.
- Тойота – 16%.
- Хендай – 7%.
- Киа – 6%.
- Ниссан – 5%.
- Мазда – 4%.
- Рено – 4%.
- Форд – 4%.
- Мицубиси – 3%.
- Хонда – 3%.
- БМВ – 3%.
- Мерседес – 3%.
- Фольксваген – 2%.
- Шевроле – 2%.
- Лексус – 2%.
- Лэнд Ровер – 2%.
- Ауди – 2%.
- Дэу – 1%.
- Инфинити – 1%.
- Газ – 1%.
Автомобили Лада год из года возглавляют отечественный рейтинг угоняемости. Во-первых, их просто больше всего в России, во-вторых, преступники успели хорошо изучить стандартную систему защиты продукции АвтоВАЗ, в-третьих, владельцы некоторых из этих моделей обладают скромными доходами, не позволяющими приобрести дорогую и эффективную сигнализацию, способную защитить от злоумышленников.
В 2014 и 2015 годах, кстати, также лидировали Лада и Тойота. К 2016 году выросла статистика угонов по автомобилям Киа и Хендай. Если говорить о том, в каких регионах больше всего в России угоняют машин, то никаких неожиданностей здесь не предвидится – лидируют Москва и Санкт-Петербург.
Машины премиум класса, угоняемые чаще других
Список самых угоняемых премиальных авто в России за 2017 год выглядит следующим образом:
- Lexus LX – 174 шт.
- Mercedes E-Class – 155 шт.
- BMW X5 – 150 шт.
- BMW 5 – 139 шт.
- Mercedes S-Class – 137 шт.
- Land Rover Rang Rover – 118 шт.
- Lexus RX – 109 шт.
- BMW 3 – 101 шт.
- Infiniti FX/QX70 – 98 шт.
- Mercedes C-Class – 89 шт.
Находящийся на первом месте Lexus LX также не первый год возглавляет список самых угоняемых машин по соотношению проданных/угнанных авто. Для совершения подобных преступлений в отношении элитных авто используется главным образом метод ретрансляции метки. Если она не будет идентифицирована, электронный блок управления не запустит двигатель.
Угоняемость по Москве за 2018-2019 год
Статистика угонов в Москве на начало 2019 года выглядит следующим образом:
- Mazda 3 – 157 шт.
- Kia Rio – 118 шт.
- Hundai Solaris – 110 шт.
- Ford Focus – 101 шт.
- Range Rover Evoque – 88 шт.
- Toyota Corolla – 74 шт.
- Toyota Camry – 65 шт.
- Honda Civic – 62 шт.
- Mitsubishi Lancer – 61 шт.
- Toyota Land Cruiser 200 – 57 шт.
Пока что Мазда обгоняет наиболее популярное у преступников в прошлом году авто в Москве – Тойоту. По моделям тогда лидировали сразу два её представителя: Toyota Camry и Toyota Land Cruiser 200. А вот Mazda 3 взлетела со своего тогдашнего девятого места, обогнав и свою «сестру» Мазду CX 5 и всех прочих из числа самых угоняемых машин в Москве. Нет здесь и популярного в прошлом детища концерна Мицубиси – Mitsubishi Outlander.
Способы защиты
При наличии специального оборудования и достаточной квалификации преступника взломать можно любую из штатных защитных систем, которыми снабжаются автомобили на заводах. А уж справиться с устройством возглавляющей топ самых угоняемых Лады сможет большинство отечественных угонщиков.
Другой проблемой может стать неквалифицированная установка сигнализации. Непрофессиональные установщики нередко совершают большую ошибку, лишая транспортное средство иммобилайзера – самого надежного элемента защитной системы. Сигнализация просто не может функционировать без ключа, который необходим для запуска двигателя защитной системой. Он прописан в штатном блоке иммобилайзера. Злоумышленникам значительно легче разобраться со взломом в этом случае.
Стоит насторожиться, если вам обещают полную установку системы защиты всего за несколько часов. В этом случае водителя ждет наспех сделанная шаблонная система, которая не доставит хлопот серьезным преступникам. Действительно надежную защиту может обеспечить сеть устройств, включающая дополнительные метки с защитой от ретрансляции для системы бесключевого доступа. Владельцам автомобилей в Москве и Петербурге найти хорошего специалиста будет легче, а вот в других регионах с этим могут возникнуть сложности.
Водителю, озаботившемуся безопасностью своего транспортного средства, стоит знать степень надежности системы защиты своей автомашины и рейтинг угоняемости автомобилей по маркам, чтобы минимизировать риск хищения своего имущества.
В марте 2019 ГИБДД опубликовало данные о статистике угонов автомобилей в России. Насколько полезная эта информация, если она не показывает соотношение угнанных аффтомобилей к проданным или к существующим.
Статистика по количеству угонов — информация безусловно полезная. Но мжно ли понять по этому рейтингу, насколько велики шансы, что угонят вашу машину? Нет.
Степень угоняемости конкретной модели можно понять только узнав, сколько процентов от существующих или проданных машин угнали.
Например, если в Москве есть 20 Мазератти, а угнали 15, то это значит, что шансы на угон вашей Мазерратти очень велики — 75% всех Мазератти угоняют.
Но в обычном рейтинге по сравнению с 1265 угнанных Солярисов Мазератти будет в низу списка и не будет считаться угоняемой.
Также кроме процент можно использовать другой метод подсчета угоняемости — количество угнанных на 1000 проданных (коэффициент угоняемости).
Аффтомобиль подготовил таблицу с коэффициентом угоняемости 25 самых продаваемых моделей машин в России.
Соотношение угонов к количеству проданных машин
Угоняют машины с базовой или самой распространенной сигнализацией или противоугонкой. Недавно Аффтомобиль публиковал нестандартные методы защиты от угона.
Соотношение угонов к количеству зарегистрированных машин
Опасайтесь подделок рейтинга угоняемости!
Поисковая система выдает нам кучу сайтов по запросу «рейтинг угоняемости автомобилей». Стоит ли верить тому, что написано на этих сайтах?
Доверяйте только сайтам, который вы знаете и сайтам известных изданий и официальных организаций («mail.ru», «За рулем», «Авторевю», ГИБДД и подобным).
Доходит до того, что уже в марте некоторые сайты опубликовали «рейтинг за первое полугодие 2019», где на самом деле опубликованы цифры за 2018 год.
Как угоняют машины
Методов угона очень много, но чаще всего угоняют те машины, которые оборудованы только обычной сигнализацией. Нестандартные системы защиты от угона требуют много времени на обнаружение и взлом. Если речь о массовом сегменте, то угонщикам нет смысла долго возиться с защищенной машиной, когда в соседнем дворе такая же, которую можно угнать за 2 минуты. Читайте статью «Как защитить автомобиль от угона нестандартными средствами«.
Определить самый неугоняемый автомобиль — задача непростая. И вовсе не потому, что в каждом городе или районе у угонщиков существуют свои предпочтения, а потому, что отсутствует предмет исследования.
LADA > Vesta
Skoda > Rapid
Volvo > XC60
УАЗ > Patriot
Volkswagen > Polo
Volkswagen > Tiguan
Как так? — спросите вы. Да очень просто — пока автомобиль не угнали, он не попадает в статистику, и, значит, о его угоняемости нет и речи. При таком положении вещей можно безошибочно утверждать, что самые неугоняемые автомобили — это автораритеты, собранные под крышами автомобильных музеев. Или автомобили президентов, находящиеся под бдительным оком охраны.
Первым делом мы обратились в страховые компании, ведь именно они теряют деньги, компенсируя ущерб, наносимый угонщиками. Оказалось, что у страховщиков нет единого мнения насчет того, какими автомобилями преступники интересуются меньше других. Каждая страховая ведет статистику, основанную на данных своих клиентов. Объективности здесь ожидать не стоит. К тому же большую часть их статистики формируют автомобили с пробегом.
В «АльфаСтраховании» пятерка наименее угоняемых выглядит так: Volvo XC60, Skoda Octavia, Lada Kalina, BMW X3, Skoda Rapid. Некоторые из них уже не продаются: сменилось поколение модели или марка существенно сократила модельный ряд на нашем рынке, как в случае с Chevrolet, к примеру.
Тогда мы и решили подойти к проблеме с другой стороны. Выбрали наиболее продаваемые в России модели (по данным AEB), а затем на основе этого списка выяснили, покупка какой из них несет наименьший риск лишиться машины в результате угона. Для этого пришлось ввести коэффициент угоняемости, равный отношению количества угнанных к количеству проданных машин, умноженному на 1000. Те машины, у которых коэффициент угоняемости меньше 10, то есть на каждую тысячу проданных приходится менее десяти угонов, можно отнести к малоугоняемым. Вот что у нас получилось:
Рейтинг неугоняемости автомобилей по версии ЗР
Продано в 2016 году
Угнано в 2016 году
Количество угнанных на 1000 проданных (коэффициент угоняемости)