Мотор – сердце автомобиля, а потому именно он должен быть в центре внимания любого автовладельца. Автобус от Ульяновского автозавода оснащается разными силовыми агрегатами, а одним из наиболее популярных является двигатель 409 УАЗ Буханка.
Следовательно, нужно всесторонне его рассмотреть – конструктивные особенности, распространенные неисправности и пр.
Версии
Двигатель ЗМЗ 409 УАЗ Буханка создан на основе агрегата 406 и имеет несколько модификаций:
- ЗМЗ 409.10 – базовый. Отвечает критериям Евро-2.
- ЗМЗ 40904.10 – аналогичен 409.10. 128 л. с. Отвечает критериям Евро-3.
- ЗМЗ 40905.10 – аналогичен версии 40904.10. 128 л. с. Отвечает критериям Евро-4.
- ЗМЗ 4091.10 – дефорсированный 40904.10. 112 л. с. Отвечает стандартам Евро-3.
- ЗМЗ 40911.10 – аналогичен 4091.10. 112 л. с. Отвечает критериям Евро-4.
- ЗМЗ 4092.10 – несерийный. 160 л. с.
Конструкция
Двигатель 409 УАЗ Буханка – это рядный 4-цилиндровый силовой агрегат, оснащенный КМПСУД (управление мотором).
- Объем – 2.6 л.
- Степень сжатия – 9 ед.
- Последовательность функционирования цилиндров – 1/3/4/2.
- Вращение коленвала – вправо.
- Мах крутящий момент – 230 кг-см на 3 900 об./мин.
- Система вентиляции – принудительная, закрытая.
- Система смазки – принудительная, комбинированная.
- Комплекс охлаждения – закрытый, жидкостный, принудительный.
- Масса – 190 кг.
- Объем масла – 7 л.
Компоненты
Блок цилиндров
Блок цилиндров выполнен из чугуна, а между самими цилиндрами предусмотрены каналы для охлаждения. Внизу блока 5 опор коренных подшипников коленвала с крышками, зафиксированные болтами. С торца к блоку прикреплены сальникодержатель и крышка цепи.
Головка блока
ГБЦ 409 УАЗ Буханка отлита из сплава на основе алюминия – по 4 клапана на цилиндр. Привод клапанов реализован через 2 распредвала и гидротолкатели. Использование последних освобождает от регулировки зазоров клапанов.
Сверху ГБЦ находятся опоры распредвалов с алюминиевыми крышками, а снизу – камеры сгорания.
Распределительные валы
Распредвалы чугунные. Смещение кулачков к гидротолкателям составляет 1 мм. Такое решение снижает скорость износа.
Поршни
Они из алюминиевого сплава. В поршнях есть углубления под клапаны, чтобы не допустить удара. На поршне стоят 3 кольца – 1 маслосъемное и 2 компрессионных (чугунных). Верхнее кольцо с покрытием из пористого хрома.
Шатуны
Они кованые, стальные с бронзовыми втулками, впрессованными в верхнюю головку. Нижняя головка укомплектована крышкой. Стержень и головка шатуна располагают отверстиями для охлаждения.
Коленвал
Для его изготовления использован чугун повышенной прочности. Сам вал снабжен 8-ю противовесами, а осевое перемещение предотвращают упорные полукольца. Задний конец коленвала соединен с маховиком.
Неисправности
Основные проблемы двигателя 409 УАЗ Буханка аналогичны тем, что и у мотора 406, ведь их конструкция очень схожа.
Перегрев
Как правило, причиной этого становится забитый радиатор и термостат. Также дело может быть в недостатке антифриза. Если все в норме, нужно искать воздушные пробки.
Гидронатяжитель
Он нередко клинит, что приводит к шуму цепи и выходу из строя башмака. Это оборачивается перескакиванием цепи и даже ее обрывом.
Катушки зажигания
Их выход из строя приводит к неравномерной работе двигателя 409 Буханки на холостом ходу, а также к провалам в тяге. Лечится заменой катушек.
Ест масло
Причина кроется в сальниках клапанов и маслосъемных кольцах. Кроме того, к расходу масла может привести щель в лабиринтном маслоотражателе. Если это произошло, нужно демонтировать крышку и замазать трещины герметиком.
Как правило, это стучат гидрокомпенсаторы. Их замена может потребоваться уже через 50 000 км пробега. Также стук может раздаваться из-за шатунных вкладышей, поршней и прочих компонентов – в этом случае причину нужно искать на станции.
Глохнет
Тут обычно виновата проводка, регулятор холостого хода либо датчик коленвала.
Троение
Если мотор начинает троить, стоит обратить внимание на катушки зажигания, свечи, а еще замерить компрессию.
Помимо перечисленных выше факторов, владелец УАЗ Буханка с ЗМЗ 409 может столкнуться с низким качеством исполнения электроники автобуса и перебоями в работе различных датчиков.
Тем не менее, несмотря на все недостатки, двигатель получился не таким уж и плохим. Владельцы Таблетки отмечают, что многие неисправности можно предотвратить своевременным обслуживанием.
Доброго дня уважаемые товарищи.
Сразу скажу, я к чип-тюнингу имею отношение чуть меньшее, чем к балету на льду, а в "тему" пришёл буквально вчера, поэтому за косноязычность и огрехи в тексте простите заранее.
(предысторию можно не читать, крутите до слова — ПРОБЛЕМЫ)
Ситуация такая. Досталась мне Буханка УАЗ 390995 2012 г.в. с двигателем ЗМЗ 409.1 евро-3 инжекторным и ЭБУ Bosch ME17.9.7
По одометру пробег у неё 200.000, по реальности (она из-под гос.конторы) наверняка не более 100.000 (по состоянию ходовой и прочем признакам, наверняка бензин сливали и одометр подкручивали).
Пока первые полгода ездил, ничего не беспокоило, а потом решил лампочки проверить и сгоревшую и вплавившуюся CheckEngine заменил на новую. Естественно она стала своим назойливым светом бесить меня.
Приобрёл простенький EML327 на блютус, и увидел, что у меня ошибки датчиков катализатора. То второго, теперь вот первого.
Знающие умы посоветовали катализатор в топку, датчики тоже, мозги на Евро-2 шить.
Но… я еврей небогатый, да ещё и четверо детей кушать хотят, поэтому ездить куда-то и шить у кого-то — финансы не позволяют. Да и считаю, что владелец УАЗа должен всё по максимуму своими руками делать.
Тем более, что на драйве инструкции по прошивке через KML 409.1 лежат, софт доступен, прошивку добрые люди под Евро-2 для моих мозгов выложили в сеть.
ПРОБЛЕМЫ
Итак, к сути вопроса.
Стационарный ПК подключен к мозгам ME17.9.7 через синенький шнур KML 409.1, драйвер стоит, OpenDiag всё видит и даже может менять обороты ХХ (на включённом двигателе), мигать лампочкой ЧекЭнджин, включать бензонасос и форсунки (на отключённом).
Но при этом ОпенДиаг показывает, что у меня неизвестная версия прошивки ЭБУ.
Версию кодировки вообще показывает белибердой.
По параметру "общий пробег контроллера в составе автомобиля" понятно, что его заменили тысяч за 8 до продажи (я откатал около 10 с покупки). Т.е. контроллер не родной.
Пытаюсь залить Евро2 (евро0, евро4, стоковую) с помощью Me17.9Flasher — пишет при первой попытке "Ошибка SA", при второй и последующих тупо останавливается на пункте "Инициализация" и ничего не делает кроме вращения кружочка ожидания.
Версии прошивки по номеру совпадают с указанным на блоке ЭБУ. Размер 1504.
Собственно вопрос традиционный: Что делать? Куда копать?
Может что неправильно делаю? Вроде всё по логике. Включил зажигание (не мотор), включил софт, попытался прошить. Скорость порта — менял с 9600 до 19200 по нарастающей. Размер буфера UART тоже. В самом флешере три вида скорости пробовал.
Подскажите чем и как лечить, как прошить правильно? Хочется всё же ездить без излишних приблуд (мне в деревне катализатор ой как нужен) и иметь нормально работающий движок.
Ещё раз прошу прощения за корявый текст, последний раз с прошивкой чего-либо сталкивался лет 20 назад, шпрот перешивал (если кто в теме 😉 ).
Смотрите также
Метки: уаз, змз, 409, flasher, bosch, me17.9.7, прошивка
Комментарии 32
Что-то тишина… Как успехи в одолении ЭБУ?
Битый он. Прошивка не лъётся. 🙁
Что значит битый?
Версию кодировки ЭБУ странную выдаёт и напрочь зависает при попытке прошить. Уже всё перепроверил, и питание, и контакт, и правильность подключения клемм. Всё работает кроме заливки прошивки. Хотя у других, судя по отчётам в БЖ, такая же конфигурация всё заливает. Придётся искать новые мозги и на них пробовать.
Мне надо было прошить мозги на евро-2, но цены у нас за прошивку 5-7 т.р. В итоге на Авито нашел человека, у которого за 8 т.р. взял восстановленный эбу с прошивкой от Паулюса с отключенными дк2 и катом. Чуть дороже чем прошиться у нас, зато есть запасной ЭБУ.
мдаа, лучше поставить обманку, когда то типа тоже хотел прошить пересмотрел кучу инфо, вроде опенпорт прошивает, а программка ХЗ
Me17.9Flasher и не будет этот блок прошивать, он для Вазовской версии. Тупиковый вариант, и впустую потраченное время, проходили это уже…
"увидел, что у меня ошибки датчиков катализатора. То второго, теперь вот первого.
Знающие умы посоветовали катализатор в топку, датчики тоже, мозги на Евро-2 шить"
Зачем такие сложности. Поменять 1й ДК — он регулирует смесь. На 2й диагностический(состояние катализатора) поставить обманку. Хотелось бы коды ошибок посмотреть для полной ясности.
И да, на ЕВРО 2, 1й датчик кислорода должен быть также исправен.
Какая обманка реально хорошо работает? Механическая, мини-катализатор или электронный?
На простом ДК механическая.
Мне электрик знакомый не советует обманку, типа не всех режимах она работает
Машина какая и год?
УАЗ патриот 2011 г.в. евро 3 е-газ. Bosch me 17.9.7. у меня по ошибке катализатор пробили, на дк2, соответственно, ругается. Вот сейчас думаю что выбрать для решения: новый кат, прошивка на евро-2, либо обманка.
Тут цена вопроса. Хорошая прошивка это идеально, но дорого. Ставь обманку мех. и не парься. Цена в жигули магазине 250р. А электрик должен быть диагностом который сображает.
2-й Дк только диагностический.
Спасибо, буду думать
Неисправные машины чиповать не целесообразно, а судя по описанию — все очень-очень грустно. Если есть ошибки по датчикам кислорода, то это не значит, что датчики плохие, датчики для этого и стоят на авто, чтобы показывать его состояние. Зачиповав неисправный мотор, замаскировав косяки, ситуацию не изменить — останется тот же неисправный мотор с теми же косяками, просто лампа гореть не будет. Уберите лампу — сэкономьте денег.
пройденый этап. Этим прошивальщиком можно пршить лишь вазвские 17.9.7. УАЗовские он не берет — у уазов другая модель проца в блоке вроде как. Самый бюджетный прошивальщик обойдется в 5-6 тыс. от Alex плюс китайский OpenPort к нему порядка 1500р.
А еще можно случайно окирпичить блок эксперементами (блок живучий, но не бессмертный). Тогда восстановить прошу уже обойдется гораздо дороже: либо китайская котлета V4 вроде либо такой же китайский K-tag, цена от 3,5 тыс. Либо модуль к тому же алексу, (цену не помню, но приличная). Плюс разборка блока для первода в boot_mode.
бесплатные прошивки, в лучшем случае их просто блок не принимает, потому что объём файла не соответствует, в худшем, блок пускает дым при первом включении зажигания. "прошивка" -это интеллектуальный труд человека, он не может быть бесплатным.
Попробуй проверить прошивальщик. Он хоть читает твою прошивку и скидывает в отдельный файл?
Я вот думаю свою сразу на евро-0 шить чтобы избавится от лямд совсем (каталик уже вырезал) Заодно и адсорбер удал бы.
Попробуй подключиться на столе. И не все версии Me17.9Flasher полноценно рабочие, нужен проверенный.
Подключение к ЭБУ M(E)17.9.7:
Левый разъем, если смотреть непосредственно на него:
53,54 — масса ЭБУ
16 — Включение зажигания (+12В)
55,56 — Неотключаемое питание (+12В)
Попробуй установить другой прошивальщик. Возможно в нем проблема. И файл прошивки попробуй залить любую прошивку для проверки.
Хе, про балет на льду, ты явно слукавил!
Я вижу только один путь: блок в посылку, и в Москву. Либо "перцовка", либо "РомаБ". В Питере не шей — ценник запредельный (наши землячки совсем ох…ели в плане ценообразования).
Можете посоветовать где можно хорошо и по адекватной стоимости прошить ЭБУ через почту?
Либо перцовка, либо РомаБ. Оба в Москве.
Можете посоветовать где можно хорошо и по адекватной стоимости прошить ЭБУ через почту?
Причем перцовкой можно прошить приоровский блок. Т.е. свой не снимать, а послать другой.
Файлы битые в прошивке, по этому и выложили, что бы пое.ся, и поехал в сервис.
Подход конечно серьезный.
Попробуй местами проводки от адаптера поменять.
Двиг то нормально работает, расход какой?
Может и не нужно ничего менять?
На движке пропуски зажигания в цилиндрах, больше всего в четвёртом.
Расход около 13,5 по трассе на 80 кмч.
Меня беспокоит, что резвость машинки пропала. Чую, что из-за ошибки ДК мозги двигатель душат. С полуоторванной трубой глушителя она резво со светофоров уходила (после покупки сразу), а как только глушак новый поставили прыткость пропала. Вот и думаю, что наверняка дохлый катализатор (осыпавшийся) и установка глушителя оказалась последней соломинкой, которая выхлоп придушила. А мне периодически на кольцевую магистраль надо выезжать и как следствие разгон надо быстрый (там, где заезжаю — всего 2 ряда и скорость от 110 на магистрали, а на въезде все 30-40 тошнят).
Раньше было так:
По теме вопроса ничего не скажу, но серьезный подход к написанию вопроса оценил. Отдельный респект за фото!
Удачи в поиске проблемы!
В отечественном автопроме особой популярностью и распространенностью пользуется двигатель ЗМЗ 409.
Комплектовались данным силовым агрегатом в основном автомобили УАЗ «Патриот». ЗМЗ 409 ставили также на «Газели» и «Соболи».
Конвейерное производство данной модели мотора началось в 1996 году. На сегодняшний день на базе данного ДВС выпускается несколько моделей агрегатов объемом от 2,3 до 2,7 литров.
Устанавливался двигатель 409 в основном на автомобили отечественного производства марок УАЗ и ГАЗ. Все силовые установки данного поколения производятся с установленным нейтрализатором газов и полностью соответствуют стандартам Евро-2. Расход топлива двигателя ЗМЗ 409 составляет 12 литров.
Двигатели ЗМЗ 409 за все время производства несколько раз изменялись и дорабатывались. В 2003 году модификации подверглась система распределительных валов.
Изготовленные из пластика башмаки натяжителей были заменены на звездочки, благодаря чему удалось избавиться от проблемы быстрой поломки гидравлических толкателей по причине загрязнения моторного масла продуктами износа пластика.
После перехода завода-производителя ДВС на импортные комплектующие была произведена замена системы распределительных валов в двигателе ЗМЗ 409. Это позволило повысить надежность силового агрегата.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 94 |
Диаметр цилиндра, мм | 95.5 |
Степень сжатия, атмосфер | 9 |
Объем, см. куб. | 2693 |
Рабочий объем ДВС, л | 2.6 |
Мощность, л.с при 4400 об/мин | 112-143 |
Крутящий момент, Нм при 3900 об/мин | 210-230 |
Топливо | 92 |
Экологические нормы | Евро 3 |
Расход топлива на 100 км (город), л | 11.5 |
Расход масла на 1000 км, гр | до 100 |
Вес, кг | 190 |
Виды масла | 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40 |
Объем масла, л | 7 |
Замена масла проводится, км | 7000 |
При замене заливать, л | 6 |
Рабочая температура двигателя, град. |
90
Мотор устанавливался на моделях УАЗ Барс, УАЗ Буханка, УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ Пикап, УАЗ Карго и УАЗ Симбир.
409 двигатель – четырехцилиндровый рядный мотор, управление которым осуществляется при помощи микропроцессоров. Работа цилиндров организовывается согласно схеме 1-3-4-2, вращение коленчатого вала производится в правую сторону.
ЗМЗ 409 двигатель имеет закрытую систему вентиляции принудительного действия, работа которой основывается на разрежении в выпускной системе. Аналогичной является система смазки – комбинированная, принудительная, с разбрызгиванием смазочного материала.
Система питания двигателя ЗМЗ 409 представляет собой впрыск топливной смеси в трубу. Система охлаждения двигателя принудительная, жидкостная и закрытая. Электрическая система – однопроводная.
Конструкция ДВС
Блок цилиндров силового агрегата изготовлен из серого чугуна. Между цилиндрами располагаются каналы, предназначенные для циркуляции охлаждающей жидкости.
Моноблочная конструкция двигателя ЗМЗ 409 полностью подготовлена под навесное оборудование и имеет все необходимые отверстия и смазочные каналы.
В нижней части узла располагаются опоры, предназначенные для закрепления коренных подшипников и установки коленчатого вала. Крышки подшипников не заменяются.
Головка блока цилиндров полностью литая, выполнена из алюминия и оснащена выпускными и впускными клапанами. На каждый из цилиндров приходится по четыре клапана.
С левой стороны располагаются выпускные клапаны, с правой, соответственно, впускные. Ручная регулировка зазоров цилиндров больше не требуется благодаря установленным гидротолкателям. В последних модификациях ДВС – к примеру, ЗМЗ 40905 – регулировка зазоров кулачков производится в автоматическом режиме.
Поршни двигателя также изготовлены из алюминия и оснащены терморегулирующими вставками. На дне каждого поршня располагаются по четыре канавки, которые максимально предотвращают удары поршня о днище тарелок клапанов в случае неисправностей агрегата. На каждом из поршней располагаются по три поршневых кольца.
Согласно техническим характеристикам, на двигатель ЗМЗ 409 устанавливается одно малосъемное и два компрессионных кольца. Наружная поверхность компрессионного кольца покрыта слоем пористого хрома, нижнее кольцо покрывается словом олова.
Коленчатый вал изготовлен из чугуна высокой прочности. Оснащен несколькими противовесами, имеет пять опор. Хвостовик и носок коленвала оснащаются резиновыми уплотнениями. Расположенные по сторонам от третьего либо среднего подшипника шайбы предотвращают движение вала по осям. Так называемые упорные шайбы комплектуются из отдельных полушайб.
Система питания
Двигатель ЗМЗ 409 имеет систему питания на основе инжектора. Представляет собой систему впрыска топливной смеси в трубу посредством инжектора. Контроль над ним осуществляется при помощи ЭБУ либо контроллера. Система питания ЗМЗ 40901 включает в себя фильтры, электрический бензонасос, топливный бак, приводы и топливпривод для самого двигателя.
Техническое обслуживание
Исправная работа двигателя ЗМЗ 40905 обеспечивается, прежде всего, регулярным техническим обслуживанием.
Для данного силового агрегата желательно использовать топливо и смазочные материалы только высокого качества.
Регулярная проверка уровня масла, охлаждающей жидкости, уровня натяжения ремней насосов является залогом долгой и бесперебойной работы мотора. Время от времени желательно проводить чистку топливных форсунок.
Обслуживание двигателя также подразумевает под собой регулярную проверку всех систем автомобиля. Поскольку ЗМЗ 409 и его модификации устанавливается чаще всего на автомобили УАЗ, то необходимо проверять помпу и прочие детали. Регулярной замене подлежат свечи на УАЗ Патриот и помпа УАЗа.
Возможные неисправности и проблемы
Ремонту двигатель подвергается при условии, что его пробег превышает 300 тысяч километров. Кроме того, столкнуться с необходимостью проведения ремонтных работ можно и раньше, особенно если эксплуатация автомобиля и, соответственно, двигателя проводилась в жестких условиях.
Признаками необходимости ремонта становится понижение уровня давления масла, снижение мощности, повышение расхода топлива и появление дыма из-под капота. Запасные детали для двигателя продаются в автомобильных магазинах, так что проблем с ремонтом возникнуть не должно.
Возможность проведения тюнинга и его виды
Одним из самых распространенных видов тюнинга не самого двигателя, а автомобиля УАЗ является замена силового агрегата на аналогичные ДВС других марок.
- В основном используются дизельные модели от импортных внедорожников. У такого вида тюнинга есть огромный недостаток: для владельца автомобиля он обходится недешево.
- Второй вариант – проведение чип-тюнинга двигателя, поскольку на ЗМЗ 409 установлен блок управления МИКАС 11 или МИКАС 7,2. Благодаря такому виду тюнинга можно изменить настройки системы, отрегулировав их согласно вашим собственным требованиям.
- Третий вариант заключается в небольшом увеличении мощности двигателя путем установки турбо компрессора либо газовой турбины. Тюнинг двигателя ЗМЗ 409 таким способом позволяет увеличить его мощность в среднем на 30%.
Двигатель ЗМЗ 409 – весьма неплохой силовой агрегат, устанавливаемый в основном на автомобили марки УАЗ. Стоимость его небольшая, технические характеристики и рабочие параметры ненамного хуже, чем у импортных аналогов.
Отзывы о двигателе весьма неоднозначные: для езды по бездорожью он великолепен, но есть и свои минусы: большой расход топлива и тяжелый ход по асфальту или в городской черте.
Модификации и использование ДВС
На сегодняшний день ЗМЗ 409 является весьма распространенной моделью ДВС.
Комплектуются им в основном автомобили производства ОАО УАЗ, однако его устанавливают и на другие модели: УАЗ Барс, УАЗ «Буханка», УАЗ 3163 «Патриот» и 3164 «Патриот Спорт», УАЗ Хантер, УАЗ «Карго», УАЗ 31632 «Пикап», УАЗ 3162 «Симбир» и прочие.
Нередко двигатель устанавливается на автомобили «ГАЗель». За все время своего существования силовой агрегат на раз подвергался модификациям и доработкам, которые в основном были связаны с устранением заводских неисправностей.
Благодаря последним изменениям удалось добиться соответствия двигателя Евро, и, скорее всего, в ближайшее время будет достигнуто соответствие требованиям Евро 5.
Выпускаемые модификации двигателя:
Полностью соответствует всем требованиям Евро 2. Мощность ДВС – 142,8 лошадиных сил.
Впервые был выпущен в 2007 году. Полное соответствие требованиям Евро 3. Изготавливался специально для комплектации автомобилей УАЗ «Буханка». Мощность ЗМЗ 4091 – 125 л.с.
Выпуск с 2012 года. Комплектуются им «Головастики» и «Буханки». Конструкция включает в себя зубчатые цепи привода ГРМ ЗМЗ 409 и датчик абсолютного давления. Мощность 125 л.с.
Комплектуются данной моделью Hunter, Cargo, Pickup и Patriot. Используется датчик абсолютного давления. На раме установлены форсунки двухпоточного распыления. Зубчатые цепи приводят в действие ГРМ. Крышка головки блока цилиндров полностью переработана и выполнена из пластика. Произведено увеличение мощности до 142,8 л.с.
Последняя модификация ДВС. Полностью соответствует ЗМЗ 409 Евро 4. По характеристикам аналогичен предыдущей модели.