Даже при очень аккуратной эксплуатации коробка-автомат иногда огорчает хозяина машины различными проблемами. Если вы относитесь к автомату не особо щепетильно, одним из вероятных инцидентов может стать стружка в АКПП. Поговорим несколько подробнее на эту тему.
Чаще всего в АКПП нарушается правильная работа механической, а также гидравлической частей. Чтобы выявить причины неполадки, узел на СТО снимают и разбирают. Первичная диагностика АКПП при разборке может показать стружки в картере агрегата. Опытный мастер может немало понять, видя подобную техническую картину.
Для владельца машины первым общением с коробкой-автоматом станет замена масла в акпп. Чистая смазка, рекомендованная заводом, гарантирует весьма долгую работу автоматической коробки. Ну, и про максимальный уровень забывать не надо. Состояние рабочей жидкости правильно отображает многие поломки, возникающие в недрах автоматической трансмиссии автомобиля.
Первая диагностика
Как выявить состояние масла в АКПП? Берем кусок чистой ткани, причем обязательно светлой. Промачиваем эту материю маслом. Данная процедура хорошо покажет вам наличие в смазке постороннего мусора. Если металлической стружки много, состояние узла смело можно считать аварийным. Много стружки в масла говорит об усиленном износе железа. Фрагменты и волокна металла забивают фильтры, соленоиды, а также каналы гидроблока.
Если стружка в масле акпп присутствует в маленьком количестве, за исправность системы можно не переживать.
Еще для выявления состояния АКПП следует осмотреть поддон. Если в коробке есть мусор, то он обязательно скопится именно там. Конкретно следует осмотреть магниты поддона АКПП.
Обнаружив на них острые осколки металла, можете судить о двух неисправностях:
- Износилась планетарная шестерня
- Упорный подшипник разбился.
Помимо этого, могут износиться сателлиты редуктора АКПП. Во всех этих случаях узел придется снимать с машины для последующего разбора и ремонта.
Алюминий стружкой, а то и кусочками на поддоне АКПП могут говорить о целом ряде поломок:
- Алюминиевая втулка износилась (она располагается среди элементов планетарной передачи).
- Истерся скользящий подшипник либо то же самое произошло с упорным подшипником дифференциала.
В сервисном центре для устранения неисправности коробка-автомат разбирается. Подшипники, втулки – все это меняется на новые детали. Происходит, в частности, замена дифференциала с подшипником, а изношенное гнездо восстанавливается либо тоже меняется в случае чрезвычайного износа.
Иногда на дне поддона есть и пластмасса в виде стружек или кусочков, частицы текстолита. Здесь рекомендуется проверить шайбу насоса, муфту и пластмассовые втулки. Ремонт подразумевает замену неисправных деталей.
А еще на магнитах могут присутствовать маленькие ролики. Это сигнализирует о разрушении роликового подшипника. Мастер после разбора коробки найдет подшипник, изучит остальные детали и проведет ремонт. Ну, а если на поддоне вы найдете фрикционные стружки – стало быть, неисправен гидротрансформатор коробки.
При ремонте коробки передач (замена блока Mechatronik, устранение шумов и др.) на электромагнитах вилок переключения обнаруживаются металлические опилки.
Эта информация помогает проводить анализ состояния агрегата и определять меры последующего ремонта.
На рис.1 показано положение электромагнитов после извлечения блока Mechatronik.
![]() |
На рис.2 показано неудовлетворительное состояние — опилки покрывают всю поверхность магнита.
На рис.3 и рис.4 показано удовлетворительное состояние — опилки покрывают не всю поверхность магнита.
![]() |
![]() |
![]() |
При ремонте коробки передач (предположительно внутренняя неисправность, шумы) или при замене блока Mechatronik действовать следующим образом:
Прежде чем заказывать новый блок Mechatronik (при КП, выпущенных до 8.10.2008 г.), нужно снять существующий блок Mechatronik и проверить наличие металлических опилок на магнитах по рис.1-4.
Если на магнитах имеется металлическая стружка в таком количестве, как показано на рис.2 (опилки покрывают всю поверхность магнита), а дата выпуска коробки передач до 8.10.2008 г., то заменить всю коробку передач в соответствии с технологией, описанной в Руководстве по ремонту.
В иных случаях разрешения на замену коробки передач со стороны отдела Škoda PST не требуется, достаточно заполнить DISS-сообщение и приложить фотодокументы.
Если количество металлических опилок в норме (рис.3-4), продолжить основной (планировавшийся) ремонт.
Дату выпуска коробки передач можно проверить в блоке измеряемых величин 84 в блоке управления коробки передач. Если здесь дата выпуска не сохранена, то проверить её непосредственно на коробке передач (см.рис.5).
KHN — буквенное обозначение КП
01.06.06 — дата производства 1 июня 2006 г.
Одной из основных проблем АКПП является нештатная работа механической и гидравлической части агрегата. Для определения причины требуется демонтаж и разборка трансмиссии. При первичной диагностике разобранного агрегата наличие стружки в масле и поддоне может о многом рассказать опытному мастеру.
Стружка в масле
Первое общение со своей трансмиссией для автовладельца начинается с замены масла ATF. Чистая, в достаточном количестве рабочая жидкость – залог долгой жизни автоматической коробки. Большинство проблем, связанных с АКПП, очень точно отображается в состоянии ее рабочей жидкости.
Чтобы определить, в каком состоянии находится трансмиссионная жидкость, берут кусок светлой материи и промачивают его маслом. Такая процедура наглядно показывает, есть ли в составе масла посторонний мусор. Наличие большого количества металлической стружки – показатель аварийности этого дорогостоящего узла. Это означает, что в АКПП усиленно идет износ железа, волокна и частицы которого вместе с маслом забивают масляной фильтр, каналы гидроблока, соленоиды.
Небольшое количество металлической стружки в масле не представляет опасности.
Стружка в поддоне
Еще один способ проверки состояния масла и трансмиссии – осмотр поддона, так как на поддоне обычно скапливается некоторый мусор.
Если на магнитах поддона примагничены острые и крупные железные осколки, это свидетельствует об износе планетарной шестерни или о том, что разбился упорный подшипник. Другая возможная причина появления железной стружки – изнашивание сателлитов редуктора. В таких случаях требуется разбор автомата и замена вышедших из строя деталей.
Если на дне поддона видна алюминиевая стружка или кусочки алюминия, то одной из причин их появления может быть: истирание скользящего подшипника; выработавшая свой ресурс алюминиевая втулка, расположенная среди деталей планетарной передачи; изношенный упорный подшипник дифференциала. В сервисных центрах, чтобы устранить эти неисправности, разбирают коробку-автомат и заменяют изношенный подшипник, либо находят деталь с аварийной втулкой и меняют ее, либо меняют на новый дифференциал с подшипником, проводят восстановление гнезда, а при сильном износе меняют гнездо.
При обнаружении на дне поддона пластмассовой стружки, текстолита или пластмассовых частичек, обратите внимание на состояние пластмассовой втулки. Другая причина – истерлась или разбилась шайба насоса или муфта. В процессе ремонта меняют поврежденную деталь.
При обнаружении на магнитах поддона маленьких роликов следует проверить планетарный механизм, так как скорей всего у него рассыпался роликовый подшипник. Мастера разбирают трансмиссию, находят месторасположение подшипника, изучают целостность остальных деталей, и, если все в порядке, меняют подшипник.
Частицы фрикционной стружки на поддоне свидетельствуют о неисправностях в гидротрансформаторе.