-> Машиностроение

Автор: Александр Соловьев (все работы автора)

Газ токсичен, потенциально опасен для растительности и здоровья, поэтому его содержанию в выхлопе придается особое значение. Эмиссия NOx прямым образом связана с высокими температурами в камере сгорания, источником является участвующий в сгорании воздух. Снижение содержания окислов азота достигается уменьшением температур рабочего цикла и сокращение избытка воздуха. Скорость образования NOx в функции температуры носит экспоненциальный характер, а поэтому даже небольшое снижение температур может дать значительный эффект. Внедрение аккумуляторной системы топливоподачи в двигателях RT-flex дало довольно умеренное снижение эмиссии NOx. Но возможность при наличии аккумуляторной системы топливоподачи осуществлять селективный подбор закона подачи топлива, при котором удается снизить температуру в камере сгорания, позволяет в ущерб экономичности уменьшить выброс NOx на 20%. К этому решению судовладельцы могут прибегать в тех районах, где существуют особенно жесткие требования к содержанию NOx.

Непосредственный впрыск воды в камеру сгорания позволяет сократить NOx до 50% от нормы, диктуемой IMP. Столь существенное снижение объясняется тем, что уменьшается температура цикла, а это тормозит образование NOx. Наибольший эффект может быть достигнут когда вода впрыскивается в должный момент и в необходимом количестве. При использовании аккумуляторной системы отдельно для воды эти задачи решаются довольно легко. Интересные результаты можно получить путем рециркуляции охлажденных выхлопных газов. Присадка газов к поступающему в цилиндр воздуху замещает часть кислорода и, тем самым, создает условия, неблагоприятные для окисления азота. Если уменьшить высоту продувочных окон, то это увеличит степень расширения газов в цилиндре и, в известной мере, скомпенсирует падение экономичности. По предположениям специалистов фирмы этот путь позволяет снизить NOx до 70%. Интересный путь по снижению температуры в камере сгорания и соответственно содержания NOx открывается с использованием принципа Миллера. Суть его состоит в том, что надувочный воздух сжимается в турбокомпрессоре до давлений, значительно превышающих необходимую для реализации рабочего процесса величину. Это необходимо, чтобы компенсировать потерю заряда за счет более раннего закрытия впускного клапана. Последующее расширение воздуха в камере сгорания, сжатого до высоких давлений, приводит к его существенному охлаждению и снижению температуры цикла. Содержание NOx в выхлопных газах малооборотных дизелей согласно международным требованиям MARPOL 73/78 не должно превышать 17г/кВтч.

Это интересно:

К выбору утеплителя во время строительства следует относится очень серьезно, так как теплоизоляция напрямую влияет на энергосберегающие способности жилого здания. Документы на поставку rockwool можно узнать на сайте kupi-rockwool.ru. Утеплитель rockwool сохранит тепло в вашем доме.

Благодарим источник материала — Современные малооборотные двухтактные двигатели

Еще полезно почитать по теме Машиностроение следующее:

Состояние отпатрулирована

NOx — собирательное название оксидов азота NO и NO2, образующихся в химических реакциях в атмосфере и при горении. Вместе с летучими органическими веществами, приповерхностным озоном, свинцом, угарным газом, оксидами серы и пылевыми частицами входят в число вредных выбросов, в отношении которых действуют установленные Управлением по защите окружающей среды США ограничения [1] .

NOx в атмосфере образуются как вследствие естественных явлений, таких как молнии и лесные пожары, так и в результате деятельности человека. Примеси NO2 окрашивают промышленные дымы в бурый цвет, поэтому выбросы заводов с заметным содержанием оксидов азота названы «лисьими хвостами». Выбросы NOx считаются одной из основных причин образования фотохимического смога. Соединяясь с парами воды в атмосфере, они образуют азотную кислоту, и, вместе с оксидами серы, являются причиной образования кислотных дождей. Повышенные концентрации NOx оказывают вредное воздействие на здоровье человека, поэтому в разных странах приняты нормативы, ограничивающие максимально допустимые концентрации NOx в выхлопах котлов электростанций, газотурбинных установок, автомобилей, самолётов и прочих устройств. Совершенствование технологий горения в значительной степени направлено на сокращение выбросов NOx при одновременном повышении энергоэффективности устройств.

Закись азота N2O не включается в NOx, но оказывает влияние на состояние озонового слоя в верхних слоях атмосферы.

Содержание

Воздействие NOx на здоровье [ править | править код ]

NO не имеет запаха, но при вдыхании может связываться с гемоглобином, подобно угарному газу переводя его в форму, не способную переносить кислород [2] . NO2 раздражает лёгкие и может привести к серьёзным последствиям для здоровья. NO2 соединяется с водой, хорошо растворяется в жире и может проникать в капилляры лёгких, где он вызывает воспаление и астматические процессы. Концентрация NO2 свыше 200 ppm считается летальной, но уже при концентрации свыше 60 ppm могут возникать неприятные ощущения и жжение в лёгких. Долговременное воздействие более низких концентраций может вызывать головную боль, проблемы с пищеварением, кашель и лёгочные заболевания.

В клинике острого отравления оксидами азота различают четыре периода: латентный, нарастания отёка лёгких, стабилизации и обратного развития [3] . В скрытом периоде мнимого благополучия, который может продолжаться 4—12 часов, больного может беспокоить конъюнктивит, ринит и фарингит за счёт раздражения слизистых оболочек, проявляющиеся кашлем, слезотечением, общим недомоганием, однако его общее состояние в целом удовлетворительное [3] . Затем состояние больного ухудшается: по мере развития отёка лёгких появляется влажный кашель со слизистой или кровянистой мокрота, одышка, цианоз, тахикардия, субфебрильное или фебрильное повышение температуры. Возникает чувство страха, психомоторное возбуждение и судороги. В отсутствие квалифицированной медицинской помощи это может привести к летальному исходу.

Механизмы образования NOx [ править | править код ]

Известны три основных механизма образования NOx [4] :

  • тепловой механизм, или высокотемпературный механизм Зельдовича
  • «быстрый» механизм (англ. prompt NO ), называемый также химическим
  • механизм, связанный с образованием NOx из азотсодержащих компонентов топлива («топливные NOx», англ. fuel NO )

Дополнительные пути образования NO связаны с реакциями закиси азота N2O и радикала NNH [5] .

Механизм Зельдовича [ править | править код ]

Высокотемпературный механизм окисления азота в зоне горения был предложен Я. Б. Зельдовичем в середине 1940-х годов [6] и считается основным механизмом образования оксидов азота при горении. Этот механизм включает следующие элементарные стадии:

N 2 + O ⇄ N O + N ( 1 ) <displaystyle <mathsf <2>+O
ightleftarrows NO+N (1)>>> N + O 2 ⇄ N O + O ( 2 ) <displaystyle <mathsf <2>
ightleftarrows NO+O (2)>>>

к которым добавляется реакция (Фенимор и Джонс, 1957 [7] ):

N + O H ⇄ N O + H ( 3 ) <displaystyle <mathsf >>

Совокупность реакций (1-3) называется расширенным механизмом Зельдовича. В силу того что энергия тройной связи в молекуле N2 составляет около 950 кДж/моль, реакция (1) имеет большую энергию активации и может проходить с заметной скоростью только при высоких температурах. Поэтому этот механизм играет важную роль в случае высоких температур в зоне реакции, например, при горении околостехиометрических смесей или при диффузионном горении. Считается, что повышение максимальной температуры в зоне горения свыше 1850 К приводит к недопустимо высоким выбросам NOx, и одним из основных способов снижения выбросов по тепловому механизму является недопущение образования очагов высокой температуры во фронте пламени.

«Быстрый» механизм [ править | править код ]

Механизм Зельдовича хорошо описывает выбросы NOx в случае воздействия тепловых факторов (например, при горении водорода или окиси углерода в воздухе), однако для углеводородных топлив оказалось, что экспериментально измеренные концентрации NOx всякий раз заметно превышают предсказываемые по тепловому механизму. Прямые измерения, проведённые Фенимором в 1971 году, показали, что NO образуется уже в начале зоны химической реакции [8] . Этот механизм был назван «быстрым» (англ. prompt NO ) или механизмом Фенимора.

Образование NOx по быстрому механизму связано с реакцией радикала CH, который присутствует только в начальной зоне разложения углеводородных топлив, с молекулярным азотом:

C H + N 2 ⇄ N C N + H ( 4 ) <displaystyle <mathsf <2>
ightleftarrows NCN+H (4)>>>

NO может образовываться в ряде последующих реакций с участием различных радикалов, например:

N C N + O 2 ⇄ N C O + N O <displaystyle <mathsf <2>
ightleftarrows NCO+NO>>> N C O + O ⇄ C O + N O <displaystyle <mathsf >> N C N + O H ⇄ H C N + N O <displaystyle <mathsf >> H C N + O ⇄ N H + C O <displaystyle <mathsf >> N H + O ⇄ N O + H <displaystyle <mathsf >>

Общая схема реакций быстрого механизма показана на рисунке.

Долгое время считалось, что вместо реакции (4) радикал CH реагирует с N2 по пути [9] :

C H + N 2 ⇄ H C N + N <displaystyle <mathsf <2>
ightleftarrows HCN+N>>>

однако данная реакция запрещена по спину [10] , и проведённые в последние годы квантовохимические расчёты и экспериментальные исследования показали, что главную роль играет реакция (4) [11] [12] .

Поскольку в быстром механизме реакция (4) протекает с небольшой энергией активации, она возможна при относительно невысоких температурах порядка 1000 К, а в богатых смесях (с избытком горючего) образованию NO способствует повышенная концентрация радикалов CH.

Образование NOx из азотсодержащих компонентов топлива [ править | править код ]

Практически все твёрдые горючие материалы содержат органические вещества, в составе которых есть азот. Уголь, сено, дерево и домашний мусор могут содержать до 1-3 % азота по массе. При пиролизе и горении таких материалов в результате разложения этих компонентов может образовываться NO. Часть азота может переходить в N2 или оставаться в связанном состоянии в золе, смолах и других нелетучих остатках. Поскольку процессы сжигания угля и других твёрдых горючих материалов проходят при относительно невысоких температурах, когда механизм Зельдовича не работает, вклад данного механизма в выбросы и NOx может оказаться существенным [13] .

Способы снижения выбросов NOx [ править | править код ]

Поскольку основная масса выбросов NOx в реальных устройствах приходится на высокотемпературный механизм Зельдовича, большинство разработанных к настоящему времени способов снижения этих выбросов направлено на снижение максимальной температуры в зоне горения и на сокращение времени пребывания реагентов в этой зоне. Способы снижения выбросов NOx подразделяются на первичные и вторичные [14] . К первичным относятся меры по оптимизации процесса горения и конструкции устройств, в результате которых снижается концентрация NOx в выхлопных газах. Вторичные способы (селективное или неселективное каталитическое восстановление) подразумевают очистку выхлопных газов перед их выбросом в атмосферу и влекут за собой существенные дополнительные затраты. Фактически применяемые способы в значительной степени обусловлены существующими в различных странах нормативами на выбросы NOx в промышленных установках (газотурбинные электростанции, промышленные печи), самолётах, автомобилях и устройствах для потребительского сектора, таких как бойлеры или нагреватели. Чем более жёсткие нормы установлены для выбросов, тем дороже оказывается конструкция камеры сгорания и сложнее управление её рабочим процессом.

Впрыск водяного пара [ править | править код ]

В установках с диффузионным режимом горения окислитель и горючее подаются раздельно в камеру сгорания, где они перемешиваются и сгорают. Такая организация подачи компонентов относительно безопасна и позволяет управлять рабочим процессом в широких пределах, варьируя расход компонентов. Однако в диффузионном пламени в зоне горения окислитель и горючее автоматически оказываются в стехиометрическом соотношении и неизбежно образуются очаги повышенной температуры, что приводит к образованию NOx. Снижение выбросов в таких установках достигается посредством разбавления смеси охлаждающим компонентом, чаще всего впрыском воды или водяного пара в камеру сгорания. Однако этот способ неизбежно приводит к снижению мощности и КПД установки, а его применимость ограничена тем, что вместе с сокращением NOx начинают возрастать выбросы CO и других продуктов неполного сгорания [15] .

Многоступенчатое сжигание [ править | править код ]

Для снижения температуры в зоне химической реакции компоненты можно сжигать в несколько этапов. Например, на первом этапе может сжигаться богатая смесь (с избытком горючего) с последующим охлаждением продуктов неполного сгорания посредством теплоотводящих элементов. На втором и последующих этапах в смесь добавляется дополнительный воздух, который позволяет осуществить полное сгорание смеси до конечных продуктов сгорания (CO2 и H2O). При этом температура на всем протяжении зоны горения нигде не достигает величин, при которых образуются тепловые NOx, однако это достигается ценой снижения мощности установки и усложнения её конструкции.

Одним из наиболее распространённых вариантов технологии многоступенчатого сжигания является трёхступенчатое сжигание (англ. reburning process ). Сущность этого метода заключается в том, что на первом этапе сжигается богатая смесь, на втором, основном этапе — смесь с избытком воздуха, а на третьем этапе в продукты сгорания снова добавляется углеводородное горючее, которое действует как восстановитель для уже образовавшихся в основной зоне горения оксидов азота. В результате этого происходит восстановление NOх до N2 [16] [17] .

Рециркуляция выхлопных газов [ править | править код ]

Впрыск водяного пара или подача дополнительного воздуха в зону реакции сопряжёны с усложнением конструкции устройства и применяются в основном в системах, созданных до изобретения более простых и экономичных методов. В более современных системах в качестве разбавителя исходной смеси применяются сами продукты сгорания, отбираемые из потока дымовых или выхлопных газов. Эти продукты, состоящие в основном из CO2 и H2O, имеют высокую теплоёмкость и эффективно отбирают тепло из зоны реакции, снижая её температуру. Энергетическая эффективность установки снижается в меньшей степени, чем при подаче воздуха или водяного пара извне, так как энергия продуктов сгорания частично возвращается в систему. Конструкция самой установки упрощается, поскольку не требуется создавать отдельные узлы, обеспечивающие подачу внешних компонентов. Эти методы нашли применение как в автомобильных двигателях в системах рециркуляции выхлопных газов (англ. EGR , exhaust gas recirculation), так и в бойлерах и топочных устройствах (рециркуляция дымовых газов, англ. FGR , flue gas recirculation) [18] .

Горение бедных смесей [ править | править код ]

Этот способ снижения выбросов нашёл широкое применение в газотурбинных установках. В камеру сгорания подаётся предварительно перемешанная смесь горючего и воздуха в нестехиометрическом отношении с избытком воздуха (бедная смесь). При этом обеспечивается практически полное сгорание исходного горючего, а температура продуктов сгорания снижается, что приводит также к сокращению выбросов NOx по высокотемпературному механизму. Если в качестве горючего применяется природный газ, то фактически все выбросы NOx приходятся на быстрый механизм.

Газотурбинные установки, использующие горение бедных смесей с низкими выбросами NOx, иногда называются «сухими» (англ. dry low NOx ), поскольку в них впрыск водяного пара отсутствует. Однако диапазон устойчивого горения в таких установках заметно снижается, они подвержены опасностям развития неустойчивостей горения, проскока и срыва пламени [19] . Поэтому их диапазон по мощности ограничен, а резкие изменения нагрузки в сети приводили к авариям из-за веерного самопроизвольного выключения газотурбинных установок в сетях генерации мощности. Кроме того, диапазон устойчивого горения чувствителен к сорту топлива, и переход на топливо от другого поставщика может быть сопряжен со значительными трудностями, так как состав природного газа из различных месторождений сильно варьируется.

Селективное каталитическое восстановление [ править | править код ]

Метод селективного каталитического восстановления [en] (СКВ, англ. selective catalytic reduction ) применяется для очищения дымовых и выхлопных газов от NOx с эффективностью, доходящей до 90 %. В поток выхлопных газов инжектируется реагент, обычно аммиак или мочевина, и смесь поступает на катализатор. Катализатор работает в диапазоне температур от 450 до 900 К и обеспечивает протекание следующих реакций, в которых оксид азота восстанавливается до молекулярного азота:

4 N O + 4 N H 3 + O 2 → 4 N 2 + 6 H 2 O <displaystyle <mathsf <4NO+4NH_<3>+O_<2>
ightarrow 4N_<2>+6H_<2>O>>> 6 N O 2 + 8 N H 3 → 7 N 2 + 12 H 2 O <displaystyle <mathsf <6NO_<2>+8NH_<3>
ightarrow 7N_<2>+12H_<2>O>>>

в случае добавления аммиака и

4 N O + 2 ( N H 2 ) 2 C O + 2 H 2 O + O 2 → 4 N 2 + 6 H 2 O + 2 C O 2 <displaystyle <mathsf <4NO+2(NH_<2>)_<2>CO+2H_<2>O+O_<2>
ightarrow 4N_<2>+6H_<2>O+2CO_<2>>>> 6 N O 2 + 4 ( N H 2 ) 2 C O + 4 H 2 O → 7 N 2 + 12 H 2 O + 4 C O 2 <displaystyle <mathsf <6NO_<2>+4(NH_<2>)_<2>CO+4H_<2>O
ightarrow 7N_<2>+12H_<2>O+4CO_<2>>>>

в случае использования мочевины (более дорогостоящего реагента).

В катализаторах применяются оксид титана с добавками ванадия, молибдена или вольфрама, цеолиты, оксиды железа с тонкой плёнкой из фосфатов железа или активированный углерод в виде агломерированных гранул. Материал катализатора подбирается с учётом его цены и долговечности в заданных условиях эксплуатации [20] .

Селективное некаталитическое восстановление [ править | править код ]

Метод селективного некаталитического восстановления [en] (СНКВ, англ. selective non-catalytic reduction ) получил широкое распространение в мировой энергетике и применяется в России на ТЭЦ. В этом методе в дымовые газы добавляется аммиак или мочевина, которые восстанавливают NO до молекулярного азота. Отказ от использования катализатора позволяет существенно удешевить процесс. Метод был запатентован компанией Exxon Research Engineering в 1975 году [21] .

Метод применяется в температурном диапазоне примерно от 1100 до 1400 К и описывается брутто-реакцией

4 N O + 4 N H 3 + O 2 → 4 N 2 + 6 H 2 O <displaystyle <mathsf <4NO+4NH_<3>+O_<2>
ightarrow 4N_<2>+6H_<2>O>>>

При более низких температурах реакция протекает слишком медленно, а при более высоких с ней начинает конкурировать реакция

4 N H 3 + 5 O 2 → 4 N O + 6 H 2 O <displaystyle <mathsf <4NH_<3>+5O_<2>
ightarrow 4NO+6H_<2>O>>>

Основная сложность в применении этого метода связана с необходимостью обеспечить смешение реагента с дымовыми газами именно в заданном температурном окне и пребывание в нём в течение 200—500 мс [22] .

В настоящее время хорошо изучены и отработаны три способа образования оксидов азота. 1) Образование термических оксидов азота. Они образуются из азота воздуха, подаваемого в топку для горения, при температуре 1300 градусов Цельсия. 2) Образование оксидов азота из азота, содержащегося в топливе (топливные NO). 3) Образование оксидов азота путём реакции азота воздуха с углеводородными радикалами (быстрые NO).

Термические оксиды образуются при повышении температуры и достаточном времени пребывания продуктов сгорания в зоне их образования. Процесс образования термических NO описывается сложной цепной хим. реакцией, а итоговая реакция имеет вид: O2 + N2 -> 2NO. На основании проведённых исследований можно сказать, что основная часть оксидов азота образуется после завершения процесса горения, когда повышение температуры приводит к появлению молекулярного кислорода. Скорость реакции зависит от температуры горения и концентрации избыточного кислорода, азота и оксида азота. Скорость образования термического оксида азота увеличивается с ростом температуры. Она пропорциональна концентрации азота и времени пребывания продуктов горения в зоне образования оксидов азота, а также пропорциональна корню квадратному из концентрации кислорода. Следовательно, режимно-технологические мероприятия, направленные на уменьшение окислов азота, основаны на воздействии на один или несколько факторов в зоне максимального образования окислов азота, а также, создание условий, которые способствовали бы восстановлению образовавшихся окислов азота.

Топливные NOx образуются параллельно с горением топлива . В основном, в зоне горения, за промежуток времени меньший, чем время сгорания топлива. Процесс образования этих окислов происходит при значительно меньшей температуре, которая превышает 1000 градусов. Зависимость выхода топливных NOx от содержания кислорода в зоне горения близка к квадратичной. Количество образующихся топливных NO зависит от содержания азота в топливе.

Быстрые NO образуются в зоне фронта пламени углеводородных топлив в результате быстрых реакций молекулярного азота с углеводородными радикалами, содержащимися в топливе. Реакции образования протекают при температуре примерно 1300 градусов, когда ещё не образовались термические NO. Концентрация быстрых NO растёт с увеличением коэфф. избытка воздуха α и при повышении температуры. При сжигании природного газа эта концентрация может быть 70 – 90 мг/м 3 .

Первичные мероприятия, направленные на уменьшение выбросов оксидов азота (методы подавления образования оксидов азота в топках котлов) направлены на: 1) снижение температуры горения; 2) уменьшение времени пребывания продуктов горения в зоне повышенных температур; 3) создание зон реакции с восстановительной атмосферой (в этих зонах коэффициент α должен быть меньше 1).

Для уменьшения выбросов окислов азота на ТЭС применяют следующие мероприятия: 1) использование горелок с низким выбросом оксидов азота; 2) ступенчатое сжигание топлива; 3) рециркуляция дымовых газов; 4) впрыск воды (водомазутной эмульсии) в ядро факела; 5) комбинация мероприятий. Первичные мероприятия малозатратны и их используют для обеспечения нормируемых выбросов окислов азота.

Горелки с низким выбросом оксидов азота. Существует большое кол-во конструкций таких горелок. В этих горелках организована ступенчатая подача воздуха. В ядро факела подают кол-во воздуха, недостаточное для полного сгорания топлива. Во внешнюю зону горения подаётся избыток воздуха, что позволяет обеспечить полноту сгорания топлива. Кроме того, конструкция горелок даёт возможность обеспечить рециркуляцию воздуха внутри зоны горения. Применение таких горелок позволяет уменьшить выбросы оксидов азота примерно на 50% для угольных котлов и до 60% для газовых/мазутных котлов, причём технико-экономические показатели не ухудшаются.

Ступенчатое сжигание топлива. При ступенчатом сжигании топлива топку котла можно разделить на несколько ярусов или зон. Коэффициент α, подаваемого в топку, также изменяется поярусно. При двухъярусном сжигании нижний ряд горелок работает с недостатком воздуха, а верхний ряд, который называют холостым, подаёт только воздух для дожигания продуктов сгорания. Лучший эффект даёт трёхступенчатое сжигание. В топке по высоте организуют три зоны горения. В первой (нижней) зоне сжигается основное кол-во топлива (70 – 80%) при α

1. При выходе из зоны активного горения подаётся оставшаяся часть топлива и кол-во воздуха, при котором коэфф. α = 0,9…0,95. В этой части топки идёт процесс восстановления NO. Уже образовавшиеся оксиды азота восстанавливаются в результате взаимодействия с продуктами неполного сгорания (угарный газ, водород, углеводороды). Выше этой зоны, в верхней части топки подаётся воздух с коэфф. α>1 для дожигания. Уменьшение выбросов оксидов азота при использовании ступенчатого сжигания до 40% при сжигании угля, 30% — мазута, 40 – 45% — газа. Ступенчатое сжигание приводит к ухудшению технико-экономических показателей: на 4-5°С возрастает температура уходящих газов, КПД уменьшается на 0,2 – 0,5%, увеличивается расход электроэнергии на собственные нужды.

Рециркуляция дымовых газов. Для рециркуляции используют дымовые газы, отводимые из конвективной шахты котла, обычно после водяного экономайзера. Дымовые газы могут подаваться в топку котла вместе с первичным воздухом или в шлицы под горелками. Чтобы улучшить перемешивание дымовых газов с воздухом, поступающим в топку, устанавливают смеситель. Доля газов не превышает 20%. За счёт рециркуляции уменьшается концентрация кислорода в зоне горения и уменьшается температура. Для рециркуляции используют специальный дымосос (вентилятор), что связано с ув-ем расхода электроэнергии на собственные нужды. При сжигании твёрдого топлива возможен абразивный износ вентилятора, т.к. газы подаются неочищенными. Уменьшение выбросов оксидов азота при использовани этого метода до 20% — уголь, 30% — мазут, 33% — газ. Технико-экономические показатели ТЭС при использовании рециркуляции дымовых газов ухудшаются. Растёт расход эл. эн. на собственные нужды, растёт температура уходящих газов, КПД ум-ся на 0,6 – 1,3%.

Впрыск воды (водомазутной эмульсии) в ядро факела снижает температуру факела, следовательно, уменьшает кол-во термических NO. Такой способ применяют, в основном, при неблагоприятных метеоусловиях, где существует высокая концентрация вредных в-в. Кол-во воды составляет примерно 10% от расхода топлива. Использование данного способа примерно на 25% снижает выбросы NO, что одновременно на 0,7% уменьшает КПД котла. Эффективность этого метода уменьшается, если котлы работают с рециркуляцией дымовых газов, поэтому этот метод не нашёл широкого применения. Как показали исследования, в энергетике одним из технических направлений по защите окружающей среды является сжигание мазута в виде водомазутной эмульсии, а также сжигание природного газа с применением впрыска в топку загрязнённых нефтепродуктами сточных вод. Использование последних позволяет не только уменьшить выход оксидов азота, но и обезвредить значительную часть загрязнённых вод. Одновременно происходит утилизация тепла, которым располагают эти сточные воды. При сжигании водомазутной эмульсии снижается температура в зоне горения и содержание NO в дымовых газах на 25 – 44%.

Применение комбинации первичных методов. Чтобы достичь нормативных выбросов NOx, которые образуются в топках котлов, можно использовать комбинации первичных методов. Чаще всего применяют ступенчатое сжигание + рециркуляцию; использование горелок с низким выходом оксидов азота + ступенчатое сжигание + рециркуляция. С помощью первичных методов на отечественных ТЭС уже достигнута концентрация NOx в дымовых газах: на каменном угле 450 – 550 мг/м3; на бурых углях 300 – 350 мг/м3; на природном газе 150 – 200 мг/м3. Это отвечает требованиям экологически безопасных ТЭС. Для котлов на мазуте и твёрдом топливе для получения экологически безопасных выбросов NOx требуется применение вторичных мероприятий.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.