ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

ДВИГАТЕЛЬ НЕ ПУСКАЕТСЯ

Стартер не провора-чивает коленчатый вал или вращает его очень медленно

Засорены топливопроводы или заборник в топливном баке

Замерзание воды в топливопроводах или на сетке заборника топливного бака

Загустение топлива в топливопроводах

Засорение фильтрующих элементов топливных фильтров

Неправильный угол опережения впрыскивания топлива

Наличие воздуха в топливной системе

Н е работает топливоподкачивающий насос

Заедание рейки топливного насоса высокого давления в нулевой подаче

Затрудненное перемещение рейки ТНВД из-за загустевания смазки

Возможные неисправности системы питания двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ — часть 1

К основным неисправностям системы питания относятся:
нарушение герметичности топливопроводов и их соединений;
недостаточная подача топлива к ТНВД; нарушение нормальной работы ТНВД и форсунок.
Нарушение герметичности топливопроводов и их соединений. Частой причиной затрудненного пуска двигателя, его неустойчивой работы, падения мощности является попадание воздуха в топливную систему. Особенно сильно влияют на работу двигателя неплотности во всасывающей части системы питания: топливный бак — топливо-

подкачивающий насос. Малейшая неплотность в соединениях на этом участке влечет за собой попадание воз-духа в систему питания, что сокращает подачу топлива в камеру сгорания и ведет к нарушению нормальной работы двигателя.

Если пуск двигателя затруднен, то для удаления воздуха из системы питания нужно отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса и, перемещая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение 2—3 мин. После прокачки рукоятку насоса завертывают до упора.

Если и после прокачки системы пуск двигателя продолжает оставаться затрудненным и двигатель не развивает мощности, то протирают ветошью топливопроводы, места соединений, подкачивающий насос, крышку фильтра гру-бой очистки, фильтр тонкой очистки и определяют место подсоса воздуха. Герметичность топливных магистралей низкого давления от топливоподкачивающего насоса до насоса высокого давления можно проверить ручным насосом. Для этого сливной топливопровод отсоединяют от бака и заглушают пробкой, затем делают несколько качков ручным насосом. В местах, где система окажется негерметичкой, будет вытекать эмульсия или топливо.

Неплотности в соединениях устраняют подтяжкой резьбовых соединений, заменой соответствующих уплотнительных прокладок или топливопроводов. Если место подсоса воздуха обнаружить не удается, рекомендуется снять корпус фильтра грубой очистки топлива из топливного бака и проверить его на герметичность.

После устранения подсоса нужно удалить воздух из системы питания. Для этого ослабляют пробки для выпуска воздуха из корпуса топливного насоса
высокого давления и прокачивают систему ручным насосом до тех пор, пока не будет вытекать топливо без пузырьков воздуха. Затем пробки завертывают.

Недостаточная подача топлива к ТНВД. Нарушение нормальной циркуляции топлива в системе выражается в падении мощности двигателя, неравномерной и неустойчивой его работе, затрудненном пуске, в остановках двигателя во время работы при малой частоте вращения коленчатого вала.

Недостаточная подача топлива к ТНВД может быть вызвана:

подсосом воздуха в систему питания; неисправностью топливоподкачивающего насоса;

подтеканием топлива в местах соединения топливопроводов высокого давления;

засорением фильтрующего элемента топливных фильтров грубой или тонкой очистки, а также топливопроводов;

замерзанием воды зимой в топливопроводах или фильтре тонкой очистки;

загустеванием топлива, если сорт топлива не соответствует сезону и автомобиль хранится на открытой площадке.

Рис. 30. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке корпуса шестерен распределения: 1 — крышка шестерен распределения; 2 — шкив коленчатого вала; А — направление вращения коленчатого вала


Рис. 31. Совмещение рисок на маховике с указателем на картере маховика:
1 — указатель на картере маховика; 2 маховик. 3 — картер маховика; А — направление вращения коленчатого вала

Рис. 32. Привод топливного насоса высокого давления (ТНВД):
1 — вал привода ТНВД; 2 — блок цилиндров двигателя; 3 — пластины привода; 4 — болт крепления пластин к фланцу полумуфты; 5 — шайбы; 6 — фланец полумуфты; 7— гайки; 8 — стяжной болт фланца полумуфты; 9 — ведущая полумуфта; 10—ведомая полумуфта; 11—болт крепления пластин к ведущей полумуфте; 12—муфта опережения впрыска; 13— указатель; 14 — ТНВД; 15— болты крепления ведомой полумуфты к муфте опережения впрыска; 16 — болт крепления пластин к ведомой полумуфте; а, б — метки

Прежде чем искать неисправность, следует убедиться в наличии топлива в топливных баках и отсутствии его подтекания в местах соединения топливопроводов высокого давления. Затем нужно проверить систему на отсутствие подсоса воздуха и в случае необходимости устранить неисправность. Если подача топлива не прекращена при прокачке ручным насосом, то вероятнее всего неисправен подкачивающий насос. Наиболее частыми причинами ненормальной работы подкачивающего насоса являются: попадание грязи между седлами и клапанами, поломка пружин или зависание поршня. Если после промывки и продувки деталей клапанов нормальная работа насоса не восстанавливается, то надо снять подкачивающий насос с двигателя и отправить в мастерскую для ремонта.

Интенсивность циркуляции топлива в системе можно проверить с помощью контрольного манометра, подсоединенного к отверстию под пробку на корпусе ТНВД для выпуска воздуха. Давление воздуха в магистрали должно быть в пределах 0,5—1 кгс/см2, при частоте вращения коленчатого вала 2100 мин . Давление ниже 0,5 кгс/см2 может быть вызвано засорением фильтрующих элементов фильтров грубой или тонкой очистки топлива или засорением топливопроводов. Фильтрующие элементы в этом случае заменяют новыми, а топливопроводы продувают сжатым воздухом. Если и после замены фильтрующих элементов фильтров тонкой и грубой очистки и проверки топливоподкачивающего насоса давление в системе остается ниже нормального, то проверяют состояние перепускного клапана топливного насоса высокого давления. Неисправная работа перепускного клапана может быть вызвана попаданием грязи между седлом и клапаном, а также поломкой или ослаблением пружины клапана.
Давление можно отрегулировать поворотом седла перепускного клапана насоса высокого давления, а после регулировки седло клапана зачеканить. Если перепускной клапан исправен, то надо снять с двигателя ТНВД и отправить его в мастерскую для проверки и ремонта.

Нарушение нормальной работы ТНВД и форсунок. Если двигатель не развивает мощности, дымит, работает на малых оборотах неравномерно, то это чаще всего указывает на плохую работу форсунок (при отсутствии подсоса воздуха).

Основной причиной неправильной работы форсунок является ухудшение качества распыла топлива. Это явление происходит из-за нарушения регулировки давления начала подъема иглы, попадания в распылитель различных механических примесей, закоксовывания, засорения или износа отверстий в корпусе распылителя, а также неправильной сборки или установки форсунок на двигатель.

Неисправную форсунку можно обнаружить непосредственно на работающем двигателе. Для этого ослабляют затяжку накидной гайки у штуцера проверяемой форсунки так, чтобы в нее не поступало топливо. Выключая форсунку из работы, наблюдают за качеством отработавших газов и частотой вращения коленчатого вала двигателя. Если после выключения форсунки из работы частота вращения коленчатого вала двигателя не меняется, а дымность выпускных газов снижается, то проверяемая форсунка неисправна — ее необходимо снять и отправить в ремонт.

При выключении исправной форсунки частота вращения коленчатого вала двигателя будет снижаться, а дымность выпускных газов при этом меняться не будет.

К проверке ТНВД в случае необходимости рекомендуется приступать лишь после проверки форсунок, обязательно убедившись в их исправности.

В процессе эксплуатации нормальная работа насоса может быть нарушена вследствие механического износа плунжерных пар и нагнетательных клала-

нов, поломки пружин толкателей, износа перепускного клапана или его гнезда, из-за срыва резьбы штуцеров в месте соединения топливопроводов высокого давления и нарушения регулировок насоса.

В результате износа плунжерных пар подача топлива насосными секциями за цикл снижается, что приводит к снижению мощности и экономичности двигателя.

Износ нагнетательных клапанов по запорному конусу и разгрузочному пояску изменяет начало и характер впрыска, а также ухудшает отсечку подачи топлива иглой форсунки. Это приводит к подтеканию топлива через распылитель и закоксовыванию распы-ливающих отверстий форсунки.

Износ перепускного клапана вызывает снижение давления топлива в полости насоса и приводит к ухудшению заполнения надплунжерного пространства.

В условиях ремонтно-механических мастерских автопредприятия ремонт топливной аппаратуры в большинстве случаев сводится к замене негодных деталей новыми, контролю и регулировке топливной аппаратуры. Ремонт должен выполняться в отделениях или цехах топливной аппаратуры, оснащенных необходимыми приспособлениями, инструментом, контрольно-регулиро-вочными стендами и приборами.

Разбирать ТНВД, топливоподкачивающий насос и муфту опережения впрыска рекомендуется только после обследования технического состояния и в объеме, необходимом для устранения выявленных недостатков, так как неоправданная разборка нарушает взаимную приработку деталей друг к другу, ведет к снижению ресурса работы узла в целом.

Во всех случаях при снятии топливной аппаратуры с двигателя после отсоединения топливопроводов штуцеры топливного и подкачивающего насоса, форсунок, фильтров и отверстия трубопроводов должны быть защищены от
попадания грязи пробками, колпачками, заглушками или чистой изоляционной лентой.

Перед разборкой агрегаты и узлы топливной аппаратуры тщательно очищают и промывают в чистом керосине. При этом необходимо исключить возможность попадания загрязненного топлива во внутренние полости топливной аппаратуры.

В процессе сборки и разборки детали и узлы топливной аппаратуры нужно тщательно вымыть и уложить в чистую тару с обеспечением их сохранности от повреждений и коррозии.

При сборке всех узлов топливной аппаратуры необходимо помнить, что плунжерные и клапанные пары, распылители форсунок, а также втулка со штоком подкачивающего насоса являются прецизионными парами и разукомплектованию не подлежат. Замена их возможна только в комплекте.

Техническая литература
В нашей библиотеке Вы найдены разнообразные издания относящиеся к агротехнике

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ.

Долговечность двигателя, надежность работы его узлов и деталей и высокая топливная экономичность являются наиболее важными эксплуатационными качествами дизельных двигателей ЯМЗ.

При нормальных условиях эксплуатации двигателя износ его деталей на протяжении довольно длительного времени работы увеличивается постепенно.

Однако, когда износ деталей достигает своей предельной величины, в работе двигателя начинают обнаруживаться различные неисправности, для устранения которых необходимо производить те или иные ремонтные работы.

К характерным неисправностям двигателя относятся: дымление, повышенный расход масла, потеря компрессии в цилиндрах, стуки в двигателе, повышенный пропуск газов из цилиндров в картер двигателя и др.

Возможные неисправности двигателей и способы их устранения приведены в приложении.

Субъективный метод оценки технического состояния двигателей часто приводит к ошибкам, особенно при наличии скрытых неисправностей. Вследствие этого при эксплуатации в ряде случаев производят ненужную разборку узлов и замену многих деталей, которые являются еще пригодными для дальнейшей работы. Кроме того, излишняя разборка узлов и агрегатов ухудшает общее техническое состояние сопряжений и узлов, нарушая положение хорошо приработанных деталей.

Все это ведет к значительному расходу запасных частей, увеличению работ по текущему ремонту и увеличению себестоимости перевозок.

Последнее время в эксплуатации получил широкое распространение термин «диагностика» .

В комплексе технической эксплуатации двигателей под термином «диагностика» подразумевают обследование технического состояния двигателя (автомобиля) по внешним признакам, преимущественно без разборки, с целью выявления неисправностей и определения ресурсов безотказной работы.

Диагностика позволяет определить объем необходимого в данный момент технического обслуживания или ремонта и пробег до очередного технического обслуживания или ремонта.

Для проведения полной диагностики двигателя необходимо:

наличие комплекса признаков, удобных для контроля и выражающих исправность узлов и сопряжений двигателя;

знание закономерностей изменения этих признаков от часов работы двигателя (пробега автомобиля);

знание количественных зависимостей между этими признаками и эксплуатационными показателями двигателя;

При неработающем двигателе производят внешний осмотр и оценку:

герметичности поддона картера, трубопроводов и других соединений;

наличия погнутостей, вмятин, трещин, поломок и других деформаций в деталях;

состояния наружных креплений;

состояния узлов и агрегатов двигателя.

При работе двигателя на холостом ходу и при движении автомобиля определяют:

характер пуска двигателя, его приемистость и работу на малых оборотах;

динамические и экономические показатели работы автомобиля;

состояние отдельных узлов и агрегатов двигателя;

наличие стуков и шумов в двигателе;

температуру воды и масла в двигателе.

Существенное значение имеет техническое состояние деталей цилиндро-поршневой группы; по техническому состоянию этих деталей обычно определяют пригодность двигателя к дальнейшей эксплуатации.

Ниже рассмотрены основные характерные неисправности двигателей, их внешние признаки, метод определения и способ устранения.

Дымный выпуск отработавших газов двигателя объясняется многими причинами. В первом приближении об этих причинах можно судить по цвету дыма — белому, черному или синему.

Белый дым встречается реже и обычно представляет собой водный конденсат. Причинами появления белого дыма из выпускной трубы могут быть: неисправные прокладки головки цилиндров и уплотнения гильзы цилиндра или течь воды через резьбовое отверстие под шпильку крепления головки цилиндров. Для уточнения всех этих причин в любом случае необходима разборка двигателя.

При наличии течи воды через отверстие под шпильку крепления головки цилиндров необходимо произвести следующие работы:

Слить воду из системы охлаждения двигателя.

Снять головку цилиндров (снимают головку цилиндров с того ряда цилиндров, из выпускного трубопровода которого появился белый дым).

Вывернуть шпильку крепления головки цилиндров.

Внимательно осмотреть внутреннюю поверхность отверстия и найти место расположения раковины.

Промазать нитрошпаклевкой ИЦ-00-8 резьбу в блоке и резьбу шпильки.

Ввернуть шпильку в отверстие блока до упора.

Установить головку цилиндров.

Произвести регулировку теплового зазора между коромыслами и клапанами.

Заполнить систему охлаждения водой.

После этого пускают двигатель и проверяют цвет отработавших газов.

Черный дым может появиться во время пуска двигателя и при резком разгоне, особенно с малых оборотов на высокой передаче. Такой дым образует догорающее в выпускном трубопроводе топливо; его выделение сопровождается неравномерной работой двигателя.

Черный дым указывает на то, что в техническом обслуживании нуждаются форсунки или топливный насос. Для этого агрегаты топливной аппаратуры снимают с двигателя и направляют в мастерскую для проверки и регулировки.

Синий дым возникает вследствие сгорания масла, которое попадает в камеру сгорания при неплотном прилегании поршневых колец к стенкам цилиндра или при подсасывании масла направляющими втулками впускных клапанов. Масло может также попасть в выпускной трубопровод (минуя камеру сгорания), стекая вниз по направляющим втулкам выпускных клапанов.

В первую очередь необходимо определить, в какой момент появляется синий дым: при работе на больших оборотах и нагрузке или он выделяется при работе на всех режимах.

Когда двигатель работает на больших оборотах, создается значительный подсос во впускном трубопроводе, в который заходят стержни впускных клапанов и их направляющие втулки.
Если стержни клапанов или направляющие втулки изношены, то попадание масла в камеру сгорания неизбежно.

Пропуск масла через зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой можно проверить путем замены пустотелых штанг толкателей, по которым подается масло к узлу коромысел, штангами с запаянными верхними отверстиями.

Выделение синего дыма при работе двигателя под нагрузкой (особенно на подъеме) происходит вследствие сгорания масла, поднимающегося вверх по стенкам гильз. У старых двигателей это может усугубляться повышенным зазором в шатунных подшипниках (вследствие чего излишнее масло отбрасывается центробежной силой вверх по гильзам), применением слишком жидкого масла и заеданием сливного клапана.

Непрерывное выделение синего дыма при работе двигателя под нагрузкой на больших оборотах вызывается пропуском масла вниз по направляющим клапанов и пропуском масла поршневыми кольцами. В этом случае необходимо произвести общий ремонт двигателя.

Расход масла является одним из критериев оценки технического состояния двигателя. Потери масла в двигателе могут происходить из-за наружного подтекания либо вследствие попадания в камеру сгорания (угара).

Наружное подтекание масла является частой причиной расхода масла двигателем.

Подтекание масла наружу может происходить при нормальном, повышенном или пониженном давлении в картере двигателя.

При нормальном давлении подтекание происходит в любом ослабленном соединении (с прокладкой или без нее), соприкасающемся с маслом. Свежие подтеки на поддоне картера, масляных фильтрах, на нижней поверхности крышки распределительных шестерен или картере маховика обычно указывают на пропуск масла вблизи этих мест. Если какой-либо участок под двигателем залит маслом, то это обычно указывает на источник подтекания, расположенный где-то впереди.

Повышенное давление создается, когда выходное отверстие вентиляционной системы картера двигателя оказывается засоренным или когда наблюдается чрезмерный пропуск газов. Под действием этого давления масло выдувается из картера через вентиляционную систему или отверстие под щуп.

При повышенном расходе масла необходимо прежде всего осмотреть все места возможного наружного подтекания масла, устранить дефекты и дать двигателю еще поработать некоторое время, чтобы проверить, продолжает ли двигатель перерасходовать масло.

Принято считать, что расход масла на угар свыше 3% от нормы расхода топлива свидетельствует о значительных износах поршневых колец и зазорах между гильзой и юбкой поршня и указывает на необходимость ремонта двигателя.

Этот метод имеет следующие недостатки: по расходу масла нельзя установить непосредственной причины неисправности и практически трудно обеспечить в условиях эксплуатации точный учет расхода масла. Для установления величины расхода масла требуются продолжительные наблюдения, и определение неисправности прокладки головки цилиндров невозможно.

Для контроля компрессии в цилиндрах двигателя используют компрессометр модели НИИАТ-628.

Устанавливая компрессометр поочередно во все цилиндры двигателя, приводят во вращение коленчатый вал двигателя , заставляя его сделать по крайней мере восемь оборотов (по четыре такта сжатия).

При этом необходимо проверить, повышается ли давление на одну и ту же величину при каждом последующем такте сжатия и каким является максимальное давление. Максимальное давление в каждом цилиндре должно быть выше 30 кГ/см2. Различие давлений в отдельных цилиндрах не должно превышать 2 кГ/см2.

Если полученные максимальные величины давления будут намного выше 30 кГ/см2, то это может быть связано с неисправностью компрессометра или неправильным выполнением проверки. Если же они будут более низкими, то это будет означать наличие коробления головки цилиндров двигателя, негерметичность или заедание клапанов, износ поршневых колец, задир гильз, неисправность компрессометра или неправильное выполнение проверки.

Неисправность поршневых колец можно установить, заливая немного масла в отверстия для форсунок и вновь проверяя компрессию в цилиндрах двигателя. Если давление в цилиндрах двигателя при этом заметно увеличится, то поршневые кольца изношены.

Низкое давление в двух соседних цилиндрах двигателя вызывается ослаблением крепления и короблением головки цилиндров или негерметичностью прокладки последней.

Низкие показания при первом такте сжатия и медленное увеличение давления до некоторой величины, заметно более низкой чем 30 кГ/см2, обычно свидетельствует о неисправности поршневых колец.

Низкое давление при первом такте сжатия, которое слегка увеличивается или не увеличивается при последующих тактах cжатия, чаще всего бывает вызвано неисправностью клапанов (обгоранием, заеданием, короблением и т. д.).

Недостатками этого способа являются:

разряд аккумуляторной батареи при проворачивании коленчатого вала двигателя;

несравнимость показаний компрессометра при замере давления в разных цилиндрах вследствие невозможности добиться одинакового числа оборотов коленчатого вала в минуту;

невозможность определения непосредственной причины низкой компрессии.

Этот метод позволяет определить техническое состояние цилиндро-поршневой группы, прокладки головки цилиндров и плотность прилегания клапанов к седлам.

Среди существующих методов объективной проверки технического состояния цилиндро-поршневой группы этот метод является наиболее показательным, простым и универсальным, так как позволяет оценить состояние каждого цилиндра в отдельности и на основе дополнительных признаков определить состояние каждого из сопряжений, влияющих на герметичность цилиндров.

Сущность этого метода заключается в том , что воздух из магистрали или от компрессора впускается в цилиндры через отверстия для форсунок при неработающем двигателе в таком положении поршня, когда в проверяемом цилиндре клапаны закрыты.
При установившемся движении воздуха замеряют его давление в цилиндре двигателя. Это давление при наличии калиброванной шайбы в приборе и постоянного давления до шайбы будет изменяться внутри цилиндра в зависимости от состояния сопряжений, обеспечивающих герметичность цилиндра.

Ленинградским филиалом НИИАТ разработан прибор, основанный на этом принципе.

Достоинством этого прибора является то, что он позволяет раздельно оценить износ цилиндров, состояние поршневых колец и клапанов, неплотности в прокладке между блоком и головкой цилиндров.

Прибор предназначен для определения технического состояния карбюраторных и дизельных двигателей.

На рис. 5 изображен прибор с условно снятой панелью.

К прибору прилагаются: сигнализатор, фонендоскоп (медицинский), приспособление для проверки клапанов и указатели положения поршня.

Сигнализатор предназначен для определения такта сжатия. При проворачивании коленчатого вала двигателя он удерживается конусом в отверстии для форсунки.

Фонендоскоп служит для прослушивания прорыва воздуха через неплотности в поршневых кольцах.

Приспособление для проверки клапанов конусом прижимается к отверстию для форсунки, и по колебанию пушинок, расположенных на стержне, вставленном в прозрачную гильзу, определяют исправность клапанов.

Указателем положения поршня служит стержень-щуп с нанесенными метками.

Проверку цилиндров производят при двух положениях поршня: положение I— ход сжатия (клапаны закрыты) и положение II — в. м. т.

Состояние поршневых колец определяют по интенсивности шума воздуха, прорывающегося в картер двигателя, а состояние клапанов — при помощи приспособления.

Прорыв воздуха через прокладку головки цилиндров определяют визуально, при положении поршня в в. м. т., по пузырямвоздуха, выходящего через горловину радиатора, наполненного доверху водой, или в стыке между головкой цилиндров и блоком.

Если прогорает перемычка прокладки между двумя цилиндрами, то прорыв воздуха хорошо прослушивается при помощи фонендоскопа в соседнем цилиндре или при помощи приспособления для проверки клапанов.

Если показания прибора в положениях I и II одинаковы и утечка воздуха более 50—60%, это свидетельствует либо о зависании клапанов, либо о поломке и пригорании поршневых
колец.

В последнем случае в картере двигателя слышится резкий шум.

Гильзы считаются негодными, если утечка воздуха в положении II поршня составляет более 52% или разность утечек в положениях I и II будет более 20%.

Поршневые кольца и клапаны негодны, если утечка воздуха в положении Iпоршня более 29%. Если же утечка воздуха находится в пределах 18—29%, то возможно, что негодны поршневые кольца или клапаны.

Окончательно неисправность определяют прослушиванием или при помощи приспособления.

Проверяют двигатель при помощи прибора при текущем ремонте, а также при выполнении контрольных операций при ТО-2.

Проверка двигателя длится 10—15 мин.

Проверка цилиндро-поршневой группы двигателя показала, что: