Кроссоверы популярны в России с момента своего появления. Извечные проблемы с дорожным покрытием, тяга к «большим игрушкам» — вот слагаемые успеха этого сегмента среди покупателей. А в какой ещё стране возможна ситуация, когда даже в крупном городе иметь машину повышенной проходимости не блажь и не роскошь, а насущная необходимость? Но горожанину, даже у нас, не нужен полноценный внедорожник. Он слишком большой (а это проблемы с парковкой), имеет слишком хороший аппетит. Да и стоимость его весьма значительна. Сравните цену того же Ленд Крузера с ценой Ниссан Кашкай или Мицубиси Аутлендер. Кроссовер, он же «паркетник», более приспособлен для жизни в современном мегаполисе. А что? Экономичность и экологичность на высоте. Высокий клиренс и полный привод даёт уверенность даже при внезапной оттепели. Ездите только по асфальту? Существуют «паркетники» только с передним приводом — они и стоят дешевле.
Ниссан Кашкай или Мицубиси Аутлендер – как сделать целесообразную покупку
В причинах популярности кроссоверов разобрались. Но теперь встаёт вопрос: «А какой из них купить»? Количество марок и моделей в этом сегменте на сегодняшний день уже не один десяток. Мы попробуем вам помочь. Рассмотрим две очень популярные модели солидных японских фирм. Итак, Кашкай или Аутлендер, что лучше.
Смотрим на внешность
При взгляде на Nissan Qashqai сразу видно, что он отнюдь не чурается использовать достижения научно-технического прогресса. Лупоглазые фары сменили изящные светодиодные источники света. «Рот» воздухозаборника кокетливо выглядывает из-за новой решётки радиатора с крупными ячейками. Задние фонари почти не изменились по форме, но в качестве источника света тут тоже теперь используются светодиоды. Вот кажется и изменений особых нет (тут чуть-чуть, там чуть-чуть), а смотрится автомобиль уже совсем по-другому. Более модно, более гламурно. Слабой половине человечества должно понравиться.
Автомобиль Nissan Qashqai воплощает в себе многие современные технологии автомобилестроения
У Mitsubishi Outlander суть иная. Был произведён рестайлинг, и у машины теперь нет большой радиаторной решётки и агрессивных фар, канули в Лету острые ломаные грани кузова. Теперь в потоке автомобилей он смотрится этаким солидным отцом семейства. Мощным, добродушным, но нагулявшим жирок от спокойной жизни. Хотя это только иллюзия. Размеры машины остались прежними. А некоторая округлость, и как следствие улучшение аэродинамики, пошло Mitsubishi Outlander только на пользу — уменьшились шумы, стал скромнее аппетит.
Автомобиль Mitsubishi Outlander после обновления стал ещё солиднее
Переходим к салону
Дизайнеры Nissan постарались на славу. Качество материалов, по сравнению с предыдущей модификацией, явно улучшилось. Блоки навигации и мультимедиа теперь располагаются в центральной консоли. Весьма информативен экран, который вольготно расположился между спидометром и тахометром. Там даже отражается схема распределения тяги между осями. Эргономика на высоте. А управлять магнитолой, да и много чем ещё, можно прямо с руля. И удобно, и от дороги отвлекаться не надо. Магнитола кстати обзавелась продвинутым семидюймовым экраном.
Дизайнеры Nissan Qashqai превзошли самих себя
Nissan Qashqai оснащён комплексом активной безопасности. В него входит аж семь систем. Вот только как это всё будет работать в России — большой вопрос. Разметка у нас зачастую отсутствует или нанесена неправильно, а от мажора или обнаглевшего «государственного мужа» не спасёт никакой мониторинг слепых зон. Хотя, пусть будут, может ещё пригодятся.
Будущие владельцы Nissan Qashqai несомненно оценят прозрачную крышу. Люки нравятся не всем, так что такое решение можно только приветствовать. Сиденья удобные, боковая поддержка нормальная. Диапазон регулировок тоже не вызывает особых нареканий. Дизайнеры Ниссан — вы молодцы! При выборе Ниссан Кашкай или Мицубиси Аутлендер ваши усилия несомненно оценят.
Внутреннее содержание Mitsubishi Outlander полностью соответствует внешнему виду. Никаких весёленьких расцветок, никакого гламура. Тёмный кожаный салон смотрится даже немного мрачновато. Но солидно! Вот этого не отнимешь. Передняя лаковая панель прямо-таки образец лаконичности. Россыпь кнопок вполне заменяет многофункциональный экран, на отдельный тумблер вынесена только «аварийка». Хотя электронных систем здесь не меньше, чем в автомобиле от Ниссан. Строгость — вот лейтмотив салона Mitsubishi Outlander.
Салон автомобиля Mitsubishi Outlander лаконичен и комфортабелен
Диапазон регулировок переднего сиденья будет достаточен даже для баскетболиста. Руль теперь регулируется и по высоте, и по вылету. Что у Mitsubishi Outlander в достатке, так это простора. Удобно не только водителю, пассажиры на заднем ряду сидений тоже не будут чувствовать себя бедными родственниками. Большой багажник, вкупе с удобной системой складывания задних сидений, позволит перевозить весьма габаритные грузы. У инженеров Мицубиси получился отличный универсальный автомобиль.
Силовые агрегаты и трансмиссия
Для Nissan Qashqai доступно три двигателя. Самый «заводной» из них — 115-сильный турбированный мотор объёмом 1,2 литра. Двухлитровый вариант многим знаком ещё по моделям Рено и не представляет собой ничего особенного. Так как эта модель Ниссан активно продаётся в Европе, есть и дизельный силовой агрегат. Выдаёт он 130 «лошадок» при 1,6 литрах объёма. Что касается трансмиссии, то выбирать придётся между шестиступенчатой МКПП и вариатором.
Марка автомобиля: | Nissan Qashqai | Mitsubishi Outlander |
Страна производитель: | Япония (производится в Великобритании) | Япония |
Тип кузова: | внедорожник | внедорожник |
Число мест: | 5 | 5 |
Число дверей: | 5 | 5 |
Объём двигателя, куб. см: | 1997 | 1998 |
Мощность, л. с./об. мин.: | 141/6000 | 147/6000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 180 | 180 |
Разгон до 100 км/ч, с: | 11,7 | 12,3 |
Тип привода: | полный | полный |
КПП: | вариатор | вариатор |
Тип топлива: | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 |
Расход на 100 км: | город 10,7; шоссе 6,8; смешанный цикл 8,2 | город 10,6; трасса 7,0, смешанный цикл 8,3 |
Длина, мм: | 4541 | 4665 |
Ширина, мм: | 1780 | 1800 |
Высота, мм: | 1644 | 1680 |
Клиренс, мм: | 200 | 215 |
Размер шин: | 215/60R17 | 215/70 R16 |
Снаряженная масса, кг: | 1650 | 1569 |
Полная масса, кг: | 2215 | 2070 |
Объём топливного бака: | 65 | 60 |
Mitsubishi Outlander оснащён более мощными бензиновыми двигателями. Самый слабый из них выдаёт «на-гора» 146 лошадиных сил (объём 2 литра). Любителям «чего помощнее» доступен 2,4-литровый мотор (167 л. с.). А вот выбрать коробку передач не получится — только вариатор. Мощность хороший довод в споре о том, что лучше — Кашкай или Аутлендер.
Ездовые качества
Всё-таки Qashqai больше городской автомобиль. Здесь он хорош. Вариатор нового поколения позволяет не отстать от других авто на светофоре, амортизаторы легко «проглатывают» дорожные неровности. Впрочем, и на трассе Ниссан показал себя совсем неплохо. В этом ему помогает отлично настроенное рулевое управление. А вот что касается бездорожья… До дачи по просёлку Qashqai, конечно, доедет, но это всё. Хотя большего от него никто и не требует. Всё-таки это «паркетник», а не полноценный внедорожник.
Mitsubishi Outlander ни в чём не отстаёт от конкурента. Хорошо настроенное рулевое управление уверенно держит дорогу, модернизированная (и усиленная) подвеска не боится кочек и ухабов. А вот по внедорожным качествам Outlander явно опережает Кашкай, сказывается большая мощность и богатство регулировок привода.
Итак, Nissan Qashqai отличается:
- удачной внешностью;
- весёлым современным салоном;
- хорошим выбором двигателей;
- модернизированным вариатором.
Тест-драйв автомобиля Nissan Qashqai:
А Mitsubishi Outlander может похвастаться:
- строгими линиями корпуса;
- лаконичным, но качественным салоном;
- мощными двигателями;
- неплохими внедорожными способностями.
Тест-драйв автомобиля Mitsubishi Outlander:
Подведём итоги
Перед нами стояла задача не только сравнить Аутлендер и Кашкай, но и помочь потенциальным покупателям в выборе одного из них. Обе модели показали себя очень достойно. Оба автомобиля будут хорошей покупкой. Однако, по нашему мнению, активным молодым горожанам (или женщинам) больше подойдёт Ниссан. А солидные, деловые, обладающие хозяйственной жилкой мужчины — клиенты Мицубиси.
В нашей стране сегмент кроссоверов постоянно растет. Любовь россиян к кроссоверам легко объяснить: «вечные» проблемы с дорогами, зимы с обильными снегопадами, неочищенные дворы и проезды. Приобрести полноценный внедорожник среднестатистическому жителю России не всегда доступно из-за существенной цены, дорогого обслуживания. Поэтому кроссоверы, именуемые в народе — «паркетники», намного больше пользуются спросом. Они обладают почти всеми плюсами внедорожников в виде высокого клиренса, полного привода, но при этом более адаптированы к городской жизни. Классическими примерами народных любимцев являются Nissan Qashqai и Mitsubishi Outlander.
Nissan Qashqai – твоя свобода, твой ход
Компактный кроссовер, запущенный в производство в 2006 году. Техническое оснащение Nissan Qashqai предполагает линейку двигателей от 1,2 л (115 л.с.) до 2,0 л (144 л.с.). Трансмиссия может быть как механической, так и автоматической (вариатор).
Различные опции в виде системы кругового обзора, интеллектуальной системы полного привода All-mode 4*4-1 или светодиодных Bi-Led фар подчеркивают технологичность модели. Интеллектуальные системы контроля движения сзади, контроля рядности движения и контроля «слепых» зон – все это реальные помощники городского жителя.
Владельцы данных автомобилей выделяют хорошую шумоизоляцию, отличную оптику, мягкий пластик в отделке салона, энергоемкую подвеску, вместительный салон и довольно низкий расход топлива. Экстерьер Qashqai оригинален – автомобиль имеет агрессивную внешность, смотрится современно и стильно.
Mitsubishi Outlander – комфорт и технологичность
Небольшой кроссовер, выпускаемый японской корпорацией с 2001 года. Техническое оснащение Mitsubishi Outlander предполагает три варианта двигателей: 2.0 л, 2,4 л, 3,0 л. Мощность агрегата составляет 146 л.с., 167 л.с. и 230 л.с. соответственно.
Трансмиссия представлена механической коробкой передач или автоматической (вариатор). Тормозная система поддерживается системами Brake Assist, ABS, EBD. Подвеска наделена улучшенными задними амортизаторами, автомобиль отлично «проглатывает» неровности дороги. Mitsubishi Outlander – в топе самых безопасных автомобилей в своем классе.
Обладатели Mitsuibishi Outlander выделяют хорошую обзорность в автомобиле, приятный дизайн и оформление салона, несмотря на простой пластик, отличная управляемость, хорошие прогнозируемые тормоза.
Схожесть и различие городских внедорожников
Если сравнивать среднюю цену схожих комплектаций Mitsubishi Outlander и Nissan Qashqai, то последний обойдется чуть дешевле, разница составит около 150 000 рублей. При этом Nissan более экономичен, средний расход на 100 км составляет 6,9 л, тогда как у Mitsubishi – 7,3 л. Зато заправлять Митсу можно 92-м бензином, тогда как Nissan рекомендует заливать 95-й бензин. Mitsubishi более мощный автомобиль, достигающий быстрого разгона на трассе.
Багажник больше у Outlander – 591 л против 430 л у Qashqai. Высота дорожного просвета (клиренс) составляет 215 мм у Mitsubishi и 200 мм – у Nissan.
Преимущества Nissan Qashqai:
- Современный стильный салон.
- Привлекательная наружность.
- Достойный выбор движков.
- Багажник меньше, чем у конкурента, но удобней.
- Улучшенный вариатор.
К слабым местам Nissan Qashqai можно отнести:
- Достаточно жесткая подвеска.
- Быстрый износ рулевой рейки при агрессивной езде.
- Обогрев салона зимой неравномерный.
- Малый срок службы ступичных подшипников.
Достоинства Mitsubishi Outlander:
- Больше похож на внедорожник.
- Представительные линии корпуса.
- Сильный движок.
- Усиленная подвеска.
- Просторный салон.
Недостатки Mitsubishi Outlander:
- Шумоизоляция салона оставляет желать лучшего.
- Потребляет топлива больше, чем заявлено производителем.
- Некачественная аудиосистема.
- Простой грубый пластик в отделке салона.
В целом, по техническим параметрам обе модели близки друг к другу: установлены одинаковые вариаторы без понижающей передачи и схожие двигатели, максимальная скорость и типы полных приводов совпадают. Геометрические параметры близки (Mitsubishi чуть длиннее), вес почти одинаков. Но по внедорожным качествам в споре двух японских «паркетников» побеждает Outlander: наличие регулировок привода, усиленная подвеска, больший клиренс и отличная мощность. Qashqai — идеален в городе: экономичен, компактен и красив. А вот по лесным дорогам на нем особо не разъездишься.
Поэтому как ответить на вопрос: какую машину выбрать, решает сам потребитель. Сесть в автомобиль и проехать на нем несколько километров в городе и на трассе, прислушаться к своим ощущениям – лучший способ правильно выбрать автомобиль.
Кто выбирает Nissan Qashqai и кому подходит Mitsubishi Outlander
Чтобы определиться какой автомобиль выбрать, надо прежде всего понять, зачем и для чего он вам нужен. Если большая часть ваших поездок – перемещения по городу или поездки загород по относительно хорошим трассам и проездам, вы не обладаете дополнительными средствами на обслуживание автомобиля, вам важна сумма транспортного налога и расход, тогда выбор очевиден – Nissan Qashqai.
Если вам нужен более мощный автомобиль для перемещения по городу и загородным поездкам, вам нужен «истинный японец» (есть вероятность найти японскую сборку) и более представительный вид автомобиля – то выбирайте Mitsubishi Outlander.
Согласно приведенной статистике в ряде информационных изданий, основными владельцами Nissan Qashqai являются молодые активные городские жители, часто девушки. Тогда как Mitsubishi Outlander выбирают солидные мужчины, которые любят «погонять», не боятся агрессивной езды и любят испытать свой автомобиль на непростых трассах.
Выбирайте автомобиль с умом и в соответствии с личными предпочтениями.
Испытываем на прочность вариаторы. Участники нашего сравнительного теста — полноприводные кроссоверы Mitsubishi Outlander, Subaru Forester, Nissan Qashqai и — вне зачета — моноприводная Toyota RAV4.
Subaru > Forester
Nissan > Qashqai
Mitsubishi > Outlander
вариаторы
Они перегреваются на высокой скорости и нежизнеспособны вне ровного асфальта! Они отказывают даже при некритических нагрузках!
Слухи о сомнительной надежности бесступенчатых трансмиссий (СVT) появляются едва ли не быстрее, чем выходит в свет очередная новая модель с вариатором. Причем рождаются они чаще вокруг полноприводных кроссоверов, трансмиссии которых наиболее нагружены и зачастую работают на пределе возможностей — прежде всего на пересеченной местности. И слухи эти не лишены оснований: есть проблемы! Как показывает практика, случаются они и в менее обидных ситуациях — даже на городском асфальте.
Вот почему мы свели в разноплановых испытаниях три полноприводных кроссовера — новый «Ниссан-Кашкай» с модернизированной трансмиссией последнего поколения, «Субару-Форестер» и обновленный «Мицубиси-Аутлендер». А вне зачета в наших тестах участвовала моноприводная «Тойота-RAV4». Теперь можно купить и такую, причем именно с вариатором.
ТЕСТ «АВТОСТРАДА»
Разговоры о том, что бесступенчатые трансмиссии перегреваются на высоких скоростях, многие слышали неоднократно. Испытатели «За рулем» знают об этом по собственному опыту: перегрев трансмиссии «Аутлендера» в прошлогоднем тесте (ЗР, 2013, № 7) как раз и подтолкнул к идее затеять эти испытания. Причем на этот раз мы взяли обновленный «Аутлендер», которому производитель вернул радиатор вариатора (по нашему настоянию — см. ЗР, 2014, № 8). Понятно, что радиатор должен обеспечивать оптимальный температурный режим узла и оберегать его от перегрева. Помогло ли?
Проверяли автомобили режимом, близким к предельному и характерному скорее для безлимитных немецких автобанов. У нас так мало кто ездит, да и негде так ездить, — но нам важна чистота эксперимента! По скоростному кольцу полигона мы проехали 250 км со средней скоростью около 170 км/ч. Если вариаторы выдержат такой темп, то за их здоровье в обычных условиях эксплуатации можно не беспокоиться.
Наматывая круг за кругом, внимательно следим за поведением машин. И… не находим ничего интересного. Ни один автомобиль не выказал даже намека на перегрев трансмиссии — все отработали без малейших нареканий. Так что победителя в этом тесте нет. Но куда важнее, что нет и побежденных! Итак, вживленный в «Аутлендер» радиатор вариатора в данных условиях со своей задачей справляется блестяще.
1. За трансмиссию обновленного в этом году «Аутлендера» можно не волноваться: высокие скорости она выдержит.
2. «Форестер» с 241‑сильным мотором, естественно, способен ехать быстрее соперников, но никаких признаков перегрева трансмиссии мы не обнаружили.
3. «Кашкай» тоже без нареканий прошел скоростной тест.
4. Переднеприводная «Тойота» успешно прошла скоростной тест в том же режиме, что и полноприводные соперники.
ТЕСТ «БОРДЮР»
Этот тест оказался для машин самым тяжелым. Высота препятствия — 185 мм (это еще не самый высокий бордюр среди тех, которые водители готовы штурмовать). Задача: подняться на него передними, а затем и задними колесами, поставив машину под прямым углом к «тротуару». Затем нужно повторить упражнение, но уже задним ходом. Заезжать следует, конечно же, внатяг, ведь даже самые ярые покорители тротуаров не осмелятся наскакивать на такой высокий бордюр с разгона.
Двигаясь вперед, «Субару» преодолел препятствие без напряжения. А заехать на бордюр задом отказался. Причем электроника, оберегая трансмиссию, просто не дает колесам прокручиваться, а двигателю запрещает набирать обороты. Как же так? В городе-то можно отказаться от такого штурма и развернуться на сто восемьдесят, а если подобная «засада» случится на бездорожье? Всё, задним ходом — никак?
Точно так же повел себя и «Мицубиси». Причем заехать на бордюр задним ходом отказался даже после включения режима Lock, жестко блокирующего муфту привода задних колес.
А затем фотограф вдруг попросил заехать на бордюр еще раз — вновь передним ходом. «Аутлендер» уверенно перепрыгнул бордюр передними колесами, а задними — отказался, хотя на панели приборов не вспыхнула ни одна аварийная лампа. Просто двигатель не раскручивался свыше 1200 об/мин, а колеса стояли на месте. Решили переждать минут десять. И угадали: машина с остывшей трансмиссией, как и в первый раз, перепрыгнула преграду и задними колесами.
«Кашкай» оказался самым стойким. Двигаясь вперед, он легко миновал бордюр и передними, и задними колесами — и так же уверенно пошел назад. Но, преодолев препятствие задними колесами, «Кашкай» встал. Дальше пороху не хватило: передние колеса не крутятся, двигатель отказывается набирать обороты. Тем не менее по числу выполненных с первого раза упражнений «Кашкай» в этом тесте лидер. «Мицубиси» и «Субару» поделили второе и третье места.
Напустили на бордюр и моноприводную «Тойоту». Немного покрутив колесами, она отказалась преодолевать его как передним, так и задним ходом. Логично — и для переднеприводной машины ничуть не стыдно.
5. «Мицубиси» без заминок миновал препятствие передним ходом, но задним ходом преодолеть его не смог.
6. Двигаясь вперед, «Субару» легко взял 185‑миллиметровый бордюр, а назад ехать отказался.
7. Победителем теста стал «Кашкай». Он заехал на препятствие даже задним ходом — правда, лишь задними колесами.
8. Переднеприводной «Тойоте» такие препятствия не по плечу.
ТЕСТ «ОБГОН»
На высоких скоростях перегреть вариаторы нам не удалось. Попробуем сделать это в переходных режимах, имитируя частые обгоны?
Делаем несколько ускорений подряд в режиме «педаль в пол» — с 60 до 100 км/ч и с 80 до 120 км/ч. Ни один автомобиль не проявил признаков недовольства: время разгона меняется в пределах погрешности.
Усложняем задачу. После достижения 100 и 120 км/ч — резкое торможение до 60 и 80 км/ч соответственно. И сразу — новое ускорение, вновь в режиме «педаль в пол». Лишь после такого издевательства нам удалось уловить некую задумчивость. После резкого нажатия педали газа двигатели поначалу не набирают более 2500 об/мин и придерживают автомобиль на несколько мгновений. Что такое эти мгновения? Для «Мицубиси» и «Тойоты» — 0,2–0,3 с, в обычной эксплуатации совершенно незаметные. «Ниссан» проигрывал сам себе 0,8–1,0 с. Но и это владелец вряд ли почувствует «в быту». Тем более что получили мы эти данные в почти гоночном режиме — с резкими разгонами и торможениями.
Тем не менее первое место по формальным признакам отдаем «Субару», второе — «Мицубиси», третье — «Ниссану». А внезачетная «Тойота» в этом тесте выступила не хуже ставшего вторым «Мицубиси».
ТЕСТ «ПОДЪЕМ»
Сухой проселок машины проходят спокойно. Залезли мы сюда в основном для того, чтобы испытать машины на крутом, но сухом грунтово-песчаном подъеме. Автомобили не соревновались в скорости — слишком разные двигатели. Задача испытателей предельно проста: несколько раз подняться и оценить поведение трансмиссий. На всех машинах использовали максимум их возможностей: в «Ниссане» выбрали режим Lock, в «Мицубиси» нажали кнопку 4WD, в «Субару» — X-Mode.
Все полноприводные машины заезжали в горку уверенно, без капризов, а значит, ни проигравших, ни победителя снова нет. Никаких признаков излишнего напряжения или перегрева трансмиссий мы не обнаружили.
Переднеприводная «Тойота» в эту горку не заехала — не хватило «зацепа»: обуй мы ее в более зубастые шины, она преодолела бы подъем, но с полноприводниками ей здесь все равно не тягаться.
Наверное, утюжа участок часами, можно добиться недовольства вариаторов. Но представить себе такую необходимость для кроссоверов в реальной жизни сложно. Итак, вновь ничья.
1. «Аутлендер» с честью выдержал тест «Обгон».
2. «Субару» — победитель теста «Обгон»: преодолел все испытания без малейших нареканий.
3. Самая большая задержка в работе вариатора после серии «гоночных» разгонов и торможений — у «Ниссана», но и она оказалась мизерной.
4. Задумчивость вариатора «Тойоты» после нескольких издевательских разгонов и торможений минимальна.
5. «Аутлендер» прошел тест «Подъем» без замечаний.
6. Возможности двигателя и трансмиссии «Форестера» таковы, что крутой подъем можно преодолеть практически без разгона.
7. Признаков недовольства трансмиссии «Ниссана» на сухом проселке с крутыми подъемами и спусками мы не выявили.
8. Переднеприводная «Тойота» подъем не взяла, но имела на это полное право.
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ
Для изменения передаточного отношения в вариаторе используют многозвенный стальной ремень, связывающий между собой два раздвижных шкива с коническими поверхностями. Ремень состоит из множества пластин, скрепленных стальными лентами. С коническими шкивами он контактирует боковыми поверхностями пластин, на которых есть мелкие, едва заметные диагональные насечки, улучшающие сцепление. Одновременное сближение и расхождение конусов ведущего и ведомого шкивов меняет радиусы, по которым движется ремень. Соответственно изменяется передаточное отношение. Это происходит постоянно, в зависимости от режимов движения. Поэтому так называемые передачи у вариатора — виртуальные. В состав вариатора входит механизм выбора направления движения, две пары конусов со стальным ремнем, редуктор, главная передача с дифференциалом, блоки управления.
На «Мицубиси-Аутлендер» (работа его вариатора показана на схемах) установлен самый распространенный вариатор — «Джатко-JF011E». Крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор (аналогичный тем, что в автоматических коробках передач) к механизму выбора направления движения, в котором стоит планетарная передача и два набора прижимных дисков — фрикционов. В зависимости от направления движения (вперед или назад) блок управления подает команду на сжатие одного из пакетов дисков. Далее через ремень момент подается на понижающую передачу. С нее — на главную пару и к ведущим колесам.
В режиме «нейтраль» — N — оба пакета дисков механизма смены направления движения распущены. Эпицикл планетарной передачи свободно вращается вместе с ведущим валом вариатора — момент к ведущему шкиву не передается.
В режиме стоянки — P — ситуация аналогичная, только задействован и механизм блокировки, фиксатор которого входит в зацепление с зубчатым венцом ведомого шкива.
При переводе селектора в положение D один из пакетов дисков сжимается, соединяя эпицикл с солнечной шестерней, установленной на ведущем шкиве, между конусами которого зажат ремень. Далее момент через ремень передается на ведомый шкив, с него на понижающий редуктор, главную передачу — и к колесам.
Для движения задним ходом (R) передний пакет дисков разжимается, а задний соответственно сжимается. Водило, на осях которого сателлиты, останавливается. Момент с ведущего вала идет на эпицикл, а с него на сателлит. Солнечная шестерня, связанная с сателлитом, из-за остановки водила вращается в противоположную сторону. При движении задним ходом радиусы шкивов остаются в начальном положении. За этим следит блок управления.
1. В этом году на обновленный «Аутлендер» вернули радиатор вариатора. И правильно сделали!
2. У вариатора «Форестера» нет радиатора. Однако перегреть трансмиссию нам не удалось.
3. На «Кашкае» радиатор вариатора есть.
4. Радиатор вариатора на RAV4 совмещен с радиатором системы охлаждения.
На «Субару-Форестер» другой вариатор — собственной конструкции. На машины с атмосферными двигателями устанавливают модель TR580, а в пару моторам с турбонаддувом — TR690. Принципиальное отличие от вариатора «Джатко» — другая конструкция ремня (производится немецкой фирмой «Лук»). Он тоже передает усилие торцевыми поверхностями, но не пластин, а штифтов, связывающих между собой звенья ремня.
Момент от двигателя передается через гидротрансформатор, понижающий редуктор (в нем же расположена предохранительная муфта), ведущий шкив, ремень, ведомый шкив, второй понижающий редуктор, механизм смены направления движения, ведомый вал. Предохранительная муфта между первым понижающим редуктором и ведущим шкивом разомкнута при пуске двигателя, пока не работает масляный насос. Как только давление поднимется, муфта блокируется. Это сделано для защиты ремня от проскальзывания в момент скачков нагрузки при пуске двигателя.
На автомобилях с системой «старт- стоп», когда двигатель глохнет на остановках, первичный вал вариатора не вращается, соответственно не работает и его масляный насос — давление в системе низкое. Чтобы при очередном пуске мотора оно было достаточно высоким, вариатор оснащен дополнительным подкачивающим электрическим насосом.
Схема передачи момента от двигателя аналогична джатковской, но есть некоторые кинематические особенности. Понижающий редуктор по компоновочным соображениям разделен на два механизма — до цепи и после нее. Механизм смены направления движения и перевода в «нейтраль» расположен после шкивов, поэтому они вместе с цепью вращаются всегда при заведенном двигателе. Главная передача — коническая гипоидная, в отдельном картере со своей системой смазки.
Вариаторы для «Тойоты» изготавливает фирма «Айсин». Конструктивно они аналогичны вариаторам «Джатко». Ремень тоже состоит из пластин, связанных стальными лентами.
На «Ниссанах» стоят вариаторы «Джатко». Новый «Кашкай» получил усовершенствованную модель на базе JF011E. Изменены все узлы, даже трансмиссионная жидкость другая. Расширен диапазон передаточных чисел, применен иной алгоритм управления.
ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ
Выявить однозначного победителя по сумме четырех тестов не удалось. Вроде бы «Ниссан», у которого, напомним, самая последняя версия вариатора (этот агрегат скоро пропишется и на других моделях японской марки), набрал на пол-очка больше, чем «Субару». Но посовещавшись, мы решили разделить между этими автомобилями первое и второе места. Ведь проигранные «Ниссаном» при интенсивных ускорениях доли секунды вполне компенсируются хорошими результатами в тесте «Бордюр». «Мицубиси» же отстал от соперников совсем чуть-чуть. В целом все машины показали себя очень неплохо и помогли развеять некоторые мифы о нежизнеспособности вариаторов. В обычной, повседневной эксплуатации бесступенчатые трансмиссии не доставят хлопот. Конечно, если помнить простые истины: кроссоверы, тем более с бесступенчатой трансмиссией, — совсем не внедорожники! Это городские и трассовые автомобили, позволяющие время от времени преодолевать не очень сложные препятствия. А уж моноприводный и вовсе честнее называть универсалом с увеличенным дорожным просветом.
Убить бесступенчатую трансмиссию непросто. Мудрая электроника защитит машину от водителя, переоценивающего ее и свои способности. Вот дожили-то! Но со многими нынешними водителями по-другому, вероятно, и нельзя.
«Ниссан-Кашкай» — 1-2-е места
«Субару-Форестер» — 1-2-е места
«Мицубиси-Аутлендер» — 3-е место