Запрет на использование ксеноновых фар в Республике Казахстан вступил в законную силу с 15 октября 2010 года.

По странному совпадению запрещение газоразрядных источников света (таково официальное название ксеноновых фар), установленных на автотранспортных средствах, последовало почти сразу же после появления в «Караване» статьи «Водителей слепят ксеноном, но дорожной полиции на это наплевать» (№ 41 от 8 октября 2010 г.).

Видимо, таким образом власти решили показать, что им все-таки не наплевать на проблемы сограждан.

Кстати, «Караван» впервые поднял эту проблему еще год назад в статье «Пофарим» ксенону» (№ 41 от 9 октября 2009 г.). Получается, чтобы принять решение, сохраняющее зрение тысяч автолюбителей и предотвращающее сотни ДТП, полицейским понадобился почти год.

Впрочем, по словам сотрудников дорожной полиции, главной причиной запрета ксеноновых фар стала… приближающаяся зима! Зимой, мол, световой день становится короче, и автолюбителям приходится гораздо большее время использовать фары. А если они ксеноновые, то, значит, будут больше слепить встречных водителей, создавая аварийные ситуации. Газоразрядные фары в три раза мощнее обычных «галогенок», соответственно, и слепят они в три раза сильнее.

Владельцам автомобилей, оборудованных подобными световыми приборами на заводе-изготовителе, переживать не следует: на них запрет не распространяется.

Это коснется лишь автолюбителей, самовольно установивших такие фары на свои машины. За подобное нарушение им грозит не только штраф в размере 15 МРП, но и запрет на эксплуатацию автомобиля! Сотрудники полиции имеют право снять номер с авто нарушителя и потребовать заменить самовольно установленные ксеноновые фары на обычные.

Здравствуйте! Последние дни все больше слухов ходит о том что ксенон запретили и будут штрафовать, но в официальных источниках никакой информации найти не могу. Проясните пожалуйста вопрос можно ли использовать ксенон в фарах или пора ставить галоген? По каким критериям будет разделяться кому можно ездить с ксеноном а кому нет? У меня установлены специальные линзованные фары под ксенон (маркировка HC/HR) — могу ли я и дальше пользоваться ксеноном?

Ответ: В соответствии с п.7.16 Приложения к ПДД пунктом 27 Приказа МВД №87 "Об утверждении инструкции по организации подразделениями дорожной полиции органов внутренних дел контроля за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств" и пункта 4.3 СТ РК 1418-2005 «Автотранспортные средства. Переоборудование. Общие положения и технические требования". Самовольная замена штатных галогенных фар владельцами автомобилей на газоразрядные (ксеноновые) или установка в штатные фары газоразрядных источников света не допускается. Согласно п. 4.3 СТ РК 1418-2005 переоборудование, которое приводит к изменению разрешенной максимальной массы базового АТС, ее распределения по осям, модели двигателя, его веса, мощности, систем питания и подачи топлива, колесной базы или колесной формулы, тормозного, рулевого управления и трансмиссии, внешних осветительных приборов, допускается проводить при соблюдении следующих условий: — наличия разрешений предприятий-изготовителей базового АТС на соответствующий вид переоборудования; — наличия индивидуального разрешения государственного уполномоченного органа; — наличия нормативной документации, утвержденной в установленном порядке в Республике Казахстан. Другими словами, в случае, если заводом-изготовителем для данной модели автотранспортного средства не предусмотрена установка газоразрядных фар (некоторые модели автомобилей в различных исполнениях могут быть оснащены, как галогенными фарами, так и газоразрядными), то установка газоразрядных фар или источников света в штатные фары будет являться переоборудованием, и должно производиться с соблюдением установленных в Казахстане требований. Для сведения, специализированными фарами под газоразрядные лампы (ксеноновые) являются фары имеющие буквы DC, DR или DCR в маркировке (в зависимости от типа огней).

Водителю из Темиртау удалось отменить штраф за ксенон, выписанный инспектором.

27 октября инспектор Б. Терликпаев остановил водителя Жана Ботанова, председателя «Общественного Союза Автомобилистов», назвав причиной остановки – ксенон. И выписал штраф в 21 195 тенге за то, что якобы цвет и режим внешних световых приборов автомобиля не соответствует стандартам.
Жан Ботанов с этим взысканием не согласился и обратился в суд. Как инспектор на глаз смог определить, что цвет и режим внешних световых приборов не соответствует стандартам, притом, что водитель ехал без включенных световых приборов? Разве полицейский является техническим экспертом, который может по ходу движения автомашины определить техническую характеристику фар, даже если они выключены?
К тому же, старший госавтоинспектор ОДП УВД Темиртау В. Ганин, выступавший на суде в качестве специалиста, подтвердил, что автомобиль, которым управлял Жан Ботанов прошел технический осмотр и допущен к эксплуатации. То есть, если бы на машине были установлены фары, цвет и режим которых не соответствует стандартам, то машина бы попросту не прошла технический осмотр. А если она допущена к эксплуатации, значит, все в ней соответствует нужным требованиям.
Суд отменил постановление инспектора дорожной полиции Б. Терликпаева, и удовлетворил жалобу Жана Ботанова. Вот как сам Жан Ботанов комментирует судебное заседание:

«Если ваша машина не прошла обязательный технический осмотр и, следственно, не соответствует ГОСТу, то это и будет доказательством. Это в КоАП РК называется «Управление транспортным средством, переоборудованным без соответствующего разрешения». Но если вы прошли технический осмотр, где были произведены все замеры на специальном оборудовании и вам выдан документ о соответствии ваших световых приборов требованиям, то на что уповают инспектора, доказывая обратное? Только на ваши признательные показания! Поэтому водителям надо знать, что в действующем законодательстве РК такой статьи как «ксенон» не существует!».


В Казахстане запрещена эксплуатация автомобилей с самовольно установленными ксеноновыми лампами фар. Об этом сообщается в ответе председателя Комитета дорожной полиции МВД РК Кайрата Тыныбекова на вопросы посетителей его блога, передает агентство.

Житель Караганды сообщил о том, что у них в городе "существуют специализированные фирмы по установке и настройке ксенона, которые дают заключение о том, что установленные лампы и их корректировка соответствуют нормам и правилам", и спрашивает, можно ли при наличии этого документа управлять автомобилем.Как сообщается в ответе, "к переоборудованию (изменение конструкции) транспортных средств относится исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией транспортного средства составных частей и предметов оборудования, в результате которых изменяются их свойства, параметры и технические характеристики, заданные предприятием-изготовителем, влияющие на безопасность дорожного движения".

В виду того что предприятием-изготовителем Ваш автомобиль не оснащен ксеноновыми лампами и фарами к ним, их установка будет являться переоборудованием

"В виду того что предприятием-изготовителем Ваш автомобиль не оснащен ксеноновыми лампами и фарами к ним, их установка будет являться переоборудованием. Согласно Правилам дорожного движения РК, запрещается эксплуатация транспортных средств, переоборудованных без разрешения дорожной полиции", — говорится в ответе главы комитета дорожной полиции.Кроме того, другой посетитель блога спрашивает, допустима ли эксплуатация автомобиля, снятого с производства в 1996 году, на который были установлены фары нового поколения с ксеноновыми лампами."В соответствии с ПДД РК на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей транспортных средств. Установка же фар типа "ксенон" зависит от требований заводов-изготовителей к конструкции транспортного средства, так как в соответствии с пунктом 3.1 ПДД РК эксплуатация транспортных средств запрещается, если количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства", — говорится в ответе.

"Соответственно, если ксеноновые лампы не предусмотрены заводом-изготовителем вашего автомобиля, инспектор дорожной полиции вправе наложить на вас административное взыскание", — отмечено в ответе главы Комитета дорожной полиции.

Как сообщалось ранее, в начале октября газета "Караван" писала о том, что дорожная полиция Казахстана игнорирует факты самовольной установки ксеноновых ламп и не принимает мер по борьбе с водителями, устанавливающими их незаконно. "В России "левый" ксенон запретили еще прошлой весной и строго следят за исполнением закона. А в Казахстане синие фары продолжают слепить водителей и провоцировать ДТП! Однако руководство Комитета дорожной полиции это, видимо, не слишком волнует", — отмечает газета.Как сообщает издание, в России инициатором решительного запрета ксеноновых фар выступило руководство ГИБДД МВД. Причем владельцы автомобилей, на которые такие фары были установлены на заводе-изготовителе, могут не беспокоиться: это касается лишь автовладельцев, решивших провести самостоятельный тюнинг, не предусмотренный конструкцией. Наказание за нарушение серьезное: лишение права управления машиной на срок от шести месяцев до одного года.Как рассказал сотрудник одной из станций техобслуживания инженер Станислав Попов, в колбу так называемой ксеноновой, или газоразрядной, лампы под большим давлением закачан инертный газ, для активизации которого внутри необходимо создать электрическое напряжение от 20 до 24 киловольт.

И в России, и у нас, в Казахстане, самые дешевые ксеноновые лампы можно приобрести долларов за 50

"И в России, и у нас, в Казахстане, самые дешевые ксеноновые лампы можно приобрести долларов за 50. Однако цена настоящей газоразрядной лампы производства Германии, Японии или Италии начинается с $300 и доходит до $1 тыс.", — проинформировал С. Попов.По его словам, как правило, дешевые — китайского происхождения. Это явно либо кустарный продукт, либо заводской брак. Предприниматели скупают неликвид по бросовой цене, а потом продают нашим автовладельцам. Причем чаще всего то, что выдают за "ксенон", — это обычные лампы накаливания со стеклом, окрашенным в синий цвет. Внутри фальшивок имеется нить накаливания, а в настоящих газоразрядных лампах ее нет. Пропускающая способность окрашенного стекла гораздо хуже, чем у обычных ламп, а нить накаливания установлена не в фокусе. Поэтому такие фары на самом деле плохо освещают дорогу, зато очень хорошо слепят других водителей."Иногда производители подделок увеличивают их мощность, что неизбежно ведет к перегоранию схем монтажных блоков, замыканию и возгоранию. Решив покрасоваться таким "ксеноном", автовладелец рискует распрощаться со своей машиной", — отмечается в статье.Кроме того, издание обратилось за комментарием к медикам. "Человеческий глаз — это уникальный орган, в котором нервная ткань вынесена на периферию", — объясняет главный врач Казахского научно-исследовательского института глазных болезней, доктор медицинских наук Марат Сулейменов.По его словам, негативное воздействие на зрение способны оказать любые лампы: и галогенные, и ксеноновые. Но так как ксеноновые светят ярче, то и ослепление длится дольше. "Что же происходит в глазу, в который попал мощный световой пучок? В темное время суток наш зрачок максимально расширен, и если в этот момент в него попадает мощный свет от фар, то он рефлекторно закрывается. Но уже поздно! Свет проходит дальше и попадает на сетчатку, прямо в манулу — область, отвечающую за остроту зрения и цветоощущение. В результате человек лишается возможности нормально видеть. А на наших перегруженных транспортом дорогах это крайне опасно", — поясняет издание.

Как отмечает газета, на самом деле самостоятельно устанавливать самопальные ксеноновые фары на автомобилях, на которых это не предусмотрено, в Казахстане тоже запрещено.

В пункте 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, к Правилам дорожного движения, ясно написано: запрещена эксплуатация автомобилей, если количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют конструкции транспортного средства.За самовольную установку ксеноновых ламп водитель может быть привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 461 Кодекса РК об административных правонарушениях (Управление транспортным средством, переоборудованным без соответствующего разрешения) и на него может быть наложен штраф в размере 15 месячных расчетных показателей (МРП), что на сегодняшний день составляет 21 195 тенге.Газета напоминает о том, что еще два года назад обращала внимание на эту проблему. "Задавали вопрос председателю Комитета дорожной полиции Кайрату Тыныбекову: почему дорожные полицейские Казахстана игнорируют факты самовольной установки ксеноновых ламп и не принимают должных мер по борьбе с водителями, устанавливающими их незаконно?" — сообщается в статье."Но за два года ситуация так и не изменилась. Самопальный "ксенон" по-прежнему бьет водителей по глазам. Может быть, именно потому, что дорожные полицейские не бьют нарушителей по кошельку?" — заключает издание.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter