Вот уже более пятидесяти лет в нашей стране существует методика сдачи практического экзамена по вождению, включающая в себя пять основных упражнений:

  1. Габаритный полукруг
  2. «Змейка»
  3. Колейная доска
  4. Медленная езда
  5. «Восьмерка»

Почему именно эти упражнения выбраны для экзамена?
Долгие годы инструкторы в мотошколах в той или иной форме натаскивают своих учеников на выполнение этих фигур, не вдаваясь в объяснения, зачем это нужно. Да и очень многие из приходящих к нам людей воспринимают экзамен в ГИБДД как бессмысленную повинность, не нужную никому. Последние пять лет мы проводили опрос среди посетителей сайта показавший, что почти 20% людей убеждены в ненужности этой методики или, как минимум, её устаревании.

Но присмотримся повнимательнее — все эти упражнения направлены на проверку жизненно важных для безопасности мотоциклиста навыков. Баланс в наклоне, его чередование, маневрирование на малой скорости в условиях дорожного движения – это те приемы, которые потребуются сразу же после выезда из гаража. Это элементарный минимум, без владения которым можно и себя убить, и других покалечить. Но первые и самые важные из всех навыков, которые потребуются на дороге,- это выдержка и самообладание. Которые, кстати, также проверяются на экзамене.

Для повышения мотивации при обучении я объясню смысл всех составных частей экзамена по вождению мотоцикла.

Начнем с габаритного полукруга.

Старт от стоп–линии.
Первое, что должен сделать человек на экзамене (да и в жизни тоже), это правильно подготовиться к поездке: одеть и застегнуть шлем, проверить работу рычагов тормоза и сцепления, фары головного света. Вспомните, как спортсмены разминают мышцы перед соревнованиями. Боксеры делают несколько боевых движений, пловцы продувают легкие. Уж точно они не проверяют исправность суставов. Они готовятся к нагрузкам, «раскачивают» тело. Причем зрителям больше заметны физические движения, а вот нервные усилия телекамера отразить не может. Чтобы справиться с волнением и правильно настроить организм, спортсмены делают привычные движения, после которых тело легко «запускается» и входит в режим движения. Адреналин уже начал выделяться, обмен веществ ускорился. Если не контролировать этот процесс, то человека просто начинает бить дрожь. Именно для борьбы с паникой, растерянностью, для тренировки самообладания, важно выполнить набор стартовых упражнений мотоциклиста: надеть шлем и проверить, как он застегнут, запустить двигатель и проверить горит ли фара, надеть перчатки, застегнуть карманы. Вы настраиваете себя на экзамен и тем самым снижаете риск ошибок. В жизни это тоже потребуется и не раз. Помните, что достаточно большая часть ДТП происходит вблизи от дома: человек либо не успевает приспособиться к управлению мотоциклом после начала движения, либо расслабляется после долгой дороги и пропускает опасность. Вообще, теме переходных режимов человеческого организма на занятиях в мотошколе уделяется достаточно много времени, поскольку важно умение правильно их преодолевать.

Водитель должен начать движение и на это ему выделяется три-четыре метра. В понятие «начать движение» я вкладываю смысл именно управляемого прямолинейного движения, а не хаотическое болтание пусть даже и внутри габаритного коридора. Первые и последние метры поездки это самая опасная дистанция! Сколько людей покалечилось, потеряв равновесие прямо на стоянке или дернув газ внутри гаража. Всё, что от вас потребуется, — это показать, насколько вы умеете контролировать мотоцикл.

Затем подается знак рукой: «поворот налево».
Конечно же, не столько для того, чтобы обозначить поворот налево, сколько для того, чтобы продемонстрировать умение двигаться с одной рукой. Дело в том, что движение с одной рукой подразумевает правильную посадку на мотоцикле, без владения которой он будет рыскать в разные стороны. Эта же правильная посадка спасет вашу шкуру в скоростных и медленных поворотах, при преодолении неровностей, при интенсивном разгоне и экстренном торможении. Посадка — это вообще основа управления мотоциклом.

Разворот внутри габаритного коридора
демонстрирует понимание разности траекторий движения колес. И пусть некоторые люди улыбнутся очевидности этого явления, но более половины из приходящих в нашу мотошколу людей действительно не подозревают, что заднее колесо «режет угол» и двигается по меньшему радиусу. Причем, чем длиннее мотоцикл, тем больше расстояние между колеями в повороте.

На финальной прямой нужно переключиться на вторую передачу и обратно, показать рукой остановку, затормозить и остановиться у стоп-линии. Переключение передач, хотя и не сложно само по себе, но требует развитой координации движений. А дополненное необходимостью показывать знак остановки (вытянутая вверх рука) и торможения, становится достаточно сложным испытанием для тех, кто путается в рычагах. Проверяется автоматизм движений и владение мотоциклом. Повторюсь, что именно правильная посадка оставляет время еще и на перегазовку при переключениях передач. 😉

Торможение перед стоп–линией проверяет ваше умение чувствовать передний габарит мотоцикла и дозировать усилие на тормозах. Французская школа обучения вождению мотоцикла, например, для этой цели использует деревянную планку, положенную на вершины конусов по бокам коридора. Её нужно сбить передним колесом, но не заехать за линию. Это будет посложнее российской простой белой черты!

«Змейка»
Демонстрирует умение чередовать баланс во время движения и согласовывать это чередование с выбранным направлением движения. Фактически, вы показываете, что умеете направлять мотоцикл, наклонять его и своевременно рулить. Самое частое практическое применение этого упражнения – маневрирование в пробках.

«Восьмерка»
Показывает умение держать баланс в наклоне и рассчитывать маневр заранее. Достаточно коварное упражнение, поскольку начав движение по кругу и единожды сбалансировав мотоцикл, затем нужно правильно выбрать нужный момент и вовремя переложить его на другую сторону. И самое трудное здесь вовсе не движение по кругу, а именно перестроение, смена направления и сохранение наклона. Стоит опоздать с выходом из первого круга, как во второй вы зайдете тоже неправильно и сшибете конусы на выходе.
В жизни это пригодится при прохождении затяжных поворотов, серпантинов, движении в многоэтажных гаражах.

Колейная доска.
Ну, это мое любимое упражнение. Здесь показывается умение поддерживать баланс без руления, работать корпусом и сохранять направление движения. Обычно, девять из десяти учащихся, даже с опытом езды на мотоцикле, выполнить его не могут. Объясняется это тем, что каждый ездящий на велосипеде человек (а таких большинство) инстинктивно стремится рулить для сохранения баланса. А вот этого-то как раз делать и нельзя. В жизни навык движения по прямой используется при преодолении переправ, проезде скользкой разметки на пешеходных переходах и преодолении длинных автомобильных заторов.

На тренировках перед сдачей на категорию «А» во многих мотошколах для сдачи «колейной доски» часто рекомендуют увеличить скорость. Я рассматриваю такой прием как великодушное послабление, некую разновидность лукавства, которое, безусловно, нужно использовать на экзамене, но не стоит им злоупотреблять в жизни. Ведь если увеличить длину "колейной доски" в несколько раз, то использование ускорения уже не спасет, вы неотвратимо начнете валиться набок. Балансируйте телом, в этом и есть смысл упражнения.

Участок медленной езды
При медленной езде проверяется координация движений человека, умение работать одновременно и раздельно газом и сцеплением, ножным тормозом и рулем. Наверное, именно это упражнение и являлось бы самым сложным, если бы не более чем гуманные нормативы в пять секунд на 15-метровую дистанцию. Если хотите себя проверить, попробуйте втрое увеличить это время. Ну, а на экзамене пользуйтесь великодушием ПДД, пока наше законодательство позволяет, поскольку цель выхода на экзамен — получение водительского удостоверения.

Подводя итоги, замечу, что российский экзамен – один из самых простых в мире. В нашей стране для сдающих на категорию «А» до сих пор нет экзамена по городской езде. В Германии, например, упражнения на площадке занимают 10-15 минут, а проверка навыков движения по улицам длится до полутора часов. В Бельгии при обучении на мотокурсах только на перекатывание за руль заглушенного мотоцикла предусмотрено 2(два!) астрономических часа. В Израиле курс подготовки занимает полгода и отсутствуют четкие критерии безопасности езды.

Как ни крути, а у нас в России с экзаменами проще. Можно выбирать мотошколу, количество занятий, можно сдавать в любом МРЭО страны. С точки зрения административного законодательства, мотоциклисты у нас находятся почти в райских условиях.

Так что смелее беритесь за обучение, пока сезон в разгаре. Обучайтесь вождению с мотоинструктором, учите и повторяйте ПДД, узнайте как помочь попавшему в беду другу до прибытия врачей. Это нужно не ГИБДД, это нужно вам и только вам.

Сдавайте экзамены по вождению мотоцикла самостоятельно, все не так сложно, как кажется. Сдача экзамена в ГИБДД является, в том числе, психологическим испытанием на выдержку и самообладание, которые очень пригодятся вам на дороге.

Глаза боятся, а руки делают.

Мотошкола Экстрадрайв, 2011 ©

P.S. А покупать права на мотоцикл за взятку — это себя не уважать. Вроде как публично признать собственную неспособность усвоить даже элементарные знания навыки. Вы уж простите, но это не "наш метод".

Большая часть учеников мотошколы успешно сдаёт экзамены.

Главная » Упражнение колейная на мотоцикле

Мотоцикл – отличное средство передвижения по городу. Свежий ветер в лицо, быстрая скорость, адреналин и свобода передвижения. Об этих вещах мечтают многие люди, особенно те, которые проживают в больших городах.

Управлять мотоциклом не просто. Даже на велосипеде в первое время ездить страшно, а мотоцикл это несколько сот килограмм стали и десятки лошадиных сил, скрытых в небольшом стальном корпусе.

Чтобы минимизировать травмоопасность на дорогах была разработана специальная программа обучения. Она состоит из различных упражнений, обучающих основам вождения. Что самое главное для езды на мотоцикле? Держать баланс. Водитель должен всегда чувствовать себя уверенно. В любой ситуации он должен держать равновесие и двигаться по безопасной траектории. От этого зависит жизнь и здоровья самого водителя и окружающих его людей.

Одно из нескольких экзаменационных упражнений по практической части призвано развивать хорошее равновесие и координацию движений у водителя мотоцикла во время движения. Называется оно колейная доска. Ниже мы более подробно поговорим об этом элементе и опишем, как он выполняется.

Колейная доска, описание и особенности

Это упражнение является составляющей частью небольшого комплекса заданий для кандидата в водители. Он должен проехать змейку, затем колейную доску и после этого начать движение с малой скоростью.

Подробнее о колейной доске. Визуально это простейшее упражнение. Кандидат в водители должен проехать небольшой отрезок по линии (колее) шириной всего двадцать пять сантиметров. При выполнении задания водителю не допускается пресекать линию.

В комплексе упражнение выглядит так. Экзаменуемый начинает движение на мотоцикле с линии Старт. Въезжая на змейку первый конус должен оказаться по левую сторону от мотоцикла. Впереди будет еще четыре конуса, которые необходимо объехать, не зацепив их. Для этого нужно уметь работать газом и рулем.

После этого экзаменуемый заезжает на колейную доску. Именно здесь нужно будет показать мастерство балансирования, и четко проехать по узкой полосе, не отклоняясь в лево или в право. Далее следует десятиметровый габаритный коридор. Его проезжают на маленькой скорости без помощи ног. То есть нельзя терять равновесия и касаться ногами земли. На линии Стоп нужно следует сделать остановку — это завершающая стадия упражнения.

К серьезным нарушениям относится отклонение от линии движения, касание ногой дороги, зацепление вешек, пересечение стоп-линии. Средним нарушением является не уложение во время отведенное на выполнение габаритного коридора, если двигатель заглохнет на старте, не включение нейтральной скорости при остановке. К незначительным нарушениям относят не выключение ближнего света.

По статистике из десяти человек девять не могут выполнить упражнение колейная доска. Причина этому банальная – навыки езды на велосипеде. Дело в том, что в подобной ситуации человек за рулем велосипеда старается балансировать при помощи руля. На мотоцикле этого делать нельзя.

Навык приобретенный от выполнения данного упражнения может пригодится в реальных ситуациях на дороге. Примером может быть преодоление длинной дистанции между автомобилей при образовании дорожного затора.

В некоторых случаях для сохранения равновесия допускается увеличивать скорость движения. Но это не самое лучшее решение. Если дистанция колеи будет достаточно протяженной, такой прием приведет к отклонению в сторону. В реальной жизни это может привести к аварийной ситуации. Единственным правильным решением является балансирование телом. Умея сохранять баланс, можно преодолеть любое расстояние.

Профессиональные инструктора в школе Мотоучеба обучат вас всем тонкостям этого упражнения. Отработав такой прием вождения на нашем мотодроме, вы с легкостью сдадите экзамен в ГИБДД. Такой навык неоднократно пригодится и в условиях оживленного городского трафика.

Эта статья — откровенный плагиат из открытых источников. Добавил ее в блог, чтобы не искать, когда опять понадобится. В ней изложены требования и правила проведения практического экзамена по вождению для получения права управлять мотоциклом.

Практический экзамен по вождению для кандидатов в водители
транспортных средств категории "А" (мотоциклы)

Практический экзамен по вождению для кандидатов в водители транспортных средств (ТС) категории "А" проводится на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа и состоит из комплекса упражнений на закрытой от движения площадке:

  1. "Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон – торможение";
  2. "Змейка", "Колейная доска", "Движение с малой скоростью";
  3. "Габаритная восьмерка".

В тех случаях, когда в виде исключения экзамен проводится на мотоцикле с боковым прицепом, выполняется одно испытательное упражнение, которое состоит из трех элементов: "Змейка" (шаг – 5 метров, ширина коридора – 5 метров), "Габаритная восьмерка" (наружный диаметр кольца – 8 метров, расстояние между центрами колец – 6,5 метров) и "Разгон-торможение".

Экзамен может проводиться одним из двух методов:
  1. Один кандидат в водители последовательно выполняет все предусмотренные комплексом упражнения;
  2. Несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно из упражнений комплекса и затем приступают к выполнению следующего.

Метод проведения экзамена и последовательность выполнения упражнений определяются экзаменатором.

Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право пробной поездки в пределах площадки продолжительностью не более двух минут. Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не учитываются и не влияют на результат экзамена.

После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена. При этом в качестве попытки сдачи практического экзамена пробная поездка не засчитывается.

Перед началом выполнения любого упражнения мотоцикл должен быть установлен в предстартовой зоне, двигатель прогрет и остановлен, рычаг коробки передач – в нейтральном положении.

Мое дополнение: где-то читал, что в случае ошибки кандидату может быть дана вторая попытка, но при том одна на все упражнения.

По команде экзаменатора вы должны:
  • занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;
  • подготовиться к движению;
  • запустить двигатель;
  • занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";
  • включить ближний свет фары;
  • по команде экзаменатора выполнить упражнение.
По окончании упражнения необходимо:
  • включить нейтральную передачу;
  • выключить свет фар;
  • заглушить двигатель;
  • слезть с мотоцикла.

Я сомневаюсь насчет света фар. Экзамен на закрытой площадке, в правилах не сказано, что на дроме тоже должен быть включен свет. Кстати, к требованиям относится наличие шлема на экзамене.

Далее, в зависимости от выбранного метода проведения экзамена:
  • установить мотоцикл в предстартовую зону следующего упражнения и включением фары проинформировать экзаменатора о готовности к выполнению очередного упражнения (я руку с рычага сцепления убирал для сигнала);
  • либо установить мотоцикл в предстартовую зону этого же упражнения и передать его следующему кандидату в водители.

Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств (о чем речь?!).

Оценка за каждое упражнение, а также итоговая оценка за практический экзамен выставляется экзаменатором по той же системе, что и для кандидатов в водители ТС категорий "В", "С" и "D".

Комплекс испытательных упражнений.
"Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон-торможение"

Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по прямой в "габаритном коридоре"; движение по траектории "габаритный полукруг"; переключение передачи с низшей на высшую и обратно; остановку перед линией "СТОП" на расстоянии не более 0,4 м; а также подачу сигналов рукой.

Упражнение начинается в стартовых воротах, где надо плавно начать движение на первой передаче и затем въехать в "габаритный коридор". Скорость движения вы выбираете самостоятельно с учетом того, чтобы мотоцикл был устойчив и в то же время, чтобы двигатель работал с разумными оборотами.

Когда мотоцикл приблизится к контрольной стойке, обозначающей половину длины коридора, вы должны будете подать сигнал левого поворота – вытянуть левую руку горизонтально в сторону (или вытянуть правую руку и согнуть ее в локте под прямым углом вверх). Сразу же после проезда контрольной стойки руку надо вернуть обратно на руль.

Далее вам предстоит проехать по "габаритному полукругу", что практически является обычным разворотом. На выходе из этого разворота вы обязаны немного разогнаться и переключиться на вторую передачу.

Приближаясь к контрольной стойке "Торможение", следует подготовиться к переключению второй передачи на первую и к последующей остановке перед линией "СТОП". Будет лучше, если вы заранее спланируете свои действия:

  • около контрольной стойки "Торможение" сбросить газ;
  • переключить вторую передачу на первую;
  • подать сигнал торможения, для чего левую (или правую) руку поднять вертикально вверх с выпрямленным локтем (удобнее поднимать правую руку, т.к. газ все равно сброшен, а сцепление при этом возможно придется выжимать, чтобы байк не заглох);
  • остановиться перед линией "СТОП" так, чтобы расстояние между линией и передним колесом получилось не более 40 см.

Типичные ошибки при выполнении упражнений "Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон-торможение"

Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:

  • Отклонился от заданной траектории движения.
  • Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
  • Коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения.
  • Не подал рукой сигнал левого поворота (разворота).
  • Остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией "СТОП" или пересек ее.

Средние ошибки – 3 штрафных балла:

  • При трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох.
  • Подал рукой сигнал левого поворота (разворота) после проезда середины "габаритного коридора".
  • Не переключил передачу с низшей на высшую или с высшей на низшую.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.

Мелкие ошибки – 1 штрафной балл:

  • Не подал рукой сигнал торможения.
  • Произвел резкое торможение (допустил блокировку колеса) перед линией "СТОП".
  • Не включил ближний свет фары.

Не понятно, почему поздно поданный сигнал поворота штрафуется больше, чем полное отсутствие сигнала остановки.

"Змейка", "Колейная доска", "Движение с малой скоростью"

Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по траектории "змейка"; движение по "колейной доске"; движение в "габаритном коридоре" с малой скоростью и остановку перед линией "СТОП".

Начинать движение от линии "СТАРТ" надо с таким расчетом, чтобы при въезде на "змейку" первый разметочный конус оказался от вас слева. Затем, грамотно работая рулем и газом, вы должны объехать оставшиеся 4 конуса и по большому радиусу въехать на "колейную доску". Здесь придется проявить мастерство удержания мотоцикла в движении по прямой линии.

Далее вас ждет "габаритный коридор" (длиной 10 м), по которому вы обязаны проехать с малой скоростью за время не менее 5 сек и при этом не коснуться поверхности площадки ногой. Задание не самое простое, поэтому перед экзаменом стоит потренироваться.

Заканчивается упражнение перед линией "СТОП", где надо будет плавно остановиться. Поскольку в этом упражнении нет конкретного указания по расстоянию, на котором вы должны остановиться перед линией, то расстояние это должно быть просто разумным.

Типичные ошибки при выполнении упражнений "Змейка", "Колейная доска", "Движение с малой скоростью"

Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:

  • Отклонился от заданной траектории движения.
  • Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
  • Коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения.
  • Пересек линию "СТОП".

Средние ошибки – 3 штрафных балла:

  • При трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох.
  • Не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре" с малой скоростью.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.

Мелкие ошибки – 1 штрафной балл:

  • Не включил ближний свет фары.
"Габаритная восьмерка"

Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах; движение по траектории "габаритная восьмерка" и остановку перед линией "СТОП".

Сначала вы должны проехать по правому кругу, затем плавно перейти на левый круг и потом остановиться перед линией "СТОП". Как и в предыдущем упражнении, расстояние, на котором надо остановиться перед линией, не указано (значит, любое разумное).

Если вы научились корректировать траекторию движения мотоцикла не только рулем, но и наклоном туловища, то это упражнение не должно вас испугать.

Есть ньюанс: это упражнение лучше отрабатывать от старта до стопа, а не нарезая круги. Иначе вы привыкните входить в первый круг на скорости, а при старте скорость ниже, могут быть проблемы. И еще: лучше держаться ближе к внешнему кругу, т.к. уйти от него поворотом руля легче и быстрее, чем выровнять мотоцикл при сильном приближении к внутреннему кругу. Причем если руление нарушится, то скорее заднее колесо пересечет внутренний круг, чем переднее — внешний.

Типичные ошибки при выполнении упражнений "Габаритная восьмерка"

Грубые ошибки – 5 штрафных баллов:

  • Отклонился от заданной траектории движения.
  • Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
  • Коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения.
  • Пересек линию "СТОП".

Средние ошибки – 3 штрафных балла:

  • При трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.

Мелкие ошибки – 1 штрафной балл:

  • Не включил ближний свет фары.

На этом испытания для мотоциклистов (водителей ТС категории "А") заканчиваются. Удачи.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям: