Одним из вопросов, которые интересует начинающих водителей, являются функциональные особенности такой детали, как катализатор. Для чего нужен этот элемент в машине, какие проблемы могут с ним возникнуть и как их решить? Катализатор (каталитический нейтрализатор) – один из элементов выхлопной системы автомобиля, он снижает долю ядовитых веществ в выхлопе.
Газ, который выходит из выхлопной трубы, содержит в себе сотни наименований опасных соединений, в том числе СО2 – углекислый газ, NO, NO2 – соединения азота с кислородом, CH – углеводород, и т. д. Они пагубно влияют на здоровье человека, большая концентрация этих ядов в воздухе может привести к возникновению опасных болезней. Катализатор Лада Калина содержит в себе благородные металлы. С их помощью токсичные элементы распадаются на безопасные для человека вещества.
Время работы катализатора в среднем 100 000 километров, но его поломка может произойти и раньше. Причиной этому могут стать неисправности в работе стартера, некачественный бензин или нарушения целостности детали вследствие езды по неровной дороге.
Когда требуется замена катализатора на Калине
При обнаружении неисправностей в работе детали компьютер выдает на информационную панель надпись «Check», которая при расшифровке показывает ошибку «Неэффективная работа катализатора». Это чревато снижением мощности двигателя (машина может не набирать скорость больше 60 км/ч) и повышенным расходом топлива. Если игнорировать проблему, однажды автомобиль может просто не завестись.
Признаки необходимости замены катализатора на Калине:
- выхлоп автомобиля приобрел черный цвет и резкий неприятный запах;
- машина стала хуже разгоняться и терять скорость при езде на подъем;
- при работе двигателя слышен скрежет и звуки ударов со стороны фильтра выхлопных газов;
- машина начала потреблять больше бензина.
Экологические нормы, установленные в Российской Федерации, не регулируют уровень допустимого содержания вредных газов в выхлопе. За счет этого у владельцев Лада Калина с поломанным катализатором есть три выхода:
- Замена старого катализатора на новый – многие СТО предлагают такую услугу, но она достаточно дорогостоящая.
- Установка альтернативных вариантов выхлопных фильтров – универсального элемента, который имеет более низкую стоимость, или пламегасителя.
- Полное удаление катализатора – к этому приравнивается установка так называемого «паука», который не фильтрует выхлоп, а выводит смог из двигателя напрямую. Из-за этого повышается уровень токсических веществ в атмосфере.
Каждая из трех представленных операций – достаточно сложный процесс, поэтому не рекомендуется самостоятельно проводить такие работы людям, не имеющим опыта решения подобных проблем. При вмешательстве без специальных инструментов и навыков можно повредить сенсоры автомобильного компьютера. Он будет постоянно выводить ошибку на панель уведомлений. Непрофессиональный ремонт только усугубит проблему, из-за чего стоимость устранения неполадок на СТО возрастет.
После замены неисправного катализатора наблюдается повышение мощности двигателя, так как смог проходит выхлопную систему беспрепятственно, что снижает нагрузку на мотор. Также сокращается расход топлива, машина заводится быстрее.
Технические особенности вставки
Установка заменителей катализатора может устранить проблему забитого выхлопного фильтра и вернуть автомобилю прежние характеристики – мощность и расход бензина. Но что представляют собой эти заменители? Такая вставка – это полая труба, которая не имеет фильтров. Она выполнена в форме катализатора и в большинстве случаев с ее установкой не возникает проблем. После монтажа вставки вместо заводского фильтра отработанных газов водители наблюдают:
- ускорение прогрева машины в холодное время года;
- авто лучше набирает скорость;
- снижается потребление топлива.
В некоторых случаях отмечается изменение громкости звука при работе автомобиля. Звук становится более «басовитый». Компьютер Лада Калина может вывести на приборную панель надпись «Check» при езде со вставкой. Для предотвращения этого используют обманку лямбда-зонда, или датчика кислорода. Этот датчик – неотъемлемая часть выхлопной системы с катализатором. Сенсор анализирует уровень содержания кислорода и вредных газов в выхлопе и передает информацию бортовому компьютеру. На основании полученных данных компьютер определяет работоспособность катализатора. Лямбда-зонд не поддается ремонту, при его поломке требуется замена детали.
Поскольку вставка не снижает уровень токсических веществ в выхлопе, лямбда-зонд будет постоянно передавать информацию о неисправности катализатора. Чтобы этого избежать, используют специальные устройства – обманки. Они бывают двух типов: механические и электронные.
Механическая обманка – бронзовая проставка определенного размера, заполненная керамической крошкой, покрытой каталитическим слоем. Отработанные газы проходят через небольшие отверстия устройства, взаимодействуя с крошкой, за счет чего концентрация СО2 снижается. Электроника анализирует изменения и посылает в компьютер информацию о нормальной работе катализатора.
Электронная обманка представляет собой высокотехнологичное устройство на базе одного процессора. Такой прибор анализирует работу системы очищения выхлопных газов и передает информацию об исправности катализатора. Электроника понимает, что фильтрация смога не происходит, но генерирует сигнал, соответствующий правильному функционированию системы.
Установка электронной обманки предполагает перепрошивку компьютера для исключения из ее кода расчетов поправок дозировки, передаваемых задним кислородным датчиком. Программа не сохраняет записей об ошибках работы катализатора в памяти компьютера.
Заменить катализатор на вставку можно во многих автосервисах. Самостоятельная замена рекомендована лишь при наличии соответствующих инструментов, навыков и опыта. Электронную обманку можно установить своими руками, но нужно хорошо понимать принципы работы компьютера и иметь необходимое программное обеспечение. В противном случае автовладелец рискует усугубить положение.
Замена катализатора на «паук»
Автомобили Лада Калина как первого, так и второго поколения на заводе комплектуются каталитическим конвертером-нейтрализатором коллекторного типа. Выполнен он в одном корпусе с приемным коллектором. В зависимости от экологического класса машины («Евро-2» или «Евро-3») имеет один или два кислородных датчика. Когда катализатор выходит из строя, возникает потребность в его замене.
Если на информационной панели высветилась надпись «Check», первым делом нужно провести компьютерную диагностику электронного блока управления. С ее помощью можно установить, действительно ли проблема заключается в неисправности системы фильтрации автомобиля или имеет место другая поломка. Когда программа подтвердит сбой в работе катализатора, необходимо его поменять – деталь не поддается ремонту. Чаще всего автолюбители отдают предпочтение варианту, предполагающему установку «паук» вместо сломанного катализатора.
Последовательность работ в 8-клапанной Калине
Первым делом нужно залить все резьбовые соединения жидким ключом. Гайки при длительном воздействии высоких температур деформируются и разрушаются вследствие коррозии, поэтому отвинтить их достаточно проблематично. После скручивания гаек проводится следующая работа:
- сливается охлаждающая жидкость;
- снимаются фишки лямбда-зондов;
- отвинчиваются болты, которые крепят впускной коллектор к ГБЦ и приемной трубе;
- демонтируется удерживающий кронштейн;
- снимается выпускной коллектор;
- удлиняется провод лямбда-зонда;
- устанавливается «паук»;
- система собирается в обратном порядке.
Существуют различные варианты пауков: система 4-1; 4-2-1; 4-2-1 с модифицированным звуком. Наиболее популярный – 4-1. Конструкция имеет четыре сходящихся в одну трубы, которые приварены к пластине ГБЦ. Система 4-2-1 также выполнена из четырех труб, первая и вторая из которых сходятся в одну, так же как третья и четвертая. Затем две трубы образуют одну и передают выхлопные газы далее в систему.
При установке «паука» 4-2-1 укорачивается приемная труба. Вследствие этого вмонтировать обманку конструкции 4-1 или новый катализатор в машину без модификации будет невозможно. Система 4-1 полностью идентична заводскому катализатору Калины.
Установка «паука» в 16-клапанном авто
Шестнадцатиклапанная Калина оборудована сложной системой питания и газораспределения, поэтому проводимые работы будут более трудоемкими. Последовательность действий такая:
- снятие клемм с аккумулятора, слив охлаждающей жидкости;
- ослабление хомутов крепления патрубка воздуховода и дроссельного узла к фильтру;
- снимается патрубок;
- отсоединяется фишка от дроссельного узла и датчика кислорода;
- снимается шланг системы картерной вентиляции;
- отсоединяется шланг продувки адсорбера;
- откручивается кронштейн крепления ресивера;
- вывинчиваются гайки и удаляется ресивер;
- откручиваются верхние и нижние гайки крепления, снимаются теплоизоляционной щиток и рым;
- скручиваются крепления распорки к выпускному коллектору;
- снимается теплощиток;
- демонтируется впускной коллектор, для чего нужно открутить девять гаек возле головки блока и три у приемной трубы;
- монтируется «паук»;
- удлиняется провод лямбда-зонда, устанавливается механическая или электронная обманка;
- проводится сборка элементов в обратном порядке.
Замена катализатора – достаточно сложный процесс. Невнимательность при работе может привести к поломке системы выхлопа автомобиля и износу двигателя. К ремонту нужно приступать только при наличии всех инструментов и деталей для замены.
Катализатор препятствует загрязнению атмосферу угарным газом и другими ядовитыми веществами. Его срок службы не рассчитан более чем на 100 000 километров пробега автомобиля, поэтому каждый владелец рано или поздно столкнется с необходимостью замены этого элемента. Заменить катализатор можно самостоятельно или обратившись на станцию техобслуживания. Важно помнить, что неумелый ремонт своими руками приведет к усугублению проблемы и дополнительным расходам в будущем.
На автомобилях Лада Калина, как первого, так и второго поколения, установлен каталитический конвертер-нейтрализатор коллекторного типа (так называемый катализатор). Выполнен он в одном корпусе с приемным коллектором. В зависимости от экологического класса ЕВРО-2 или ЕВРО-3, имеет один или два датчика кислорода. Выпуск автомобилей класса ЕВРО-3 начался с 2007 года.
Каталитические нейтрализаторы на отечественных авто, так же как и у любых других машин, могут нуждаться в тех. обслуживании, настройке, отладке или устранении. Проблемы могут начаться уже после первых 50 тысяч пробега. А после 150 тысяч найти автомобиль с оригинальным работающим катализатором практически невозможно.
Соответственно, спрос создал предложение. На сегодняшний день, на рынке представлен большой выбор пауков различной конструкции и от разных производителей.
Замена катализатора Лада Калина: причины замены
Самой распространенной причиной, влекущей за собой установку паука вместо катализатора, является закупоривание сот основания каталитического элемента, как продуктами сгорания топлива, так и отслаивающимися частицами самого основания.
Естественная деградация – явление нормальное. Катализатор, при благоприятных условиях эксплуатации, рассчитан на срок службы порядка 100 тысяч километров.
Разберём подробнее моменты, когда на автомобиле Лада Калина замена катализатора становится необходима.
Существует ряд факторов, которые могут значительно ускорить разрушение устройства:
- Проблемы с образованием правильной топливно-воздушной смеси. Здесь отрицательно сказывается как богатая, так и бедная смесь. Богатая смесь ведет к неполному сгоранию углеводородов и отложению их на стенках ячеек основания. Бедная смесь вызывает обилие кислорода в выхлопных газах, который оказывает окисляющее воздействие на корпус при высоких температурах. Также, из-за недостаточного количества топлива в цилиндре, случаются пропуски в воспламенении и выброс в катализатор несгоревшего топлива. Оно может воспламениться, уже находясь в коллекторе следующей порцией горячих выхлопных газов.
- Некорректные углы опережения зажигания. Топливно-воздушная смесь поджигается не в свое время. Это ведет к неправильному ее сгоранию и образованию дополнительных тепловых нагрузок на катализатор.
- Бензин плохого качества. Насыщенный примесями бензин, после своего сгорания, оставляет сажевые отложения на стенках ячеек. При этом происходит быстрое засорение каталитического элемента.
- Попадание в цилиндры охлаждающей жидкости или масла. Нарушение герметичности в системах смазки и охлаждения ведет к несанкционированному проникновению рабочих жидкостей в камеру сгорания. При их сжигании образовываются соединения, ведущие к засорению или разрушению катализатора.
Помимо поломки самого каталитического элемента, из-за конструктивных недоработок часто выходит из строя сам корпус. Сварной шов на месте соединения труб первого и четвертого цилиндров с корпусом катализатора часто разрушается. Прорывающиеся выхлопные газы создают повышенный шум. Также выхлопы проникают с салон, вызывая дискомфорт.
Вышедший из строя катализатор увеличивает нагрузку на двигатель, так как создает сопротивление прохождению выхлопных газов. Это может проявляться в следующих симптомах:
- увеличение расхода топлива;
- снижение мощности двигателя;
- провалы при попытке резкого ускорения;
- снижение максимальной скорости;
- проблемы с запуском.
Замена катализатора на Калине: предварительная диагностика
При высвечивании ошибки на приборной панели «Проверьте двигатель», необходимо произвести компьютерную диагностику электронного блока управления.
Специалисты нашего сервиса произведут компьютерную диагностику и определят причины появившихся ошибок. Если ошибка вызвана работой катализатора, необходимо либо произвести его замену, либо установить паук. Таким образом, диагностика позволяет принять взвешенное решение, что будет лучше: замена катализатора на пламегаситель Калина или установка паука.
Также по желанию заказчика мы демонтируем катализатор для визуального осмотра его состояния.
Замена катализатора на паук
Замена катализатора на паук на Калине начинается с выбора подстановочного элемента.
Существует несколько вариантов пауков для автомобилей Лада Калина:
- конструкции 4-1;
- конструкции 4-2-1;
- конструкции 4-2-1 с модифицированным звуком.
Самый распространенный – это 4-1. Он представляет собой четыре трубы, приваренные к пластине крепления к ГБЦ, которые сходятся в одну. В зависимости от экологического класса, имеют одно (для ЕВРО-2) или два (для ЕВРО-3) резьбовых отверстия для установки лямбда-зондов.
Более эффективным в плане отвода отработанных газов является паук 4-2-1. Он представляет собой так же четыре трубы, приваренные к толстостенной металлической пластине, являющейся приемной частью выпускного коллектора. Трубы первого и четвертого цилиндров соединяются в одну, так же как и трубы второго и третьего. Через, приблизительно, полметра, эти две трубы так же соединяются между собой в одну и передают выхлопные газы дальше в систему выпуска. Такая конструкция технологически более совершенна, так как в ней резонансные колебания значительно меньше. Она сложнее в исполнении и дороже обходится. Но в некоторых случаях дает прирост к мощности двигателя до 5%. При установке требует укорачивания следующего за пауком сегмента выхлопной трубы, так как сам паук длиннее, чем стандартный коллектор с катализатором.
Паук в исполнении 4-2-1 со звуковым модификатором структурно устроен так же, как и обычный 4-2-1. Но один из патрубков удлинен путем создания дополнительного витка. Это придает звуку выхлопа необычный тембр.
Замена катализатора на Калине (8 клапанов): установка паука
Предварительно производится заливка всех резьбовых соединений жидким ключом. Как правило, гайки под действием высоких температур сильно коррозируют, и отвинтить их большая проблема.
После этого производится разборка в следующей последовательности:
- сливается
охлаждающая жидкость;
- отсоединяется фишка лямбда-зонда (или двух, смотря какой класс);
- отвинчиваются болты крепления впускного коллектора от ГБЦ и приемной трубы;
- снимается удерживающий кронштейн;
- демонтируется выпускной коллектор;
- удлиняется провод переднего лямбда-зонда;
- устанавливается паук;
- система собирается в обратном порядке.
Замена катализатора на Калине (16 клапанов): установка паука
Ввиду более сложной и разветвленной системы питания и газораспределения, установка паука на 16 клапанный мотор более энергоемкое занятие.
Последовательность производства работ следующая:
- Отсоединяются клеммы от аккумуляторной батареи, сливается охлаждающая жидкость.
- Ослабляются хомуты крепления патрубка воздуховода от дроссельного узла к фильтру. Снимается патрубок.
- Отключается фишка от разъема дроссельного узла и фишки датчиков кислорода.
- Отсоединяется шланг системы вентиляции картера.
- Отсоединяется
шланг продувки адсорбера.
- Откручивается кронштейн крепления ресивера.
- Отворачиваются крепежные гайки, и снимается ресивер.
- Откручиваются верхние и нижние гайки крепления теплоизоляционного щитка и рым, производится их демонтаж.
- Отвинчивается крепление распорки к выпускному коллектору.
- Демонтируется теплощиток.
- Снимается впускной коллектор. Для этого откручивается девять крепежных гаек у головки блока и три гайки у приемной трубы.
- Демонтируется выпускной коллектор.
- Устанавливается паук.
- Удлиняется провод первого датчика кислорода. Лямбда-зонды вкручиваются в паук. Для контрольного датчика в пауке предусмотрена механическая обманка. Также возможна прошивка ЭБУ по желанию клиента. Если автомобиль класса ЕВРО-2, то отверстие для датчика только одно.
- Производится монтаж в обратном порядке.
В общем суть вопроса такова, необходимо удалить штатный катализатор и на его место установить паук 4-2-1 из нержавейки и резонатор продукции стингер спорт как на фото. Что при этом нужно делать с датчиком кислорода? я так понимаю он начнет врать. Нужно ли прошиваться или тупо заменить эти части и все. Двигатель 1,6 8 кл, евро-3
Recommendations
Comments 68
на восемь клапанов толку мало от паука . бери вставку обычную проверено на личном опыте
я у ся открутил каталик отрезал болгарой уши и приварил их к простой трубе из н/ж выхлоп сток, только все пустое! на счет прошивы не парился ни че не загорелось! правда у меня каталик стоял после паука
можно обманку
Но лучше прошится под евро-2
Закажи паук под два датчика кислорода! У нас так можно. Второй будет через мех.обманку сразу (втулка такая идёт под второй). И не забудь заказать два удлинителя датчика кислорода.
Если есть ещё вопросы, отвечу в ЛС.
прошивать в любом случае
разница будет ощутимая
не парься шей я тебе как диагност говорю
Добрый вечер, Александр. Прошу совета как у диагноста. У меня калина 8 кл,1.6, ЕВРО-2 . Три года назад, вместо катколлектора поставил пустышку и после этого периодически, даже можно сказать постоянно стала загораться ошибка нет активности ДК, поставил новый кислородный датчик, всё тоже самое .Нужно ли перепрошиваться под Евро-0 ?
Можно и под евр-0, но расход будет чуть больше. Лучше прошейся под евро-2 или свою подредактируй, а лучше онлайн прошивка!
проще ставить вставку для замены катализатора 4-1, там никакой ввертыш не надо, там под второй датчик все норм сделано, но удлинять первый надо по любому.
а зачем ставить паука ? хочешь добиться прибавки мощности ?
нет, просто хочу выбросить катализатор к чертовой бабушке, и поставить паук из нержавейки
а зачем ставить паука ? хочешь добиться прибавки мощности ?
нет, долговечности нужно
Тогда смысл в пауке не вижу если чесно)) ставь завод и джеки не загориться и ехать будет как ехала)
спасибо, так и сделаем
шить конечно! иначе как толк!)
паук на картинке — гавно. Ищи с как можно более длинными трубами до их места схода в 2 или в 1 трубу.
из нержавейки только этот вариант
попробуй еще поищи, при малой длине труб газы из цилиндров будут мешать друг друга, чем больше длина до схода труб, тем меньше этот негативный эффект. Не трать зря деньги на непродуманный паук
ну так то вроде не жалуются на них
ну конечно, если люди не знали лучших вариантов, то и этот паук покажется очень хорошим по сравнению со штатным катализатором)
но можно получить еще большую отдачу от мотора
ну так то вроде не жалуются на них
Вот посмотри мое видео
такую же работу проделывал
если датчик один в машине и на пауке одно отверстие, то меняй и ездь. ничего не надо шить, принцип работы лямбды остается тем же
Если одна лямбда, то все ок будет
блин, все таки 2 по ходу
У меня одна)и все ок работает)
блин, все таки 2 по ходу
Он же у меня до катализатора стоит
Если Евро-3, то датчика должно стоять два. Основной — тот, который до катализатора. По нему регулируется состав смеси. Если не хочешь прошиваться, его удалять никак нельзя. Но в пауке под него есть место. Просто ставишь его в паук, и всё. Может понадобиться удлинитель для проводов на датчик. Второй датчик на двигателе Евро-3 служит только для контроля эффективности нейтрализатора. Если его не ставить, то джекичан загорится, но на езде особо сказываться не будет. Сам так катаюсь уже пару месяцев, расход и динамика в норме. Мозги Bosch MP7.0. Висит две ошибки по ДК 2 (одну уже успешно убрал без прошивки). Ну а если у тебя датчик один, то вообще не парься — бери и ставь паук с гайкой под датчик и катайся на здоровье. И без прошивки не будет ни на что ругаться
ошибки 0136 и 0140?
0140 и 0141. 0140 (обрыв цепи ДК2) убрал подключением резистора-обманки на 100 КОм. Мозги на обрыв больше не ругаются. А 0141 — это обрыв нагревателя, его сымитировать сложнее. У меня ДК старого образца, у него сопротивление нагревателя маленькое (около 3 ом), и поэтому, если просто резистор в 3 ома повесить, на нём рассеивается очень большая мощность и он офигенно греется. Нужен очень мощный резистор и хороший теплоотвод. Поэтому, наверное, просто повешу старый датчик с исправным нагревателем где-нибудь у выхлопной системы. А потом вообще планирую прграммно избавиться от ДК2
Если Евро-3, то датчика должно стоять два. Основной — тот, который до катализатора. По нему регулируется состав смеси. Если не хочешь прошиваться, его удалять никак нельзя. Но в пауке под него есть место. Просто ставишь его в паук, и всё. Может понадобиться удлинитель для проводов на датчик. Второй датчик на двигателе Евро-3 служит только для контроля эффективности нейтрализатора. Если его не ставить, то джекичан загорится, но на езде особо сказываться не будет. Сам так катаюсь уже пару месяцев, расход и динамика в норме. Мозги Bosch MP7.0. Висит две ошибки по ДК 2 (одну уже успешно убрал без прошивки). Ну а если у тебя датчик один, то вообще не парься — бери и ставь паук с гайкой под датчик и катайся на здоровье. И без прошивки не будет ни на что ругаться
Евро-3 — два ДК. Поставь обманку вместо 2 ДК. В инете полно схем.
Себе так и сделал. Только осталось убрать ошибку по обрыву нагревателя
а зачем всё так сложно для удаления катализатора, у стингера есть просто его заменаstinger-shop.ru/index.php…irtuemart_category_ >
мне нужен именно из нержавейки
а зачем всё так сложно для удаления катализатора, у стингера есть просто его заменаstinger-shop.ru/index.php…irtuemart_category_ >
Ну так на Вашем фото паук формата 4-1, а у топикстартера 4-2-1, разница существенная.
а зачем всё так сложно для удаления катализатора, у стингера есть просто его заменаstinger-shop.ru/index.php…irtuemart_category_ >
Вставка для замены катализатора "Stinger" 4-1 16V 1.6L (два датчика кислорода)
"16V" не смущает?
засыпал, прошляпил бывает)))
На Евро-3 стоит 2 ДК, первый до катализатора, второй после. Первый влияет на расход и есть основным, второй для контроля катализатора. Лучше первый поставить на новое место, туда, где начинается одна труба (подобрать гайку, просверлить с боку и приварить ее), но в связи с тем, что это довольно далеко от двигателя и в самом низу, а ДК начинает работать только когда нагреться до 350 градусов нужно в любом случае ставить с подогревом, как правило 2 серых или белых провода и есть подогрев, один на массу, второй на 12В, что появляется с вкл. зажигания. Вместо второго ДК ставят обманку. В инете полно схем.