Цена моторного топлива высока, но мы уже настолько привыкли к автомобилям, что отказываться от их использования никто не собирается. Разрешение у этой проблемы лежит в области применения видов топлива, которые дешевле привычного жидкого горючего. Наверное, будущее за электромобилями, но в настоящее время они еще слишком дороги, а сеть зарядных пунктов развита слабо. Выход очевиден – газ. Но не окажется ли он по общим затратам дороже бензина? Поговорим про расход газа на автомобиле на 100 км.

Газобаллонное оборудование (ГБО) для автомобилей

Выбор ГБО в настоящее время чрезвычайно широк. Существует возможность приобретения аппаратуры как для устаревших карбюраторных машин, так и для автомобилей, оборудованных новейшими инжекторными системами. Развитие этого направления автомобильного оборудования началось уже достаточно давно, и в настоящее время на рынке присутствует ГБО шести различных поколений.

Для большинства инжекторных машин подходит оборудование 2-5 поколения. Первое поколение предназначено для карбюраторов и моноижекторов и его присутствие на рынке объясняется большим количеством старых машин, находящихся в эксплуатации. Шестое поколение ГБО предназначено для новейших машин и не может быть использовано на более старых автомобилях. Поколения отличаются по цене и качеству, что позволяет подобрать ГБО при любых материальных возможностях.

Комплекты ГБО могут работать как на сжатом метане, так и на сжиженном пропане или пропан-бутановых смесях. По ряду показателей метановые установки лучше, но они дороже, занимают больше места и обеспечивают меньший запас хода по топливу.

Что влияет на расходование газа автомобилем

Причин, влияющих на затраты топлива, множество. В частности, к ним относятся климатические условия. Расход газа в автомобиле зимой выше, дополнительное горючее тратится на прогрев мотора. Естественно, влияет на расходование горючего и состояние самой топливной системы. Поэтому будем считать, что она своевременно и качественно обслуживается и рассмотрим только те причины, на которые мы можем оказать влияние при выборе ГБО:

  • поколение газобаллонного оборудования;
  • вид газа.

Зависимость расхода топлива от поколения ГБО

Расход топлива зависит от стиля вождения, мощности мотора и еще большого количества параметров. Однако водителей интересует возможность сэкономить. Поэтому изучается не столько затраты газа на километр пробега, сколько разница этих затрат с расходованием жидкого горючего. Сравнительные затраты газа обычно выше, чем бензина. В народе широко распространено мнение о перерасходе в 10%. Однако известные производители качественного ГБО говорят о 20% перерасхода. Опытные же специалисты склоняются к утверждению о 25 % перерасхода. Однако с учетом того, что пропан и пропан-бутановые смеси дешевле бензина примерно вдвое, экономическая целесообразность перехода на газовое топливо очевидна.

От поколения ГБО этот показатель зависит мало. Расход газа на авто с ГБО 2 поколения снизился в сравнении с первым поколением, в связи с установкой электромеханического дозатора газа. Эти затраты практически не изменялись. Были введены системы, облегчающие пуск холодного мотора, и другие системы, повышающие качество эксплуатации. Однако на расходе топлива на 100 км пробега эти нововведения отразились слабо. Отличия существуют, но для неспециалиста они почти незаметны.

Пройдите социологический опрос!

Зависимость расхода топлива от его типа

От типа топлива, которое использует ваше ГБО, расход горючего зависит сильно. Выше мы сказали, что обычно газа тратится больше чем бензина. Связано это с тем, что большинство используемых ГБО работает на пропан-бутановых смесях. Однако расход метана на легковом авто в городском режиме примерно равен расходу бензина, а на трассе он даже ниже. Причина кроется в свойствах самого газа. Данный газ используется в ГБО не в сжиженном, а в сжатом состоянии. Несмотря на то что октановые числа обоих газов находятся в пределах 100-110, метана расходуется меньше.

Метан еще и дешевле пропана. Он примерно в три раза дешевле бензина, тогда как пропан только в два. Малое количество метановых ГБО в эксплуатации объясняется тем, что под этот сжатый газ нужны более прочные толстостенные баллоны, и заправки 1 баллона хватает на меньшее количество километров, чем у баллона с пропаном. Само по себе оборудование получается громоздким. Пунктов заправки метаном недостаточно. Все это обусловливает преобладание ГБО, работающего на пропане. Однако на коммерческом транспорте, постоянно находящемся в эксплуатации, установка такого оборудования целесообразна. Малый расход газа грузовых автомобилей, помноженный на огромные расстояния, способен принести владельцу такой системы серьезную выгоду.

Нормы расхода газа для автомобилей

Говоря про нормы расхода газа на автомобильном транспорте, следует четко понимать, что этот параметр зависит от огромного количества показателей. Климатические условия и рельеф местности, в которой используется автомобиль – это только их малая часть. Большая часть их относится к конструктивным особенностям конкретной машины.

Естественно, автопроизводители знают все параметры своей машины и рассчитывают на их основании расход топлива в зависимости от условий эксплуатации на 100 км пробега. Эти данные указаны в технической документации машины. Естественно, приведены они для того топлива, на которое автопроизводитель готовил свой автомобиль.

Единая норма расхода газа на автомобиле конкретного объема двигателя или мощности, как установленный параметр отсутствует. И действительно, было бы странно устанавливать единые нормы для автомобилей различных классов и производителей. Однако на основании указанного в технической документации машины расхода топлива на 100 км пробега можно рассчитать, сколько газа будет потреблять ваш автомобиль при условии полной исправности.

Расчет расхода газа на авто

Всех автомобилистов, обдумывающих установку ГБО, интересует, как рассчитать расход газа на авто. Этот показатель, умноженный на месячный пробег машины, поможет рассчитать срок окупаемости приобретенного ГБО и работ по его установке. Сами по себе эти системы недешевые, поэтому важно убедиться в целесообразности их установки.

Определить расход газа в машине можно исходя из формулы

где:

  • Рг – расход газа,
  • Рб – расход бензина по технической документации автомобиля или реальный, известный вам его расход,
  • Кт – коэффициент топлива, зависящий от конкретного газа.

Работники, занятые в сфере продажи, установки и обслуживания ГБО, эмпирическим путем установили, что для сжиженного газа (пропан-бутан) этот коэффициент равен в среднем – 1,25, а для сжатого газа (метан) – 0,83.

Таким образом, если у вас новая машина, имеющая показатели расхода бензина на средних уровнях 7 л на 100 км по трассе, 10 литров по городу и 8 литров в смешанном цикле, при работе на пропане она будет тратить 8,75/12,5/10 литров на 100 км пути соответственно. Если же вы поставите ГБО на метане, расход этого газа составит 5,81/8,3/6,64 литра на 100 км пробега в зависимости от режима эксплуатации.

Причины превышения расчетных параметров расхода газа на авто

Большой расход газа на автомобиле с ГБО может быть вызван целым рядом причин. Специалисты этого бизнеса насчитывают 21 возможную причину излишнего расхода топлива. В целом их можно свести к трем группам:

  1. Неисправности автомобиля (забитый воздушный фильтр, старые свечи, пониженное или повышенное давление в колесах и т. д.).
  2. Неисправности ГБО (отказ или неверная работа различных датчиков и дозаторов).
  3. Условия эксплуатации. В первую очередь, речь идет о перегрузке машины, использовании прицепов, передвижении по холмистой местности. Во вторую очередь речь идет о климатических условиях.

Причины большого расхода газа ГБО 4 поколения зимой кроются в запуске и прогреве двигателя на газе. Специалисты советуют зимой запускать и прогревать мотор на бензине. Такой прогрев в течение 3–5 минут снизит расход газа примерно на 5%. Для ГБО 5 поколения для достижения того же эффекта достаточно прогрева в течение 1 минуты.

Возможных причин, по которым увеличился расход газа в машине, множество. Если вы не специалист, в целях их выявления и устранения лучше обратиться на специализированную СТО.

Как снизить расход газа

Автомобилисты, у которых внезапно резко возрос расход горючего,задаются вопросом, как уменьшить расход газа на автомобиле. Необходимо продиагностировать машину в соответствующих условиях и устранить неисправности. Однако кое-что можно сделать и самостоятельно.

Проверьте состояние воздушного фильтра и свечей – они способны в плохом состоянии существенно увеличивать расход горючего. Если вы умеете, проверьте угол опережения зажигания – его сдвиг на 5 градусов увеличивает расход газа на 0,5 литра. С более сложными случаями вам помогут разобраться специалисты.

В заключение

Расход горючего на 100 км пробега при переходе на питание двигателя от ГБО может как возрастать, так и снижаться. Зависит это от газа, на котором работает оборудование. При использовании пропана и его смесей с бутаном расход топлива в сравнении с бензином возрастает примерно на 25%. При использовании систем на метане расход топлива снижается примерно на 17%. Пропан для автомобилей примерно в 2 раза дешевле бензина, а метан – в 3 раза. В связи с этим в обоих случая, переход с бензина на газ является экономически целесообразным.

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Многие клиенты звонят с жалобой мол по моим расчетам (или по горящим диодам) в баллоне ещё было литров 10 газа, а на заправке мне влили ещё 30-40-50 кому как литров! Значит у мня расход как у Урала!
Частая проблема и жалоба. Замечено что при заправке до полного чаще всего и происходит колдовство.
Я напишу как правильно замерить расход газа. Кратко. Выкатываешь газ до нуля, когда кнопка пищит и машина переключается на бенз. Потом еще раз переводим на газ, проедем еще 5-10 км. Опять пищит. Когда начнет пищать сразу при переключении едем на заправку. Заправляем ТОЛЬКО по ДЕНЬГАМ или ЛИТРАМ! Это важно! Например 20л. Суточный одометр сбрасываем на 0000. Когда кнопка запищит засекаем пробег. Те 5-10 км считаем пройденными на бензине за это время. Ведь примерно так и выйдет + — 2-3 км. Это и будет реальный расход газа. Для точности повторяем измерения на разных колонках и при разных режимах езды. Так вычисляем средний расход газа. Ни в коем случае не мерять по диодам лампочкам уровня, и тем более при заправке до полного баллона. Седины добавится и не более

Смотрите также

Метки: газ, гбо

Комментарии 43

Чисто теоретически, может такое быть что при заправке с пустого баллона до полного расход 17-18,а при заправке к примеру проехав 80-100км и опять до полного по наливу получается расход далеко за 20?Вот здравый смысл говорит что такого быть не может, а по факту так очень часто получается…

Я как правило заправляюсь до полного, но бывает и 20 — 30 литров, всегда считаю расход, разницы не вижу как заправляться, самое главное на проверенной (честной) заправке.

добавлю что если заправлять в пустой и до полного в качестве бонуса проверяешь точность налива на АЗС. Если заправили вдруг больше или меньше — без паники. Когда выкатаешь газ до 0 по одометру узнаешь километраж и расход. Не так важно сколько тебе влезло в баллон до полного, как сколько ты на нем проехал. Чтоб не налили в 30л баллон 50л, говори на азс-ке "мне 30л" а не "до полного…"

Вот именно об этом и речь, до полного это значит измерить наглость и жадность заправки. Если и нужно до полного СТОЯТЬ ОКОЛО МАШИНЫ! Ка только мультиклапан начнёт шуметь немедленно отключать. Все видели же как раскачивают машину чтоб "БОЛЬШЕ ВЛЕЗЛО"

бывают такие колонки что легко закачивают "за отсекатель" то ли давление отключения в ней увеличивают, то ли при постепенном закрывании мультиклапана колонка уменьшает скорость подачи до такой степени что мультиклапан не может закрыться из-за этого колонка действительно закачивает фактически полный баллон.

А чего до полного мерить нельзя? До полного влазит 40 л, проезжаю около 300 км, и того 13 л/100км примерно … Баллон таблетка 43 л, без отсекателя

именно так и измеряю)

да это понятно Но только газ наверное разный бывает и заправки тоже т.к у меня на одной заправке в баллон влазит 42-43 л а на другой аж 47л ? или газ такой или заправки или я …

Да и газ разный и нае . Я заправил 72 л и поехал в Астрахань хватило на 505 км, заправил там тоже 72 л и проехал 608 км вот и судите сами . А так балона хватает в среднем на 580-600 км .

так и меряю — приехал с пустым балоном, задул 20 литров и одометр сбил на 0, и пока не заглохнет на газу. Вот тебе и расход на ГБО

вредный совет, по литражу никогда не поймешь насколько тебя надурят на колонке

ничего не понятно…просто по пробегу?

Так верно сказано мерять по одометру, как можно по диодам мерять?

Именно так и катаю. У меня в баллон до завязки влазит 25л. В городе всегда заправляю в пусто по 20л. На 20л газа проезжаю 220-240км по городу. А на трассе задуваю до отсечки, по трассе балона хватает на 300-340км

Я неделю назад поставил ГБО ( 4 поколение . Аляска .Тамона.OMVL .бак 60 л. Свечи Denzo )
ЗаправИл 10 л. для обкатки . Потом 50 лит . И замерил расход .
У меня получилось так: Я проехал 330 км .на 50 лит.газа + бензин.
Что то Очень Дохрена . Не могу понять в чём причина .
Кто что может подсказать, по моему расходу .
До этого у меня было 3 машины на газу.

Первую 1000 км можно и не пытаться замерять. Система выходит на режим. После этого нужно подъехать к установщику для коррекции давления в редукторе и настройки карт подачи

Ооо. Про давление в редукторе я позабыл . Спасибо что напомнил . Придётся ещё раз сьездить к установщику . А проехал я уже 2000 км. И ездил на коректировку на 1000км.
Мдаааа . За год без ГБО, я- уже и опыт потерял

Первую 1000 км можно и не пытаться замерять. Система выходит на режим. После этого нужно подъехать к установщику для коррекции давления в редукторе и настройки карт подачи

мда, блин… мои установщики сказали следующий раз приезжать через 10 тыс…
а я то думаю что это на газу теперь не едет…

Газовый счетчик под капот поставить -НЕ?

Газовый счетчик под капот поставить -НЕ?

Ага, и плиту 4-х конфорочную вместо двигателя 😀

В этом году, после отпуска решил проверить расход топлива за год (газ, бензин). После каждой заправки записываю на специально изобретенном и отпечатанном листочке-дата, вид топлива, количество, сумма, километраж. Забыл про цену, чтобы отследить динамику цен по сезонам. Думаю восстановить. Не считаю из принципа, пишу все автоматом. интересно что через год вылезет!

Есть уйма умных приложений для самртфона, которые подобные записи будут делать более наглядно, сам пользуюсь вот эти play.google.com/store/app…b2.soft.fuelmanager&hl=ru

Спасибо за информацию, может и воспользуюсь, но для моего эксперимента не то-интересно через год самому посчитать. ЧЕРЕЗ ГОД-задумка такая.

Есть уйма умных приложений для самртфона, которые подобные записи будут делать более наглядно, сам пользуюсь вот эти play.google.com/store/app…b2.soft.fuelmanager&hl=ru

а мне больше нравится www.drivernotes.net/
там можно и в приложении для иОС или Андроида вести учет, а так же на сайте смотреть и корректировать

Да и это тоже хорошо)

Я вел учет за год и более точного замера среднего расхода не будет наверно. Кому интересно, расчет в бж.

у меня подсчет идет по месяцам и за год.

у меня датчики(диоды) живут своей жизнью и показывают так же точно, как например утюг показывает погоду:D
я зная свой расход, всегда засекаю отстаток топлива по одометру…например заправив 20 литров я знаю что проеду +- 230 км

У меня 50 л на 240-270 км хватает, и в принципе нормально для 2 поколения.

я замеряю по пробегу до полного. мне не настолько нечем заняться как проделывать вышеописанную процедуру. примерно 10л/100 км выходит-меня устраивает.

Эта запись для тех кого не устраивает

Клиенты наверно не догадываются, что их на АГЗС наё…ют.

а как же мне замерять на жигуле без датчиков итд. Щас меряю по километражу примерно.

Я лично по одометру засекаю средний и не парюсь

А вообще чеки и пробег за месяц рулят.

я например делал так.
заливал бенз 5 литров(чтобы до АГЗС доехать) и газу 10 литров.
и сбрасывал счетчик на спидометре.
и смотрел, сколько я проеду на этих 10 литрах.

Можно и до полного мерять если заправка честная. Только мало таких.

Очень сильно зависит от температуры на улице. Когда жарко в баллон всегда меньше влазит.

У меня наоборот, когда жарко влезает по максимуму

Очень сильно зависит от температуры на улице. Когда жарко в баллон всегда меньше влазит.

При жаре можно выкатать практически весь газ из балона, а зимой когда кончается газ и переходит на бензин остаётся енное количество газа. При резком потеплении этот газ используется и при вычислении расхода получается нереально маленький расход. И наоборот при резком похолодание расход как-бы завышенной. Нужно брать средний расход за несколько балонов.

никогда ни при жаре, ни при холоде ты не выкатаешь весь газ в баллоне. И причина в особенностях устройства мозгов ГБО, которая состоит в том, что при достижении минимального, заранее определенного давления в баллоне, ГБО принудительно переключается на бензин. Например, для оборудования STAG ( для России это марка Диджитроник) минимально возможно установить давление 0,3 ( то есть давление равное нулю выставить нельзя) — при его достижении авто переключается на бензин. А это значит, что как бы ты не старался — в баллоне всегда есть остаточное давление, а стало быть и есть газ, давления которого может и не хватить на работу на газу, но какое-то количество газа в баллоне есть всегда, если ты только не снимал полностью мультиклапан или заправочную магистраль. И естественно, при таких условиях, чтобы не говорил заправщик — баллон невозможно заправить под полный паспортный объем ( только если это не только что установленный, новый баллон, который еще никогда вообще не заправлялся) — и чтобы там не плели заправщики про давление, температуру и прочую ересь — какое-то остаточное давление в баллоне есть всегда, а стало быть там всегда присутствует какое-то количество газа, может и не в жидкой фазе, а в газообразной, но в любом случае эта газовая подушка в баллоне не даст его заправить под завязку.

Данный калькулятор окупаемости ГБО позволяет рассчитать экономический эффект от установки на автомобиль газобаллонного оборудования. В результате расчетов вы узнаете примерный срок окупаемости ГБО (в месяцах и километрах), стоимость пробега 100 км на бензине и на газе, а также сумму возможной экономии за год при переходе на газомоторное топливо.

Больше информации об автомобильном ГБО можно найти по следующим ссылкам:

Средний расход топлива на вашем автомобиле и его количество на расстояние поездки поможет быстро рассчитать наш калькулятор расхода топлива.

Примеры расчета окупаемости ГБО 4-го поколения

Ниже приведены примерные сроки окупаемости ГБО 4-го поколения для 10 популярных марок автомобилей. Пример рассчитан исходя из того, что до установки газобаллонного оборудования каждое авто проезжало за год 20 000 км. на 95-м бензине.

Автомобиль Средний расход топлива, л/100 км Стоимость ГБО, руб. Окупаемость ГБО по калькулятору, мес.
Лада Ларгус (1.6 л, 84 л.с.) 8 25 000 9
Лада Веста (1.6 л, 106 л.с.) 7 25 000 11
Лада ВАЗ-2110 (1.6 л, 81 л.с.) 8 25 000 9
Нива ВАЗ-21213 (1.7 л, карбюратор) 13 25 000 6
NISSAN X-TRAIL 2.0 CVT
(Ниссан Х-Трейл)
9 25 000 8
MITSUBISHI PAJERO V6
(Митсубиси Паджеро)
13 35 000 8
FORD EXPLORER v8
(Форд Эксплорер)
17 40 000 7
УАЗ 3163 PATRIOT 2.7 MT
(УАЗ Патриот)
14 25 000 5
УАЗ 315195 HUNTER 2.7 MT
(УАЗ Хантер)
13 25 000 6
Газель Бизнес (дв. УМЗ 4216) 18 25 000 4

Все результаты расчетов были получены при помощи нашего калькулятора окупаемости ГБО. Цены на оборудование и данные по расходу топлива – ориентировочные (взяты из открытых источников). Более точные расчеты вы можете провести самостоятельно, воспользовавшись калькулятором в начале этой страницы.