При эксплуатации разнообразной мини-техники, ее движении по дорогам общего назначения возможны проблемы в случае остановки инспектором ГИБДД. Чтобы действовать в правовом поле, прежде всего, следует выяснить, нужны ли права на мотоблок, а также что делать при встрече с сотрудником дорожной полиции и как избежать штрафа.
Является ли мотоблок транспортным средством
Для того чтобы выяснить правила передвижения на мини-технике, которая сегодня имеет большой спрос в сельском и других отраслях народного хозяйства, следует внимательно изучить нормативно-правовую базу в этой сфере. Главный вопрос, требующий ответа: является ли мотоблок с прицепом транспортным средством. Законодательство говорит о том, что мотоблок нельзя отнести к транспортным средствам. И если рассматривать мотоблок с присоединенным к нему прицепом – это дела не меняет.
Необходимы права или нет
В ПДД отсутствует упоминание о мотоблоках. Таким образом, четкого регламента по их вождению нет. Согласно руководству об эксплуатации, мотоблок можно использовать в садах, на полях, фермах, участках дорог, не контролируемых автоинспекцией. В этих случаях можно ездить без прав. Но при этом не стоит игнорировать запись в паспорте мотоблока о запрете езды по дорогам общего пользования. Однако каждый фермер скажет, что довольно часто возникает необходимость проезда на мотоблоке и по такой дороге. Тогда как быть в такой ситуации и нужны ли права на мотоблок с прицепом в 2019 году для таких поездок, а также в случае отсутствия прицепа?
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Ситуация такова, что автоинспекция контролирует соблюдение ПДД всеми участниками движения. И, несмотря на то, что мотоблок не относится к транспортным средствам, он является участником дорожного движения. А тот, кто управляет мотоблоком, должен знать и соблюдать ПДД. На практике, вопреки тому, что в законодательстве не упоминается мотоблок как транспортное средство и отсутствует такая категория ВУ, для вождения надо получить права.
Движение по дорогам общего назначения
Если принято решение о получении прав, тогда какая категория ВУ необходима для владельца мотоблока и подойдут ли тракторные права на мотоблок? Проблем при встрече с автоинспектором у водителя мотоблока не возникнет, если у него будут при себе права категории А. Такой вид ВУ дает право управлять мотоциклом. Стандартный мотоблок трудно идентифицировать иначе. Наличие прав этой категории у владельца мотоблока подтверждает тот факт, что он знает правила движения.
Осуществляя перемещение по трассе, владелец должен оборудовать на мотоблоке передние ходовые огни, а по бокам и борту прицепа – светоотражающие элементы. Если фермер не обладает водительскими правами, для того, чтобы не нарушить закон, ему не следует выезжать на трассу по пути к месту применения мотоблока. Наличие ВУ – это гарантированная страховка при встрече с сотрудником ГИБДД. Если мотоблок реконструирован в мини-трактор, для его управления не обойтись без тракторных прав.
Как не получить штраф
Несмотря на то, что какие-либо сведения о необходимости иметь определенную категорию в ВУ для управления мотоблоком на трассе в законодательстве отсутствуют, сотрудник ГИБДД при встрече может потребовать от гражданина предъявить такой документ. При его отсутствии водитель мотоблока будет вынужден уплатить штраф. Автоинспектор при составлении протокола сошлется на ст. 12.11 КоАП. Нормы этой статьи позволяют штрафовать за создание преграды для перемещения других авто по трассе.
Чтобы этого избежать, обладателю мотоблока требуется иметь ВУ. Наличие прав свидетельствует, что водитель такой техники знает ПДД и сдавал экзамены по вождению. Выходит, что законодательство не требует наличие прав на мотоблок, однако, нужен документ, подтверждающий, что находящийся за его рулем гражданин владеет ПДД и меет навыки вождение. Таким документом является водительское удостоверение.
Если мотоблок самодельный
Совсем иная ситуация складывается для фермеров, которые владеют самодельными мотоблоками. Ездить по трассе на самодельном аппарате запрещено даже при наличии водительского удостоверения любой категории. При встрече на дороге самодельного мотоблока, сотрудник ГИБДД обязан выписать его владельцу штраф. Таким образом, если гражданин самостоятельно сконструировал мотоблок, то можно его эксплуатировать исключительно на собственном участке, огороде, поле, проселочных дорогах. Сотрудники ГИБДД не регулируют движение в таких местах и вряд ли обратят внимание на самодельный мотоблок, курсирующий по сельской местности.
Для перемещения такого мотоблока по трассе понадобится прицеп-трейлер. Иногда наниматель работника со своим мотоблоком оформляет спецпропуск для проезда к месту работы. Самодельный мотоблок можно официально зарегистрировать. Для этого его конструкция должна включать поворотники, стоп-сигналы, прочие требуемые элементы. Такая регистрация ТС – довольно длительный путь, требующий проведения ряда экспертиз.
Чтобы не решать столь сложные проблемы, лучше приобрести готовый мотоблок. При наличии ВУ хотя бы с единственной открытой категорией, собственник или иной пользователь такого аппарата может ездить на нем не только по проселочным, но и по общим дорогам. Особое распространение получил мотоблок мощностью в 9 л. с., но для не особо масштабных фермерских работ хватит и техники с двигателем в 7 л. с. Специалисты рекомендуют приобретать аппараты с разборным редуктором. В случае поломки такой мотоблок можно без проблем отремонтировать.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Москва, Московская обл. +7 (499) 322-27-86
СПб, Ленинградская обл. +7 (812) 407-29-43
Звонки бесплатны. Работаем без выходных!
Как действовать владельцам мини-тракторов
Для выполнения довольно масштабных работ крупные фермерские хозяйства, помимо мотоблоков, имеют мини-тракторы. Для этого вида ТС права необходимы. Сидеть за рулем мини-трактора при езде по трассе может водитель, закончивший специализированные курсы и получивший права тракториста. Как и мотоблок, мини-трактор характерен для сельской местности. Приобретая подобную технику, фермер должен знать основные правила.
- Каждый мини-трактор, сошедший с заводского конвейера, должен быть зарегистрирован.
- Работнику, эксплуатирующему такую машину, надо получить удостоверение тракториста-машиниста.
- Как и на самодельном мотоблоке, на мини-тракторе, собранном своими руками, запрещено ездить по трассе.
Особенность регистрации мини-трактора в том, что эта процедура происходит в Гостехнадзоре, а не в ГИБДД. В указанном учреждении оформляются все виды спецтехники, производится техосмотр. Здесь же она ставится на учет. Это следует делать по месту регистрации владельца. По результатам процедуры выдаются права на управление трактором.
Уже несколько лет выдается удостоверение тракториста-машиниста нового образца. Документ приведен в соответствие с европейскими стандартами. Он имеет вид пластиковой карты со сглаженными уголками. Такие права удобны для трактористов, они не мнутся, не теряют вид после намокания, легко чистятся.
Лицевая сторона содержит фото водителя, нанесенное с применением цифровой технологии. Справа от фотографии расположена персональная информация о владельце документа. На обороте – указаны категории, стаж вождения, медицинские сведения и ограничения для владельца ВУ, номер и серия документа. Для инспектора ГИБДД имеется штрих-код, в котором зашифрованы сведения о регистрации трактора, штрафах, прочие. Эта информация доступна каждому автоинспектору при считывании ее специальным сканером.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
- Нужны ли права на мотоблок в РФ
- К какой категории относится мотоблок
- Нужны ли права для управления мотоблоком с прицепом
- Езда по дорогам общего пользования
- Как не получить штраф
- Можно ли ездить на самодельном мотоблоке
Сегодня мотоблок и мотокультиватор являются неотъемлемой частью подсобного и фермерского хозяйства. С их помощью можно решить сразу несколько задач, в том числе транспортировать мелкогабаритные грузы. При этом далеко не каждый владелец такой техники знает, как пользоваться ею на дорогах общего пользования на законных основаниях. В статье подробно рассмотрено, необходимо ли оформлять водительское удостоверение для управления мотоблоком, а также, где беспрепятственно можно передвигаться на таком транспортном средстве без прав.
К какой категории относится мотоблок
В инструкции к мотоблоку значится, что это моторизированное устройство официально не является средством передвижения. Эта техника предназначена для упрощения человеческого труда во время проведения сельскохозяйственных работ на земельных участках. Именно поэтому к управляющему мотоблоком не выдвигаются какие-либо требования, связанные с получением специального права на его вождение.
Однако сотрудники ГИБДД часто рассматривают данное устройство, как специализированный силовой агрегат (особенно, если мотоблок дополнительно снабжён прицепом). В таком случае он может приравниваться к машинам сельскохозяйственного назначения, которые, согласно общим правилам ПДД России, следует отнести к тракторам категории D (самоходным машинам с гидростатической трансмиссией). Агрегат без прицепа нередко причисляют к легковым тракторам, которые могут относиться к категориям тракториста-машиниста А или А1.
Первые мотоблоки были сконструированы ещё вначале ХХ века. Один из удачных патентов был зарегистрирован в 1912 году швейцарцем Конрадом Мейенбургом.
Нужны ли права для управления мотоблоком с прицепом
Сегодня управление вспомогательным колёсным транспортом не требует специального водительского удостоверения. Его владелец может беспрепятственно передвигаться по собственному участку, выполняя любые технические или сельскохозяйственные работы. Это правило не ограничивается типом и размером дополнительных агрегатов, распространяясь в том числе на устройства с прицепом. К месту использования такая техника должна перемещаться при помощи грузовых либо легковых автомобилей с прицепом. Самостоятельное передвижение мотоблоков по дороге запрещено.
В законодательстве нет чётких ограничений по возрасту, начиная с которого можно использовать вспомогательные моторизованные агрегаты. По сути выполнять специальные работы может даже подросток, однако стоит упомянуть, что мотоблок и его комплектующие зачастую сложны в управлении. Справиться с ними может только взрослый и подготовленный человек. Именно поэтому настоятельно не рекомендуется предоставлять право управлять такой техникой лицам младше 16 –18 лет.
Езда по дорогам общего пользования
Согласно общепринятым нормам, мотоблок нельзя назвать средством передвижения: это вспомогательная техника, которая должна использоваться исключительно на земельных участках и частных территориях. Именно поэтому его нельзя относить к устройствам, разрешённым для перемещения по дорогам общего пользования. Кроме того, нередко скорость передвижения таких агрегатов не превышает 30 км/ч, что может спровоцировать опасную или аварийную обстановку на дороге.
Как не получить штраф
Отсутствие возможности передвигаться на мотоблоке дорожными путями ещё не приговор. В законодательстве существует специфическая процедура, которая позволяет оформить такое право должным образом. Для этого в первую очередь потребуется овладеть правами тракториста с категорией А или А1, а также зарегистрировать агрегат в местном отделе Госсельтехнадзора.
нако если мотоблок будет применяться в сочетании с объёмным прицепом, для этого потребуется удостоверение тракториста категории D. При этом прицепной агрегат должен обязательно быть зарегистрирован и ежегодно проходить необходимый технический осмотр, с получением сопутствующих документов.
Любой автомобильный транспорт, передвигающийся на дороге, согласно ПДД РФ, должен также быть снабжён дополнительными приборами безопасности, которых зачастую на мотоблоках нет. Поэтому, чтобы во время остановки полиция не вручила водителю административный протокол, ему нужно позаботиться о наличии передних и задних осветительных приборов или светоотражателей (белые — спереди, красные — сзади и оранжевые — по бокам), а также сигналов поворота. Потребуется дополнительно установить зеркала заднего вида, а также позаботиться об аптечке и огнетушителе.
Можно ли ездить на самодельном мотоблоке
Движение по дорогам на самодельных агрегатах, в том числе и на технике, переоборудованной из заводских моделей, запрещено. Такие ТС обязательно подвергаются государственной экспертизе на безопасность. Для этого владелец техники должен обратиться в региональный отдел Госсельтехнадзора с соответствующим прошением.
После тщательной диагностики специалисты выдадут решение о соответствии агрегата действующим техническим нормам. На его основе можно получить нужный документ (техпаспорт), позволяющий движение на дорогах общественного пользования.
Однако законодательство не выдвигает строгих требований к техническому состоянию самодельной техники, если она используется только на частной территории или приусадебном участке. Безопасность таких агрегатов контролируется владельцем, поэтому их технический осмотр и узаконивание должны проводиться исключительно добровольно.
Всего несколько десятилетий назад главным помощником в сельскохозяйственных и технических работах был трактор, но теперь его часто заменяет более удобный мотоблок. Он позволяет быстро и эффективно выполнять множество процессов, а также не требует специальных навыков вождения. Чтобы законно передвигаться на нём по дорогам общего пользования, обязательно потребуются права тракториста. В случае их отсутствия техникой можно пользоваться исключительно на частных территориях.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Изменения в ПДД внесены в 2019 году.
Госавтоинспекция обращает внимание, что использовать мотоблоки в качестве транспортного средства недопустимо!
С наступлением благоприятных погодных условий на территории области участились случаи появления на дорогах общего пользования мотоблоков, а также участие их в дорожно-транспортных происшествиях.
Мотоблок представляет собой устройство с возможностью крепления навесного или прицепного оборудования, управляемое рядом идущим человеком при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов для обработки почвы или колес. К тому же мотоблоки имеют тягово-сцепное устройство и приспособления для крепления навесного оборудования. Жители Зауралья при помощи мотоблоков не только обрабатывают свои приусадебные участки, но и, модернизируя их, используют как транспортное средство. Причем, граждане, управляющие такими устройствами, как правило, не имеют навыков управления, не знают Правил дорожного движения, а при наступлении происшествия фактически не несут той значимой юридической ответственности за допущенные ими правонарушения, что порождает совершение новых происшествий.
Так, в апреле текущего года в Щучанском районе мужчина, управляя мотоблоком, пересекая автомобильную дорогу Р-254 «Иртыш» по нерегулируемому перекрёстку, допустил столкновение с автомобилем, двигавшимся по главной дороге. В результате ДТП водитель мотоблока и его пассажир погибли на месте. В июле, также в Щучанском районе, в ночное время мужчина передвигался на мотоблоке по обочине автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» и внезапно выехал на проезжую часть, где произошло столкновение с автомобилем Хенде. В результате ДТП водитель мотоблока получил тяжелые травмы.
Ранее понятия мотоблок не было закреплено ни в одном нормативно-правовом акте, вследствие чего если водитель мотоблока совершал какое-либо правонарушение в области дорожного движения, то его квалифицировали по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ, то есть нарушение ПДД пешеходами и иными участниками дорожного движения.
12 февраля 2019 года решением Коллегии Евразийской экономической комиссии за №25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора)» определено понятие мотоблока, и с 16 мая 2019 года мотоблок или мотокультиватор относится к категории тракторы одноосные, то есть механическое транспортное средство. На управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется специальное право.
Теперь управление мотоблокам по дорогам общего пользования будет классифицироваться сотрудниками полиции по всем статьям главы 12 КоАП РФ, в том числе и управление без соответствующего водительского удостоверения и за управление в состоянии алкогольного опьянения с применением всех мер административного воздействия.
Кроме того, в случаях, если мощность двигателя такого транспортного средства превышает рабочий объём свыше 50 куб.см или максимальную конструктивную скорость свыше 50 км/ч, то мотоблок подлежит регистрации в подразделениях гостехнадзора.
Нашли опечатку или ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter