Покраска автомобиля – это сложный технологический процесс, в котором важен каждый этап. Наряду со шлифованием, шпатлеванием, грунтованием, окрашиванием и лакировкой нельзя недооценивать процесс высыхания лакокрасочного слоя. На этом этапе важно соблюдать технологию, чтобы покрытие было гладким, равномерным и долговечным.

Сегодня есть несколько методов сушки автомобильной эмали после покраски – наиболее распространены следующие:

Естественная форма высыхания краски не всегда удобна – для неё требуется большое количество времени, которым мы не всегда располагаем.

Конвекционная сушка заключается в использовании специальной сушильной камеры, куда помещают авто. Высыхание краски происходит за счёт тепловой конвекции. Основным недостатком этого метода является то, что нагревается машина целиком – при этом верхние слои сохнут быстрее, а нижним приходится пробиваться сквозь них, испаряя излишки жидкости.

ИК-сушка на сегодняшний день является наиболее удобной и продуктивной. В процессе используются инфракрасные лампы для сушки краски – под воздействием теплового излучения происходит отвердевание лакокрасочного покрытия.

Устройство и характеристики ИК-ламп

Устроены инфракрасные лампы для сушки краски несложно – их конструкция состоит из следующих частей:

  • корпус;
  • рефлектор;
  • излучатели;
  • электронный блок управления;
  • стойка или подставка.

Для инфракрасной локальной сушки краски применяется специальное оборудование, называемое мобильной инфракрасной сушкой

Под воздействием электрического тока излучатели продуцируют инфракрасное излучение, которое отражается блестящей поверхностью рефлектора. Волны проходят сквозь лакокрасочный слой и нагревают поверхность металла или один из предыдущих слоёв.

Преимуществом этого метода считают высыхание слоёв краски изнутри – наружные отвердевают в последнюю очередь. Длина волны помогает корректировать глубину проникновения излучения.

Инфракрасные сушки бывают двух типов – они различаются длиной волны:

  • коротковолновые – они наиболее удобны и эффективны, поскольку излучение достигает металлической поверхности. Время высыхания эмали составляет от 5 до 13 минут. После этого её можно сразу шлифовать или полировать.
  • средневолновые – они менее эффективны, поэтому краска сохнет на протяжении 12–30 минут.

По габаритам инфракрасные сушки делят на следующие категории:

  • портативные;

Инфракрасную мобильную сушку «ИКС» легко приспособить для сушки как двери или крыши кабины автомобиля, так и для работы под капотом

  • переносные;
  • стационарные.

Электронный блок управления позволяет задавать оптимальный режим сушки для каждого конкретного вида покрытия – лака, эмали, шпаклёвки, грунта и т. п. При этом есть возможность задавать ступенчатый режим высыхания, что требуется в некоторых случаях.

Лакокрасочные материалы от различных производителей имеют свои особенности высушивания – гибкость режимов, которыми характеризуется ИК-лампа для сушки, позволяет соблюдать все возникающие тонкости и нюансы.

Преимущества ИК-ламп

Специалисты утверждают, что инфракрасные сушки на сегодняшний день имеют множество преимуществ перед другими методами высушивания автокраски. Ниже мы рассмотрим, какие именно достоинства дают основания так лестно отзываться об инфракрасном методе:

  • Более высокое качество лакокрасочного покрытия – из-за того, что высыхание происходит изнутри, отсутствуют такие явления, как вздутие краски, растрескивание и т. п.

Для локальной сушки инфракрасному методу нет альтернативы

  • ИК-лампа для сушки удобнее для локальных покрасочных работ – в отличие от конвекционного метода, она даёт возможность без особых хлопот подсушить нужный участок поверхности. Для этого нет необходимости нагревать сушильную камеру и расходовать энергию для нагревания всей машины, если это не требуется.
  • Наличие интеллектуального блока управления позволяет выбрать удобный режим для любого типа покрытия – другие методы такой возможности не дают.
  • Оборудование работает безынерционно – сразу после включения оно готово к работе. При этом не требуется времени на его разогрев и выход в рабочий режим.
  • Малые затраты электроэнергии – это немаловажный фактор в современных условиях роста цен на энергоносители.
  • Возможность осуществлять полимеризацию порошковых красок, для которой требуется температура не ниже 200 0С. До недавнего времени использование порошковых красок считалось возможным исключительно в заводских условиях.

Как выглядит использование ИК-лампы

Теперь давайте рассмотрим, каким образом используют ИК-лампы для сушки лакокрасочного покрытия после покраски автомобиля:

  • В паспортных условиях автомобильной эмали производители обязательно указывают условия, при которых рекомендуется осуществлять отвердевание лакокрасочного покрытия. Поэтому для начала рекомендуется внимательно ознакомиться с сопроводительной документацией автоэмали, выбранной вами для окрашивания своей машины. То же самое касается шпаклёвок, грунтов и т. п.

Сушка краски за счет инфракрасного излучения является одним из самых быстрых, эффективных и удобных способов

  • Особое внимание рекомендуется обратить на максимальную температуру отвердевания, которую производитель указывает для своей продукции. Её категорически нельзя превышать – в противном случае лакокрасочное покрытие будет некачественным.
  • Включите ИК-лампу в электрическую сеть и выберите на блоке управления режим, оптимально соответствующий требованиям производителя краски. Задайте длину волны, температуру нагрева, время и другие параметры. В случае необходимости запрограммируйте ступенчатый режим работы.
  • После того как все требуемые параметры выставлены, начинайте сушку – помните о том, что устройство работает безынерционно, поэтому время отвердевания начинается с момента начала работы ламп.
  • После окончания процесса отвердевания осмотрите лакокрасочное покрытие, убедитесь в том, что оно должного качества.
  • Переходите к полировке или шлифованию ЛКП.

Как правильно выбрать ИК-лампу

После того как вы узнали всю информацию о работе и преимуществах ИК-излучателей, у некоторых автолюбителей может возникнуть вопрос, как правильно выбрать устройство. Сегодня в магазинах вы найдёте широкий выбор ИК-сушилок для автоэмалей, поэтому информация о том, на что следует обратить внимание, будет полезной.

При выборе ИК-устройства рекомендуется делать выбор таким образом, чтобы оно максимально соответствовало вашим потребностям. Специалисты утверждают, что грамотно купленный ИК-излучатель способен хорошо высушить лакокрасочное покрытие даже в тех случаях, когда мастер допустил ошибку и выставил не те параметры.

Итак, при покупке обратите внимание на следующие критерии:

    Длина волн – основной параметр, от которого зависит продуктивность. Коротковолновые установки выполняют свою работу гораздо быстрее, однако подумайте – так ли важна вам скорость, если вы делаете покупку для дома, а не для мастерской с большим потоком клиентов? Коротковолновое устройство с неправильно выбранным режимом работы может сжечь ЛКП – оно не всегда удобно в работе с красками на водной основе, а при высушивании акрила требуется определённый опыт. Поэтому для домашней работы безопаснее и выгоднее приобрести средневолновой излучатель, работающий в «мягких» режимах.

В настоящий момент ИК-лампы для сушки краски — это действительно самый удобный и самый выгодный способ

  • Максимальная температура – чем она выше, тем шире ваши возможности.
  • Равномерность прогрева по площади поверхности – в зависимости от модели, разброс может быть разным.
  • Гибкость в установке режимов – она главным образом зависит от интеллектуального блока управления, чем больше опций – тем гибче устройство. Но большое количество опций требует опыта – вам понадобится знать, какие параметры выставить, чтобы получить ожидаемый результат. Если у вас таких знаний нет, ограничьтесь покупкой более простого агрегата.
  • Портативность – для дома рекомендуется переносное или портативное устройство. Но увеличение площади захвата увеличивает продуктивность работы.
  • Бренд – перед покупкой посетите тематический форумы, узнайте особенности различных марок, поинтересуйтесь, какие из них заслуживают доверия. Не стоит покупать «кота в мешке» – изделие бренда, не имеющего положительных отзывов от пользователей. Это приведёт к тому, что вы потратите деньги напрасно.
  • Стоимость – немаловажный фактор, учитывая, что ИК-лампы стоят недёшево. Старайтесь найти цену пониже, но с учётом перечисленных выше моментов.
  • Помните сказку о трёх поросятах?
    Когда большая лужа затянулась первым ледком…
    В общем, в последние годы я работал в тёплых помещениях и там были ИК-сушки.
    Теперь же там, где я работаю, температура колепается в пределах 12-15 градусов, что не хватает для работы со шпаклёвкой.
    С окраской и грунтовкой всё проще- камера.
    Это раньше можно было купить до 30 тыс приличную китайскую сушку на 3 квт, а сейчас такие цены в области фантастики.
    Учитывая, что я уже потратился на много чего, включая сварку Аврора Оверман 200, истощённые финансы требуют бюджетного решения.
    И ждать больше нельзя- я уже переделывал крыло, потому что шпаклёвка на голый металл не пожелала присыхать, софт от Кар Систем. А вот на старой краске держится хорошо.
    В общем, нужно подогревать поверхность и перед нанесением, и при сушке.
    Обдув горячим воздухом не предлагать, это не эффективная мера.

    Планируется сварить подставку с регулировкой по высоте и на неё повесить что то из вот этого:

    www.citilink.ru/catalog/l…/infrared_heaters/390538/
    Инфракрасный обогреватель NEOCLIMA IRO-1.0, 1000Вт, серый 1890 руб
    www.citilink.ru/catalog/l…/infrared_heaters/390535/
    Инфракрасный обогреватель NEOCLIMA NQH-05, 800Вт, белый 580 руб
    www.citilink.ru/catalog/l…/infrared_heaters/945321/
    Инфракрасный обогреватель SINBO SFH 3309, 1000Вт, 1290 руб

    Хочу повесить две лампы по 1 квт каждая, тогда площадь нагрева будет достаточно большой.
    По 2 квт лампы использовать не хочу, так как считаю это чрезмерным, придётся далеко отодвигать от деталей. Да и раскидывать их по фазам не очень удобно.
    Если у кого то есть более интересные решения, предлагайте, с удовольствием посмотрю.
    Мыслится что то типа

    При­ме­не­ние инфра­крас­ной суш­ки в кузов­ном ремон­те уско­ря­ет про­цесс высы­ха­ния и отвер­де­ва­ния ремонт­ных соста­вов, а так­же улуч­ша­ет каче­ство ремон­та. Каче­ство улуч­ша­ет­ся за счёт про­суш­ки сло­ёв нане­сён­но­го мате­ри­а­ла по всей глу­бине, начи­ная с ниж­них сло­ёв. Давай­те рас­смот­рим подроб­нее.

    p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

    Мож­но остав­лять поверх­ность, покры­тую ремонт­ным соста­вом, сушить­ся есте­ствен­ным путём, либо при­ме­нять спе­ци­аль­ную суш­ку. Недо­стат­ки есте­ствен­ной суш­ки оче­вид­ны – это дол­го и на пер­вый взгляд про­су­шен­ная ремонт­ная область, на самом деле, до кон­ца не про­сы­ха­ет. Суще­ству­ет несколь­ко видов искус­ствен­ной суш­ки ЛКП. В кузов­ном ремон­те рас­про­стра­не­ны два основ­ных вида суш­ки ремонт­ных соста­вов и ЛКП: кон­век­ци­он­ная и инфра­крас­ная.

    p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

    Кон­век­ци­он­ная суш­ка про­ис­хо­дит с помо­щью обду­ва тёп­лым воз­ду­хом. Окра­шен­ные дета­ли сушат­ся в резуль­та­те кон­век­тив­но­го теп­ло­об­ме­на. Тем­пе­ра­ту­ра суш­ки варьи­ру­ет­ся от 50 до 200°С, в зави­си­мо­сти от мате­ри­а­ла дета­лей, на кото­рых воз­дей­ству­ет тёп­лый воз­дух. Вре­мя высы­ха­ния может быть от десят­ков минут до несколь­ких часов. Высы­ха­ние начи­на­ет­ся с поверх­но­сти лако­кра­соч­но­го покры­тия, обра­зо­вы­ва­ет­ся поверх­ност­ная плен­ка, кото­рая пре­пят­ству­ет выхо­ду рас­тво­ри­те­лей, из-за чего ухуд­ша­ет­ся и удли­ня­ет­ся про­цесс суш­ки.

    p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

    Инфра­крас­ная (тер­мо­ра­ди­а­ци­он­ная ) суш­ка излу­ча­ет инфра­крас­ные вол­ны, кото­рые про­ни­ка­ют в глу­би­ну сло­ёв лако­кра­соч­но­го покры­тия и в первую оче­редь нагре­ва­ет саму деталь. При таком виде суш­ки про­цесс испа­ре­ния рас­тво­ри­те­ля из лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов уско­ря­ет­ся и про­ис­хо­дит его сво­бод­ное уда­ле­ние через ещё не высох­шие верх­ние слои ЛКП. Обра­зо­ва­ние твер­дой плен­ки начи­на­ет­ся изнут­ри слоя покры­тия. Вре­мя высы­ха­ния при при­ме­не­нии такой суш­ки в 10 — 12 раз мень­ше, чем при кон­век­ци­он­ной.

    p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

    Таким обра­зом, инфра­крас­ная суш­ка выгод­но отли­ча­ет­ся от кон­век­ци­он­ной. Ещё раз повто­рим и допол­ним досто­ин­ства дан­но­го мето­да суш­ки:

    p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

    высо­кая про­из­во­ди­тель­ность (вре­мя высы­ха­ния 3–20 мин неза­ви­си­мо от вида ЛКМ);

    p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

    — воз­мож­ность рабо­тать со все­ми вида­ми ЛКМ (орга­но­рас­тво­ри­мы­ми, водо­раз­бав­ля­е­мы­ми и вод­но-дис­пер­си­он­ны­ми, порош­ко­вы­ми);

    p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

    — эко­но­мия элек­тро­энер­гии в срав­не­нии с кон­век­ци­он­ной суш­кой;

    p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

    — мобиль­ность сушиль­ных уста­но­вок.

    p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

    Так­же сто­ит отме­тить, что, про­су­шив ремонт­ную область инфра­крас­ной суш­кой, в даль­ней­шем не про­ис­хо­дит про­сад­ки мате­ри­а­ла.

    p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

    Инфра­крас­ные суш­ки для кузов­но­го ремон­та быва­ют раз­ных раз­ме­ров и кон­струк­ций.

    p, blockquote 11,1,0,0,0 —>

    Пере­нос­ные, руч­ные устрой­ства пред­на­зна­че­ны для про­су­ши­ва­ния неболь­ших локаль­ных обла­стей ремон­та. Так­же суш­ки тако­го раз­ме­ра удоб­но исполь­зо­вать в труд­но­до­ступ­ных местах, в таких как салон кузо­ва, под­ка­пот­ное про­стран­ства или про­стран­ство богаж­ни­ка.

    p, blockquote 12,0,0,0,0 —> Руч­ная инфра­крас­ная суш­ка

    Пере­движ­ные инфра­крас­ные суш­ки име­ют стой­ку спе­ци­аль­ной кон­струк­ции. Могут пере­ме­щать­ся на колё­сах по пло­ща­ди мастер­ской и уста­нав­ли­ва­ют­ся в любое место по отно­ше­нию к авто­мо­би­лю.

    p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

    Ста­ци­о­нар­ные суш­ки мон­ти­ру­ют­ся в круп­ных авто­сер­ви­сах. Кас­се­ты с лам­па­ми могут дви­гать­ся по спе­ци­аль­ным направ­ля­ю­щим (рель­сам).

    p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

    Инфра­крас­ные суш­ки для кузов­но­го ремон­та осна­ща­ют­ся допол­ни­тель­ны­ми опци­я­ми. В боль­шин­стве моде­лей есть функ­ция тай­ме­ра. Мож­но выстав­лять нуж­ное вре­мя, во вре­мя кото­ро­го будет про­ис­хо­дить суш­ка нуж­ной поверх­но­сти. Так­же, на совре­мен­ных моде­лях быва­ют систе­мы лазер­но­го изме­ре­ния рас­сто­я­ния до рабо­чей поверх­но­сти. Всё это уве­ли­чи­ва­ет кон­троль про­цес­са суш­ки и уве­ли­чи­ва­ет каче­ство ремон­та.

    p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

    Для авто­ма­стер­ских с боль­шим пото­ком окра­ши­ва­е­мых авто­мо­би­лей инфра­крас­ные суш­ки мож­но счи­тать необ­хо­ди­мо­стью, так как они помо­га­ют уве­ли­чи­вать ско­рость ремон­та. Исполь­зо­ва­ние дан­ной суш­ки в гараж­ных мастер­ских, где поток не такой боль­шой, жела­тель­но, но не необ­хо­ди­мо.

    p, blockquote 17,0,0,1,0 —>

    Мож­но ли исполь­зо­вать инфра­крас­ный обо­гре­ва­тель как суш­ку?

    p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

    Учи­ты­вая нема­лую сто­и­мость инфра­крас­ной суш­ки, для гараж­но­го исполь­зо­ва­ния мож­но исполь­зо­вать аль­тер­на­тив­ный вари­ант. Инфра­крас­ные быто­вые обо­гре­ва­те­ли име­ют тот же прин­цип рабо­ты, что и инфра­крас­ная суш­ка для кузов­но­го ремон­та. Отли­чие кро­ет­ся в длине инфра­крас­ных волн, а так­же в отсут­ствии спе­ци­аль­ных удоб­ных сто­ек у быто­вых обо­гре­ва­те­лей и тай­ме­ров.

    p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

    Суш­ки для кузов­но­го ремон­та все­гда исполь­зо­ва­ли высо­ко­тем­пе­ра­тур­ные корот­ко­вол­но­вые излу­ча­те­ли. Чем коро­че вол­на, тем боль­ший и более быст­рый нагрев даёт суш­ка. Слиш­ком быст­рый нагрев для совре­мен­ных акри­ло­вых мате­ри­а­лов не бла­го­при­я­тен. Поэто­му на суш­ках с корот­ки­ми вол­на­ми исполь­зу­ют­ся элек­трон­ные бло­ки регу­ли­ров­ки мощ­но­сти и тай­ме­ры, цель кото­рых сни­зить ско­рость и тем­пе­ра­ту­ру нагре­ва поверх­но­сти. Про­из­во­дят так­же инфра­крас­ные суш­ки, кото­рые исполь­зу­ют уве­ли­чен­ную дли­ну вол­ны. Они рабо­та­ют «мяг­че», чем корот­ко­вол­но­вые, что более бла­го­при­ят­но для суш­ки совре­мен­ных акри­ло­вых покры­тий.

    p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

    Таким обра­зом, дли­на вол­ны не явля­ет­ся огра­ни­че­ни­ем для исполь­зо­ва­ния быто­вых инфра­крас­ных обо­гре­ва­те­лей в каче­стве суш­ки в кузов­ном ремон­те. Удоб­ную стой­ку с раз­лич­ны­ми регу­ли­ров­ка­ми поло­же­ния обо­гре­ва­те­ля мож­но изго­то­вить само­му. Мож­но ско­пи­ро­вать завод­ские вари­ан­ты или при­ду­мать свою кон­струк­цию, при­спо­соб­лен­ную имен­но для кон­крет­ных усло­вий. Если есть жела­ние и необ­хо­ди­мость, то даже блок тай­ме­ра мож­но при­об­ре­сти отдель­но и при­спо­со­бить для исполь­зо­ва­ния сов­мест­но с инфра­крас­ным обо­гре­ва­те­лем.

    p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

    Так­же опыт масте­ров, рабо­та­ю­щих в гараж­ных мастер­ских и при­ме­ня­ю­щих быто­вые инфра­крас­ные обо­гре­ва­те­ли, дока­зы­ва­ет, что этот вари­ант вполне оправ­ды­ва­ет себя и явля­ет­ся более дешё­вым.

    p, blockquote 22,0,0,0,0 —> p, blockquote 23,0,0,0,1 —>