Система отопления автомобиля ВАЗ — жидкостная. В качестве теплоносителя используется охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения двигателя.

Система состоит из собственно отопителя, кронштейна с рычагами управления и воздухопроводов.

В корпусе отопителя установлены радиатор отопителя с краном, электровентилятор и четыре воздушные заслонки, две из которых тягами соединены с рычагами блока управления.

Третья тяга подходит к блоку от крана отопителя. Крайнее правое положение верхнего рычага соответствует полному открытию крана и максимальному потоку охлаждающей жидкости через радиатор отопителя.

При аналогичном положении среднего рычага полностью открыта заслонка забора воздуха из подкапотного пространства.

Нижний рычаг управляет распределением потоков воздуха на обогрев ветрового стекла и стекол передних дверей. Нижняя заслонка (воздухораспределительная крышка) с блоком управления отопителем не связана.

Она открывается и закрывается рычагом, расположенным на ней с левой (водительской) стороны.

Скорость воздушного потока через отопитель регулируется трехпозиционным переключателем режима работы электровентилятора.

С его помощью задается частота вращения крыльчатки (малая или большая).

Два центральных сопла панели приборов с отопителем не соединяются.

Они служат только для подачи в салон холодного воздуха из короба воздухопритока.

Интенсивность воздушного потока из них зависит от скорости движения автомобиля и регулируется двумя (по одной на каждое сопло) внутренними заслонками.

Они приводятся в действие зубчатыми колесами, установленными в соплах.

Вентиляция салона осуществляется через опущенные стекла дверей, а также центральные, верхние и боковые сопла панели приборов и отверстия кожуха отопителя.

На месте центральных сопел вентиляции у меня был установлен бортовой компьютер "Gamma-GF-207", игрушка не сказать что-бы очень полезная, но некоторую нужную инфу о работе мотора предоставляла. Всегда смотрел по нём напряжение зарядки, температуру. Смотрелось это вот так:

Бортовик исправно отработал примерно лет 6 и однажды, просто вдруг у него лопнул дисплей. Пополам и поперёк. При попытке его отремонтировать, т.е. заменить дисплей, выяснилось, что это невозможно. Производитель заказывает эти дисплеи из Китая в строго ограниченных количествах. Он chipglass, с установленным внутри чипом. Подобрать аналог не получится а выслать эту деталь производитель отказался, сославшись на неремонтируемость изделия. Одним словом БК на выброс.

Это событие заставило меня немного подумать, а зачем мне бортовик? Что он мне скажет такого нужного, необходимого? Заряд? Температуру? Расход? так для этого завод установил панель приборов. В семёрке она довольно информативная. Стрелка заряда в зелёной зоне? Значит всё хорошо! Загорелась лампочка топлива? надо залить бензин. И зачем забивать себе голову точной информацией предоставляемой бортовым компьютером?
Скажу честно, друзья, мучался я долго. Купить новый бортовик или вернуть центральные сопла вентиляции. Выслушал много мнений, размышлений догадок. Устраивал голосование в группах. Большинство людей выкинули эти сопла, а отверстие в кузове забили фанерой. А на этом месте у многих установлен магнитофон. У меня вместо магнитофона был бортовик, а на месте отверстия в кузове установлен блок сигнализации. Всё было красиво и вроде как на своих местах.

Я решил вернуть центральные воздуховоды на место. Так как придумал и сделал завод. Не могу объяснить почему я так решил. Наверное желанием вернуть всё к стоковому состоянию. А из практических мыслей это то что печка у меня греет на отлично, но сильно сушит воздух. Открыть окно не всегда получается из-за погоды. Да и лишний шум из открытого окна на скорости комфорта не добавляет. Поток воздуха с улицы через эти сопла исправит ситуацию. Во всяком случае вынуть их обратно и забить дырку фанерой не долго.
Только когда начинаешь делать одно, обязательно найдётся что-то ещё что просто необходимо поправить. Работа была проделана кропотливая и большая. Об этом мой рассказ.
Началось с поисков по магазинам основной детали, она называется "труба воздухопритока". Ни в одном магазине её не нашлось. Даже на авторынке сказали, что не найдешь, не возим уже такого. Я не люблю ставить на свою машину детали с разборки, детали от умерших машин. Но другого выхода не было. Съездил на разборку и за 100 рублей купил эту трубу, всю целенькую. Только поролон родной был сильно уставший, пришлось его оторвать и приклеить новый. Вот эта деталь:

Сами центральные сопла я купил в магазине автопластика, недорогие они, как оказалось совсем не качественные, серебристая краска по окантовке стерлась после нескольких движений пальцем. Пластмассовые жалюзи в них просто болтались и гремели. Пришлось и их купить на разборке. Перед покупкой, с уверенного разрешения продавца, с усилием тер пальцем эту краску на окантовке, всё на месте. Только нужно было привести их в надлежащий вид. Разобрать и отмыть каждую деталь. На этой-же разборке мне подарили ещё одну деталь панели приборов, о существовании которой я не знал. О ней я расскажу немного позже.

Поролон на заслонке также заменил, установил немного больше по размерам, что-бы плотнее закрывало.

Купил также новый щиток приборов. На старом отверстия под сопла вентиляции были больше для бортового компьютера, да и поистрепался он уже. С его покупкой проблем не возникло. За 450 рублей, заглушки в подарок. На вид и на ощупь вполне крепкая. На фото приборы уже переставлены со старого на новый.

кстати, вот эта деталь, которую мне подарили на разборке:

Это скоба из толстого крепкого металла. Сейчас она покрашена чёрным лаком для ногтей. Она крепится к щитку приборов, между креплением панели приборов к щитку и при установке в панель фиксирует собой щиток приборов в этой самой панели. Причём так крепко, что болт крепления уже и не нужен. Раньше я её ни у кого не видел.

Выбрав день и набравшись решимости, я приступил к работе. У меня оставалась STP, подумал, раз уж начал, то недолго снять всю панель и кое-где кое-чего проклеить. Почему-бы и нет? Вот начальный этап разборки. Пути назад нет.

Система вентиляции и отопления служит для создания комфортного микроклимата в салоне автомобиля ваз 2107. Вентиляция и отопление салона автомобиля ваз 2107 обеспечиваются воздухом, забираемым снаружи. Воздух в систему вентиляции и отопления поступает через решетчатые отверстия капота в коробку воздухопритока, расположенную в задней части моторного отсека и изолированную от него резиновым уплотнителем, примыкающим к капоту. В коробке воздухопритока дождевая вода отделяется от воздуха и стекает наружу, а воздух направляется в отопитель. Отверстие отопителя закрывается крышкой воздухопритока. Во время движения автомобиля ваз 2107 часть воздуха по воздуховоду от коробки воздухопритока отводится к центральным воздушным диффузорам на панели приборов.

Отопитель расположен в салоне автомобиля ваз 2107 и состоит из кожуха радиатора с крышкой воздухопритока, направляющего кожуха вентилятора и кожуха вентилятора с воздухораспределительной крышкой, соединенными вместе пружинными скобами. Отопитель на автомобиле ваз 2107 крепится четырьмя шпильками к усилителю перегородки моторного отсека.

Место соединения на автомобиле ваз 2107 отопителя с кузовом герметизировано резиновым уплотнителем.

При необходимости проходящий через отопитель воздух подогревается жидкостным радиатором, расположенным в кожухе. Подводящий и отводящий патрубки радиатора печки выведены в моторный отсек автомобиля ваз 2107 и подсоединены к системе охлаждения двигателя. Отверстие вывода патрубков в перегородке моторного отсека герметизировано резиновым уплотнителем, закрепленным двумя саморезами. В подводящий патрубок радиатора печки встроен кран отопителя, регулирующий поступление охлаждающей жидкости. Управление краном печки производится гибкой тягой от рычага блока управления системой вентиляции, расположенного в автомобиле ваз 2107 на панели приборов.

В отопителе под радиатором установлен электровентилятор. Электродвигатель вентилятора с крыльчаткой установлен на двух эластичных подушках в направляющем кожухе. В цепь питания электродвигателя встроен дополнительный резистор, обеспечивающий две скорости вращения вентилятора отопителя.

Включение вентилятора производится от трехпозиционного переключателя на панели приборов.

От кожуха вентилятора отопителя отходят воздуховоды, направляющие воздух как к дефлекторам для обдува боковых стекол, так и к верхнему воздуховоду обдува ветрового стекла.

Управление воздушными потоками отопителя осуществляется закрытием и открытием крышек и воздушных заслонок отопителя. Крышка воздухопритока, заслонки воздуховода обогрева ветрового стекла и боковых воздуховодов управляются гибкими тягами от рычагов рукояток на блоке управления системы вентиляции. Воздухораспределительная крышка кожуха вентилятора управляется рычагом, расположенным на ней.

Основные неисправности системы вентиляции и отопления автомобиля ваз 2107:

— течь крана, радиатора отопителя и патрубков, и их соединений;

— неисправность переключателя режимов работы вентилятора отопителя, повреждение проводов и окисление их соединений;

— выход из строя электровентилятора отопителя.

детали системы вентиляции и отопления автомобиля ваз 2107

1 — левый воздуховод обогрева бокового стекла; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — кожух радиатора отопителя; 4 — крышка воздухопритока;

5 — радиатор отопителя; 6 — кран отопителя; 7 — отводящий патрубок радиатора; 8 — подводящий патрубок радиатора; 9 — правый воздуховод обогрева бокового стекла;

10 — дефлектор; 11 — заслонка воздуховода; 12 — воздухораспределительная крышка; 13 — направляющий кожух вентилятора; 14 —вентилятор отопителя;

15 — рычаг воздухораспределительной крышки; 16 — кожух вентилятора отопителя; 17 — тяги управления; 18 — кронштейн рычагов управления; 19 — центральный воздуховод