Изготовитель: ЛПО им. В.И. Ленина, г. Львов; завод «Ферроприбор», г. Ленинград.

Назначение: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях уменьшенных габаритов. 25 АС-027 «Афмитон», 150 АС-007 «Амфитон” и 150 АС-007 «Лорта” абсолютно идентичные АС как внешне, так и внутренне. Всё отличие сводится к шильдику с надписью 25 и 150, что означает 25 Вт номинальных и 150 Вт кратковременных соответственно. Так что будьте осторожны в подаваемой мощности, так как все АС имеют одни и те же динамики. Руководство по эксплуатации в архиве.

Технические характеристики:

3-х полосная напольная АС с фазонвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-17 дБ) – 31500 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 10 – 50 Вт

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ± 4 дБ

Чувствительность: 86 дБ

Характеристическая чувствительность: 0,4 Па/√Вт

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления: 3,2 Ом

Предельная (паспортная) мощность: 50 Вт

Частота раздела фильтров: 500 Гц и 3000 Гц

Размер (ВхШхГ): 60х32х27 см

Описание

Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель, с целью увеличения ее жесткости, изготовлена из плиты толщиной 38 мм.

В акустической системе 25 АС-027 использован следующий набор головок: низкочастотная — 50ГДН-З, среднечастотная — 20ГДС-З, изготовляемые ПРЗ, г, Ивано-Франковск, и высокочастотная изодинамическая — 25ГДВ-1, изготовляемая заводом «Ферроприбор» г. Ленинград. Головки обрамлены декоративными накладками из пластмассы: накладки головок НЧ и СЧ – круглые с четырьмя крепежными отверстиями; накладка головки ВЧ, обрамляющая одновременно и круглое отверстие фазоинвертора, — прямоугольной формы. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным герметичным пластмассовым колпаком.

На лицевой панели, кроме того, расположен декоративный шильдик с названием АС и основными техническими характеристиками. Головки защищены спереди от внешних механических воздействий черненой металлической сеткой. Фазоинвертор имеет следующие геометрические размеры: диаметр 55 мм, длина 165 мм, частота настройки 25 – 30 Гц.

Внутренний объем АС 41 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС, резонансов внутреннего объема корпуса на его внутренних стенках закреплены звукопоглощающие маты — техническая вата, обтянутая марлей. Внутри корпуса на едином стальном шасси смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Фильтры обеспечивают частоты разделения: между головками НЧ и СЧ — 500 Гц, между головками СЧ и ВЧ — 3000 Гц.

В конструкции фильтров применены резисторы типа С5-35В, конденсаторы МБГ0-2, катушки индуктивности на пластмассовых каркасах с «воздушными» сердечниками. На задней стенке корпуса имеется отверстие, через которое выходят подводящие провода, заканчивающиеся разъемом ОНЦ-ВИ-1-2/16-В.

В комплект поставки входит подставка специальной формы, изготовленная из стального прута и обеспечивающая при необходимости изменение угла наклона акустической оси АС.

Еще один вариант схемы фильтра. Прислал Максим Якименко.

Акустическая система "Амфитон 25АС-027"

Акустическая система "Амфитон 25АС-027/150АС-007" (1987 г.)

Трёхполосная акустическая система Амфитон »25АС-027», она же Амфитон »150АС-007», предназначена для воспроизведения звуковых программ от высококачественной бытовой усилительной аппаратуры.

Завод-изготовитель акустических систем Амфитон »25АС-027» — Львовское ЛПО имени Ленина (выпускались с 1987 года).
Ленинградский завод "Ферроприбор" с 1987 года выпускал полностью идентичные АС с наименованием "Электроника 25АС-027".
Также выпускались акустические системы с наименованиям Лорта »150АС-007». Они также полностью аналогичны АС Амфитон »25АС-027».

С помощью пассивных разделительных фильтров весь диапазон частот акустической системы »25АС-027» разделен на 3 полосы, каждая из которых воспроизводится своей головкой.

В акустической системе установлено три головки:
низкочастотная типа 25ГД-42 (50ГДН-3),
среднечастотная типа 15ГД-11 (20ГДС-3),
высокочастотная типа 10ГИ-1 (25ГДВ-1).

Отличительной особенностью данной АС является применение высокочастотной изодинамической головки — 10ГИ-1.
Магнитная система такой головки состоит из 2х параллельных рядов магнитов. Из полимерной плёнки выполнена плоская мембрана на которую нанесена звуковая катушка. Мембрана обеспечивает безынерционный режим излучения, что позволяет расширить диапазон частот воспроизводимых такой головкой до 31,5 кГц, и при этом снизить её нелинейные искажения.

Корпус акустической системы Амфитон »25АС-027» (35АС-218) выполнен в виде фазоинвертора.

АС Амфитон »25АС-027» не имеет регуляторов.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номинальная мощность, Вт . 25.
Максимальная мощность, Вт . 50.
Диапазон воспроизводимых частот, Гц . 25. 31500.
Номинальное звуковое давление (100. 4000 Гц), Па . 1,2.
Номинальное электрическое сопротивление, Ом . 4.
Габариты, мм . 600x320x320.
Масса, кг . 25.

Неравномерность АЧХ на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления составляет -18 дБ.

Уровень характеристической чувствительности не менее 86 дБ.

Неравномерность звукового давления в диапазоне частот 100..8000 Гц составляет ±4 дБ.

Корпус АС Амфитон »25АС-027» выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, оклеенной тонкой пленкой имитирующей дерево. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель, с целью увеличения ее жесткости, изготовлена из плиты толщиной 38 мм. Внутренний объем корпуса составляет 41 л.

Фазоинвертор настроен на частоту 30 Гц.

Разделительные фильтр:

Частоты раздела: между головками НЧ и СЧ — 500 Гц, между головками СЧ и ВЧ — 3000 Гц. В конструкции электрических фильтров применены резисторы типа С5-35, конденсаторы — МБГО, катушки индуктивности — на пластмассовых каркасах без сердечников.

Сравнение:

АС Амфитон »25АС-027» в сравнении с АС "S-90" имеют более компактные размеры, и немного меньшую массу, а также более слабую НЧ головку.
Таким образом, АС Амфитон »25АС-027» занимают младшую позицию по отношению к с АС "S-90"

При слепом тесте звучание АС Амфитон »25АС-027» можно отличить от звучания старшей версии АС Амфитон »35АС-018» а также от звучания АС ‘‘S-90’’. Непосредственное сравнение АС Амфитон »25АС-027» и »35АС-018» отдаст больше предпочтений в пользу АС Амфитон »35АС-018».

Несмотря на высокие заявленные технические характеристики, высокочастотная изодинамическая головка 10ГИ-1 фактически уступает классическим советским головкам динамического типа, например 10ГД-35. При нахождении слушателя на главной акустической оси, т.е. когда голова слушателя находится напротив ВЧ головки, АС Амфитон »25АС-027» звучат чересчур ярко и крикливо, высокие частоты режут слух. При незначительном (20-30 градусов) смещении слушателя в сторону от главной акустической оси высокие частоты сильно »заваливаются» и звучание становится глухим и невыразительным. (Справедливости ради стоит отметить, что при долгой настройке положения колонок в комнате, локализации места для прослушивания на диване с большой высокой спинкой и наличии толстого ковра на задней стенке комнаты, возможно получить зону комфортного прослушивания шириной примерно в 1 метр. В принципе, если вам нравится слушать музыку в одиночестве, такой вариант может являться, в некоторой степени, приемлемым.)

Бас АС Амфитон »25АС-027» уступает басу АС Амфитон »35АС-018». Он менее линеен, менее динамичен и сильнее утомляет при длительном прослушивании.

НЧ головки системы »25АС-027» также как и НЧ головки в АС Амфитон »35АС-018» изготавливались с применением поролоновых подвесов, срок службы которых составляет 20±5 лет.

Кроме того АС Амфитон »25АС-027» была выпущена меньшем количестве, чем например АС ‘‘S-90’’.
В результате в настоящее время АС Амфитон »25АС-027» продаются по значительно завышенной стоимости, иногда в 2-2,5 раза. Что никоим образом не компенсируется каким либо их характеристиками или звучанием.

При сравнимой с АС Амфитон »35АС-018» стоимостью и аналогичными проблемами с восстановлением поролоновых подвесов, покупка старших сестёр данных АС видится более предпочтительной.

Если вы, по каким либо причинам, жёстко ограничены в допустимых габаритных размерах АС, то рекомендую обратить внимание на АС Амфитон 50АС-022 (100АС-022).

Восстановление АС Амфитон »25АС-027»:

В настоящее время покупка подвесов не представляет никакой сложности. С учётом почтовых расходов комплект на два НЧ динамика обойдётся в 1000 рублей с учётом стоимости пересылки. Ремонт достаточно кропотлив и требует предельной внимательности и аккуратности, что под силу далеко не каждому.

Рекомендованный для АС Амфитон »35АС-018» способ с полной заменой головок на аналогичные головки с резиновыми подвесами (см. статью про АС Амфитон »35АС-018») в данном случае не приемлем, т.к. приведёт к заметному ухудшению НЧ составляющей звука.
Поэтому при желании использовать именно АС Амфитон »25АС-027» единственным вариантом может быть покупка АС Амфитон »25АС-027» с »убитыми» подвесами и их последующей заменой. Повторюсь, ремонт достаточно кропотлив и требует предельной внимательности и аккуратности, что под силу далеко не каждому.

Как я уже писал, купил колонки с рук, чтобы слегка модернизировать и слушать по возможности весь диапазон музыкальных записей, а не их середину.
Понятно, что по уму нужны либо большие хорошие колонки, что дорого, либо "музыкальный" сабвуфер, что также дорого.
Вообщем решил я идти "своим путём" — купить старые советские колонки и подрихтовать их во всех смыслах. Выбор пал на Амфитон 25АС-027 из-за относительно малых размеров, достаточной мощности для любой квартиры и изодинамики в ВЧ части. Купил в Златоусте "в слепую" и прогадал, но не фатально, т.к. на Ёбурском рынке всё заняли"барыги" во всех значениях этого слова и дерут, как минимум, двойную цену.

Недостатков у этих колонок изначально два.
Первое — это компактный размер, чтобы получить низкие частоты при таком объёме (всего 41 литр) туда поставили самый низкодобротный "мягкий" динамик НЧ (50ГДН) и чтобы на нём получить "упругий" бас, нужно корпус сильно демпфировать. Так же из-за этого скорость потока воздуха выходящего из фазоинвертора очень большая и слышно "хрипение/сипение".
Вторая — узкая направленность звучания ВЧ динамика. Насколько она узка я уже позабыл, но пришлось вспомнить. Очень желательно, чтобы ваши уши находились на одной прямой с ними. Но за это вы получаете чистые высокие до 31кГц, что для многих окупало данное неудобство. Более-менее широкий луч прослушивания получается примерно с 3-х метров от колонок. Смех в том, что по инструкции колонки должны ставиться на площадку, которая имеет угол наклона

15°, чтобы как раз направлять ВЧ излучение вверх, но никто этих подставок не видел воочию. :)))

Забирая колонки у друга, который их купил, я послушал их, единственный вердикт был — "играют, не "шуршат" НЧ (катушка о магнитную систему) и это хорошо". В принципе я был к этому готов, т.к. прочитал в Инете множество вариантов модернизации и все они в первую очередь касались двух вещей: дырявость корпуса и СЧ динамик, который был в этой колонке "никакой", а он отвечает за самую важную часть звукового диапазона, где находится практически всё, что слышит человек в своей жизни. У практически всех 3-х полосых (НЧ/СЧ/ВЧ) советских колонок была общая проблема — это плохой среднечастотный динамик. У всех по разному выходило их подбирать и согласовывать с НЧ и ВЧ динамиками. В этой колонке СЧ 20ГДС-3-8 мягко говоря плох и его нужно менять. Вариантов замены множество, от одного из лучших советского СЧ динамика 30 ГДС-1 (стояли в Кливерах, Корветах 150АС и т.д. и т.п.) до широкополосного динамика, которые у нас получались неплохо, или замены на иностранный аналог с непредсказуемыми последствиями, т.к. нельзя просто так взять и заменить динамик. :)))

Я решил рискнуть и выбрать замену самостоятельно. Купил с рук пару 30ГДС и в Аудиомании рекомендованный многими СЧ-НЧ динамик Visaton 13/8.
Сравнив качество звучания этих трёх экземпляров в одиночестве я выбрал Визатон.
20 ГДС-3-8 — СЧ диапазон смещён в низкочастотную часть (резиновый подвес) и чёткость/резкость звуков самая маленькая из представленных динамиков.

30 ГДС-1-8 — СЧ диапазон наоборот смещён в ВЧ часть (подвес пропитанная бумага). Игра резкая и жёсткая, но перегружать его нельзя, сразу начинает сипеть и давать "кашу".

Визатон 13/8 — это некая сумма двух первых и плюсом "прозрачное" звучание". Для обычного человека, по сравнению с 30 ГДС это будут потерянные деньги, как и написали на сайте Аудиомании:"Брал на замену 25ГДС в Амфитонах, не скажу что уж не порядок лучше родных, но звук у этих более открытый нет рупорного эффекта, отыгрывают верх получше, по чувствительности одинаковы, да и лучше я думаю нет динамиков для замены 25 Гдс."
Т.е. разница получается в нюансах. Но разница между 20 ГДС-3 и Визатоном очень существенная. для меня по крайней мере.
Разобравшись с заменой СЧ взялся за корпус. Корпус требовалось залатать, т.к. включив на колонках транс с большим количеством низких, корпус "засвистел", "зашипел" и сильно загудела задняя стенка. По рекомендациям залил все швы ПВА с запасом, ушло 4 дня с сушкой. Потом все стенки обклеил герленом (это виброизолятор) который остался от"модернизации" компьютерного корпуса и обклеил волнистым поролоном, чтобы убрать стоячие волны. Корпус перестал гудеть, распорки решил не делать.
Несоклько фоток с разборки.

Настала пора разобраться с разделительным фильтром, одной и самых сложных проблем для несведующего в них человека. В Инете на сей счёт такой диапазон мнений, что оторопь берёт. 🙂 От "ничего не трогай! Это делали профессионалы. " до "Всё нужно пересчитывать, а лучше выбросить колонки на помойку. Аминь."

Зная не по наслышке как и что было в нашей многострадальной электронике (не военной. ), то решил избрать срединный путь: попытаться разобраться в работе фильтра и настроить как мне надо с минимальными изменениями. И при сравнении со схемой в паспорте я увидел ожидаемые мной отличия с реальной схемой "в железе".

Чутка "отплыву в сторону". В советские времена, если налажен конвейер, то вносить поправки почти невозможно, т.к. есть паспорта и утвержденный технический регламент от которого "ни на шаг". И это было именно так. Работало с обоих сторон: заказчик получал повторяемый экземпляр, а низкий технический уровень на конвейере позволял всё это повторить в миллионах экземплярах. А разработки делали во "всяких" институтах натурально "на коленке" всякие "умалишённые" коллективы и одиночки. Кому интересно почитайте. С колонками была таже история. Это чтобы понимать как это создавалось. Я всё это знаю, т.к. отец занимается электроникой и сам всё это проходил. да и сейчас сталкивается. 🙂

Так вот с этими колонками была проблема — часто горели изодинамические ВЧ динамики. т.к. с охлаждением там напряг, а материал мембраны "катушки" не выдерживал получаемую температуру при максимальной мощности и деформировался и из-за плохого СЧ звена на ВЧ "повесили" и среднечастотный диапазон, а советские люди любили слушать на максимальной громкости. В результате возвраты по гарантии и ремонты ВЧ динамика стали столь частыми, что стали искать выход, но не отклонясь от существующего регламента с минимумом затрат, т.к. переработку ВЧ никто не позволит, да и нужного материала тогда не было. Выход нашли в установке резистора последовательно с ВЧ динамиком и увеличения сопротивления резистора на СЧ. В результате ВЧ "гореть" перестало, а вот качество звука достаточно сильно пострадало. Как я уже говорил, человек в этом диапазоне слышит почти любые искажения.Вот так и "спасли" для производства колонки, а звук испортили, но посчитали это приемлемым.
Вот схема разделительного фильтра колонки (кроссовера):

На этой схеме всего один резистор, а вот что в колонке на самом деле:

Как видите их тут два и второй, которого нет на схеме включен последовательно с ВЧ-головой для уменьшения подводимой мощности, сопротивление 2 Ом, зависимость (как вычитал) примерно 0,7 Ом на 1дБ, т.е. ослабление на -3дБ, что достаточно сильно. И напомню, на схеме он не показан.
Что же происходит с ВЧ головой если её долго "насиловать".
Вот "идеал", который должен быть

А вот что получается после насилия.

Вся поверхность покрыта волнами из-за термических нагрузок. НО бывает такое и в новых динамиках "перестроечного" периода, когда качество производства похоже сильно упало.


Я вытащил фильтр наружу и стал его приводить "к паспорту". Заменил СЧ-динамик и убрал оба резистора из цепей. Включил послушать и о чудо всё стало хорошо. Но СЧ-ВЧ диапазон стал "выпирать" на передний план и пришлось их уровень занижать L-аттенюатором.
Просмотрев всякие варианты кроссоверов, выбор остановил на этом:

Методом подбора подобрал нужное ослабление ВЧ и СЧ динамиков. ВЧ не стал ослаблять, а для СЧ сделал -6дБ.
Также удалил перемычку и решётку с ВЧ головки, в результате уровень ВЧ стал всё же выпирать, но пока оставил как есть и занялся переделкой другой колонки. Во второй колонке нашёл паспорт сборщика!

Когда сделал, решил испытать.
Всё расставил и включил где-то на 15 Вт. Играло хорошо. но не долго. :))) Сгорел один ВЧ динамик, который показывается тут.
И начались поиски нового на Авито. Нет сильного желания описывать историю поисков, но в результате я обрёл ещё 4 динамика: один изначально сгоревший (бесплатно); второй рабочий и внешне хороший, но с маленьким рассечением между проводников, которое не было видно при покупке и два новых, даже не паянных, которые я и поставил в колонки.

Пусть 25 ГДВ, вместо 10 ГИ вас не смущает, это один и тот же динамик, только оформлен по другому. Старый крепился изнутри, приходилось его поддерживать при разборке, иначе он мог упасть и повредить что-нибудь, а этот крепился снаружи, что проще. Также у нового, как видите, сразу есть защита от шаловливых рук детей и взрослых — металлическая сетка. :))) На мой слух эта сетка уменьшает сигнал на те самые 3-4 дБ, которые нам нужны, чтобы выровнять чувствительность динамиков.
Ещё немного снимков этих динамиков:

Поставил в колонки и испытал на максимуме громкости. В комнате сидеть невыносимо, о соседях ничего сказать не могу и усилитель не тянет эти колонки на большой громкости. Играют отлично, мне очень нравится. Главное хорошо играют и не на большой громкости.
Внешность пока не трогал — позже сделаю под настроение. Общее фото выложу позже

Вот такая история возрождения "старого советского аудио". 🙂