Такой усилитель был изготовлен летом для работы в комплексе с мощным сабвуферным усилителем. Было решено собрать достаточно мощный но простой и компактный четырехканальный автомобильный усилитель, который смог бы качать штатные автомобильные головки средней мощности. TDA7384 – квадрофоническая микросхема УНЧ, которая соответствовала всем требованиям.
По паспортным данным микросхема способна развивать выходную мощность до 40 ватт на канал, хотя данные очень далеки от реальности. В действительности, выходная мощность на канал не может быть выше 18 ватт, в пиках до 20, поскольку питание микросхемы ограничено 12-ю Вольтами – законы физики не обойти!
Печатная плата для усилителя была сделана по технологии ЛУТ на куске гетинакса.
Позже было собрано два аналогичных усилителя. Сама микросхема крепится к основной плате через провода МГТФ 0,4-0,6мм, Такое решение было принято из-за уникальности монтажа, не было возможности непосредственно прикрепить усилитель к плате, но это имеет свои плюсы, одним из которых является легкая замена микросхемы в случае если она выйдет из строя.
Стоимость микросхемы порядка 4-5$, достаточно дешевый вариант по сравнению с аналогичными усилителями от других производителей.
Входные провода желательно использовать экранированные, поскольку посторонние факторы могут искажать форму входного сигнала до того как сигнал поступит на вход усилителя.
Входные конденсаторы подбираются по вкусу – напряжение 63 Вольт, желательно использовать пленочные конденсаторы.
монтаж достаточно прост и не содержит дефицитных компонентов, справиться даже начинающий радиолюбитель. Микросхема нуждается в качественном охлаждении, может понадобится дополнительное охлаждение кулером.
Предлагаю очередную ширпотребную схему 4 канального автомобильного усилителя на интегральной микросхеме LA47536. Почему ширпотребную? Всё очень просто. Такие супер простые схемы нужны лишь для сборки усилителей на скорую руку или выжимания из них максимум мощности. Но никак не для качественного воспроизведения. Хотя фирма-производитель и заявляет о превосходном качестве звучания этого автомобильного усилителя. Вот для авто в самый раз. Выходная мощность 4 канального усилителя 45 ватт на нагрузку в 4 Ом. В микросхему LA47536 встроены схемы защит от короткого замыкания, от перегрева и различные функции. Например, функция ждущего режима. Напряжение питания 4 канального автомобильного усилителя находится в пределах 9…18 вольт. Коэффициент нелинейных искажений при выходной мощности в 4 Вт составляет 0,1…0,4 %.
Схема 4 канального автомобильного усилителя:
Эскиз микросхемы LA47536 с указанием размеров:
Графики зависимости выходной мощности от напряжения питания и коэффициента нелинейных искажений от выходной мощности:
Добавлено: Приведенную выше схему автомобильного усилителя на LA47536 можно применить для ИМС LA4743. У данных микросхем характеристики практически идентичны.
Обсуждайте в социальных сетях и микроблогах
хорошая , но жудко дорогая штука.
Здравствуйте. Люди добрые подскажите подойдет ли эта схемка для микрухи LA4743K?
Sem, да, схемы для ИМС LA47536 и LA4743 идентичны.
Имеется LA4743, хотел сделать из нее усилитель для саба, подскажите пожалуйста как правильно ее подключить, чтобы вместо 4 был один мощный канал, и возможно ли это? Заранее приношу извинения если задал глупый вопрос.
Sem, LA4743 не включить подобным образом. Для сабвуфера возьмите другой усилитель. Или, в крайнем случае, используйте только один канал данного усилителя.
Или 2 канала, если сабвуфер с двумя динамиками или одним двухобмоточным 🙂
Собрал эту схему, сначала без подачи на 4 ногу пяти вольт ничего не работало, потом подал пять вольт на нее микросхема греется и звук идет, но без усиления почти на том же уровне что и на входе. Если кто знает в чем может быть дело подскажите пожалуйста!
ia imeyu atu mikroskemu no ia noviciok pojailusta pokajite legkuiu skemu esli eto samai legkoia izvenite za bespokoistvo
GeNiuS98, это самая легкая схема 4 канального автомобильного усилителя на микросхеме LA47536, т.к. не содержит, можно сказать, обвязки радиодеталей. Собирайте, пробуйте, спрашивайте, делитесь впечатлениями…
не работает ваша схема, ошибка в подключении ног, и эти +5 вольт нужны обязательно.
Уважаемый Кулибин!
Заметьте, что схема 4 канального автомобильного усилителя — не наша. Авторские права на топологию микросхем LA47536 и LA4743 принадлежат SANYO Electric Co.,Ltd. Semiconductor Company.
Ошибок в схеме нет. Проверяйте монтаж.
А вот напряжение на 4 и 22 выводы подавать действительно нужно, чтобы вывести микросхему из ждущего режима.
На 4 вывод нужно подать выше 2 вольт, чтобы рабочий ток на этом выводе микросхемы был по крайней мере 40 мкА.
22 вывод микросхемы LA47536 управляет функцией приглушения звука. При указанных номиналах (резистор 10 кОм и конденсатор 3,3 мкФ) задержка при включении составляет 50 мс.
25 вывод служит для самодиагностики, его можно оставить незадействованным.
1 вывод соединить с общим.
Для дополнительного подавления шумов (в случае их возникновения) можно на каждый выход (9 и 7; 5 и 3; 17 и 19; 21 и 23) относительно общего провода установить последовательно соединенные резистор (2…2,2 Ом) с конденсатором (0,1 мкФ).
P.S. А вообще приведенная схема 4 канального автомобильного усилителя универсальна, широко применяется и отлично себя зарекомендовала. Так что грешить на схему не нужно. Могут быть лишь следующие причины неработоспособности собранного усилителя:
* неправильный монтаж;
* брак микросхемы;
* в случае недостаточного усиления (при условии исключения первых двух причин) — неудовлетворительное питание.
Кардан я же кулибин говорит:
Ребята я официально заявляю схема РАБОТАЕТ, 4 и 22 подключайте на ПЛЮС питания, 22 ногу как показано через резистор.Остальное всё по схеме, кондёр в питании желательно ставить от 4700мкФ 50вольт.Всем удачи в Сборке Я поменял себе ник, мой ник сейчас Кардан, Кулибин тоже я.
подскажите можно ли в магнитоле заменить tda8571j на la4743k? и как это сделать?
Внешние усилители предназначены для повышения громкости и качества звука, транслируемого магнитолой. Мостовое подключение 4-канального усилителя предназначено для коммутации внешних громкоговорителей и низкочастотного динамика для получения максимальной звуковой мощности. Конструкция усилителя позволяет настроить гармоничные параметры совместного звучания стандартных репродукторов и сабвуфера.
Схема подключения
В схеме подключения 4-канального усилителя требуется предусмотреть надежное питание, которое подается от положительной клеммы аккумулятора. Кабели подключаются через предохранительную вставку, номинал защитного элемента на 5-10% превышает номиналы заводских предохранителей в корпусе усилителя. Сечение кабеля подбирается по таблице в зависимости от потребляемой мощности. При использовании тонкого кабеля происходит перегрев и разрушение изоляции, приводящие к короткому замыканию и воспламенению конструкции или автомобиля.
Отрицательный сигнал подается через соединение с болтом «массы», приваренным к панелям кузова автомобиля. На кабель одевается наконечник, который затем прижимается гайкой. На подержанных автомобилях отечественного производства рекомендуется выводить питание от минусовой клеммы батареи, поскольку коррозия на поверхности болта повышает сопротивление контакта и ухудшает питание оборудования.
Для автоматического включения усилителя используется медный кабель (сечением до 1 мм²), идущий от разъема REM головного устройства. После включения магнитолы к усилителю подается управляющий сигнал, активирующий цепи питания. Для передачи звукового сигнала применяются кабели стандарта RCA, оборудованные экраном для защиты от помех. На концы шнуров надеваются специальные металлические наконечники, обеспечивающие надежный контакт. Межблочные кабели запрещается прокладывать около силовой электропроводки из-за появления помех.
Головное устройство оборудовано отдельной цепью питания, кабель с красной изоляцией проводится через замок зажигания или переключатель, принудительно разрывающий цепь. В питании магнитолы предусматривается дополнительный кабель, оснащенный защитным слоем желтого цвета.
Шнур коммутируется к положительной клемме батареи, что обеспечивает поддержание встроенной памяти в магнитоле (для хранения настроек или частот радиостанций).
Допускается использование активного низкочастотника, который подсоединяется к линейному выходу на магнитоле. Второй линейный канал применяется для коммутации внешнего усилительного модуля, для подключения применяется разветвитель типа Y. Передаваемый сигнал автоматически разделяется микропроцессорным блоком управления на 4 канала (2 тыловых и 2 фронтальных).
Усилитель 1-канального типа предназначен для коммутации низкочастотного динамика, за счет уменьшения числа выходов повышена мощность оборудования. Изделия позволяют подсоединять сабвуферы сопротивлением ниже 4 Ом, в конструкции предусмотрены фильтры частот с ручной регулировкой. Допускается подключение 1-канального усилителя совместно с 4-канальным устройством.
4 колонки и 4 канальный усилитель
Чтобы подключить 4 колонки к усилителю, требуется вывести кабели, идущие от динамиков, к месту установки дополнительного оборудования. От каждого репродуктора идет 2 шнура, применяемых для передачи положительного и отрицательного сигнала. Кабели подсоединяются к соответствующим выводам фронтальных и тыловых каналов. При монтаже важно не перепутать расположение динамика и тип канала, при некорректной установке формируется смазанная звуковая картина.
Допускается подсоединять 4 репродуктора к фронтальным каналам, элементы соединяются в параллельную цепь попарно. С выхода подключается цепь динамиков, расположенных по левому или правому борту автомобиля. Перед осуществлением коммутации необходимо убедиться в возможности эксплуатации усилительного блока с нагрузкой 2 Ом на канал. Оставшиеся тыловые каналы предназначены для мостового подсоединения сабвуфера.
Еще одним способом использования 4-х канального устройства является задействование каждого канала для подключения пары громкоговорителей, имеющих суммарное сопротивление 2 Ом. Схема позволяет установить в автомобиле 8 динамиков, которые монтируются в дверях, приборной панели и полке под задним стеклом.
4 колонки и 2 канальный усилитель
Допускается подключение к 2-х канальному усилителю 4 динамиков, расположенных в передней и задней части салона автомобиля. Оптимальной схемой является включение тыловых громкоговорителей через усилительный блок, при этом фронтальная акустика подсоединяется к головному устройству. На части автомобилей рекомендуется обратная коммутация, решение принимает владелец на основе анализа звуковой картины в салоне транспортного средства.
Возможно кроссирование пары громкоговорителей правого и левого борта в параллельную цепь, которая выводится к выходу усилительного блока. При коммутации следует учитывать суммарное сопротивление катушек репродукторов и технические характеристики оборудования. При коммутации динамиков с пониженным сопротивлением возрастает нагрузка на электронные элементы усилительного блока, что приводит к повреждению двухканального устройства.
2 колонки и 4 канальный усилитель
В другую конфигурацию подключения 4-х канального усилителя входят 2 фронтальных громкоговорителя и низкочастотный динамик, который подсоединяется мостом к оставшимся выходам на тыловые репродукторы. Для снижения нагрузки на электронику рекомендуется использовать громкоговоритель, оснащенный катушкой сопротивлением 8 Ом. При работе оборудования наблюдается снижение громкости звучания при одновременном улучшении качества (из-за снижения шумов и искажений сигнала).
Минусовой сигнал к низкочастотному динамику берется с одного тылового выхода, а плюсовой — с другого. При коммутации следует проверить полярность, ошибка при соединении приводит к повреждению компонентов. Сигнальный кабель управления выводится от штекера Rem к магнитоле. Допускается использование в автомобиле 2 сабвуферов, подключенных мостом к фронтальным и тыловым выходам соответственно. Существуют низкочастотные динамики, оборудованные двойной катушкой, которые также предназначены для монтажа мостом через передний и задний каналы.
Инструкции по настройке
Настройка усилителя производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции по эксплуатации. Для регулировки параметров применяются кнопки и поворотные переключатели, закрытые защитной панелью. Вращающиеся корректоры утоплены в корпус, что снижает вероятность случайного изменения положения. Для вращения элемента рекомендуется использовать отвертку с плоским жалом.
На корпусе оборудования установлен контрольный диод блока питания, дальнейшая настройка устройства допускается только при включении зеленой лампы. При использовании стандартных заводских настроек оборудования звуковая картина получается смазанной. Корректировка параметров позволяет выделить низкие и высокие частоты, а также снизить искажения звука.
Настройка усилителя для четырех динамиков без сабвуфера
После завершения подключения четырехканального усилителя и проверки работы электрических цепей необходимо настроить акустику по методике:
- Повернуть регулятор, обозначенный как Gain или Level, до минимального положения.
- При использовании стандартных дверных громкоговорителей требуется повернуть регулятор фильтра HP до максимальной позиции (обозначается на корпусе как Full). Если в автомобиле смонтирована малогабаритная акустика диаметром до 100 мм (в панели приборов или фронтальных стойках), то необходимо установить корректор в положение, соответствующее 120 Гц.
- Отключить функцию усиления низких частот и выключить графический эквалайзер.
- Если подключение 4х канального усилителя выполнялось с разделением по каналам, то необходимо активировать фильтры HP и LP (для высокочастотных динамиков и громкоговорителей среднего диапазона соответственно). Регуляторы выставляются в позицию, соответствующую 4 кГц.
- В конструкции усилительного блока имеется переключатель HiLow Level, положение которого зависит от типа подсоединения оборудования к головному устройству. При подаче сигнала через акустические шнуры выставляется положение Hi. Если подсоединить оборудование к линейным выходам магнитолы, то переключатель переводится в позицию Low.
- Включить головное устройство, в котором находится лазерный диск с музыкальными композициями, допускается установить сменный накопитель с записями в формате МР3 (с высоким битрейтом). Проверить положение селектора тонкомпенсации (должен быть выключен), а затем плавно выкрутить регулятор громкости до появления хрипов в звуковой картине. Аккуратно повернуть корректор назад, определяя границу появления помех.
- Затем пользователь настраивает положение регулятора Gain или Level, корректировка выполняется по аналогии с регулировкой громкости звучания.
- Определить громкость трансляции для тыловых каналов, сопоставляя настройки с параметрами фронтальной акустики. Если владелец автомобиля испытывает трудности с регулировкой акустического оборудования, то рекомендуется обращение в специализированный сервисный центр.
Настройка усилителя под сабвуфер и динамики
Настройка производится по аналогии с регулировкой системы со стандартной акустикой. Для обеспечения улучшенной звуковой картины рекомендуется разгрузить громкоговорители от трансляции низких частот. Мероприятие позволяет снизить ход диффузора и улучшает воспроизведение средних частот. Для регулировки применяется корректор HPF, положение потенциометра определяется пользователем на слух. Часть автовладельцев не включают корректировку HPF из-за искажения звуковой картины.
Применение усиления низких частот для сабвуфера не рекомендуется, поскольку затрагивает полосу выше 40 Гц. При использовании низкочастотного динамика с фазоинвертором включается фильтр сабсоник, который настраивается на частоту на 2-5 Гц ниже значения фазоинвертора (указывается на оборудовании).